Цветовые ассоциации в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:

1. Провести анализ литературы с целью выявления сути научных представлений о цвете, цветовосприятии, особенностях цветоэмоциональных отношений и цветовой символики и научных взглядов на взаимосвязь цветов и эмоций.

2. Изучить особенности цветовой символики в юношеском возрасте.

3. Изучить особенности цветоэмоциональных отношений в юношеском возрасте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ

1.1 История цветовой символики и отношения к цвету………………………..7

1.2 Особенности отношений между цветом и эмоциями…………………..…12

ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

2.1 Организация эмпирического исследования………………………………..16

2.2 Результаты эмпирического исследования и их анализ……………………18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….………………………………..34

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..36

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………...…………………………….

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 548.50 Кб (Скачать)
 

     В эпоху Возрождения цвет начинает терять теологические, мистические и магические трактовки, и в ХVII – ХIХ вв. полностью их утрачивает. В это время цвет начинают постигать как физическую категорию, содержание цветовых символов становится приближено к быту, а отношение к цвету становится практическим. Художники и ученые пытаются связать цвета с температурными ощущениями – тепло и холод. Темные оттенки по-прежнему связывались с негативизмом и печалью, со злом, а светлые – с добром, жизнью, весельем и радостью.

     В это время особое значение приобрело «Учение о цвете» И. В. Гете [14]. Он считал, что цвет воздействует на душевное настроение человека, и разделял все цвета на «положительные» (желтый, оранжевый и желто-красный), «отрицательные» (синий, красно-синий и сине-красный) и «нейтральные» (зеленый). Цвета первой группы создают бодрое, живое, деятельное настроение, а второй – неспокойное, мягкое и тоскливое. Также Гете охарактеризовал воздействие цвета на человека, представленное в таблице 3.

Таблица 3 – Психологические характеристики цветов по И. В. Гете

Цвет Психологическая характеристика
Желтый  Тепло, веселье, радость.
Оранжевый Энергичность, радость.
Желто-красный  Активность, энергичность, чувство потрясения.
Синий «Мистицизм», оказывает  странное, невыносимое воздействие, ощущение холода, печаль
Красно-синий (сиреневый) Беспокойство, безрадостность.
Сине-красный Усиленное чувство  беспокойства, тяжел для восприятия.
Чисто красный Серьезность, достоинство, прелесть.
Пурпурный Величие, серьезность.
Зеленый Удовлетворение, душа «отдыхает».
 

     Также Гете указывает на межкультурные  и возрастные предпочтения цветов. Любовь к ярким и пестрым цветам, как указывает Гете, характерна для  «некультурных», диких и отсталых народов. У образованных людей такие неоправданно яркие цвета вызывают отвращение и неприязнь, поэтому они предпочитают сдержанные цвета. Молодые женщины и мужчины предпочитают светлые оттенки, а люди старшего поколения делают свой выбор в пользу более темных оттенков, таких как лиловых, фиолетовых и т.д.

     В ХХ веке цветовая символика цветов мало изменилась, но приобрела некоторое своеобразие, так как цвет активно использовался в качестве символов общественно-политических явлений.

     Не  менее важной, чем «Учение о цвете» И. В. Гете [14], в психологии цвета была работа В. Кандинского «О духовном в искусстве» [15]. Он подходил к изучению цвета субъективно, утверждая, что при восприятии цвета у человека наряду с физическим воздействием возникает и психологическое. Как полагал Кандинский, психологическое воздействие цвета возможно благодаря взаимодействию двух факторов: «тепло – холод» (отношение желтый – синий) и «светлота – темнота» (отношение белый – черный). Также Кандинский дает трактовку цветовых символов, которая представлена в таблице 4.

Таблица 4 – Символическое значение цветов по В. Кандинскому

Цвет Значение цвета
Синий Бесконечность, покой.
Зеленый Символ природы, успокаивающе действует на уставшего  человека, оживление.
Белый Мир, начало всего.
Черный  «Ничто», мертвое, молчание, окончание развития.
Красный Живой, жизненный, беспокойный.
Фиолетовый  Погашенный, печальный, болезненный.
Желтый  Несколько легкомысленный.
 

     Итак, краткий анализ истории психологии цвета позволяет сделать вывод о том, что символизм цвета и отношение к нему во все времена и эпохи связан с общественной и культурной жизнью людей, а также непосредственно зависит от сознания человека конкретной эпохи:

     – в цветовой символике народов, древнего мира и античности цвет выступает как символ стихий, сил и начал;

     – в эпоху Средневековья цвет воспринимался как атрибуты божественного начала;

     – начиная с эпохи Возрождения цвет является символами общественно-политических и социально-психологических движений и явлений.

 

      1.2 Особенности отношений между цветом и эмоциями 

     Окружающий  мир постоянно пробуждает в нас  различные эмоции. Цвет – это жизнь, он придает нам сил, оживляет. Помимо того, что он участвует в формировании эмоционально-психического состояния, он является непосредственным выражением психических переживаний других людей. По тому, в какой цветовой гамме выполнено, например, живописное полотно, можно определить эмоциональное состояние художника, те ощущения, которые он испытывал при написании картины. Это может быть ощущение радости, праздника и счастья, если тона используются светлые, прозрачные и яркие, или ощущение печали и безысходности, когда картина написана в приглушенных, темных или холодных тонах. [1, 2, 5]

     По  цветовому колориту, предпочтение которому отдает человек, можно определить его эмоциональное состояние в данный момент, а если эти предпочтения достаточно постоянны, то можно говорить и о некоторых качествах характера человека.

     Отельные  цвета и оттенки вызывают у  человека четкие позитивные или негативные реакции, к другим цветам человек остается равнодушным. Это объясняется тем, что цвет для каждого человека выражается в определенной эмоции и эта эмоция определяет отношение человека к цвету.

     Чувства и переживания, которые мы испытываем под воздействием того или иного цвета, называется психологическим влиянием цвета на психику человека. Это влияние обусловлено свойствами цветов.

     В литературе встречается следующая  классификация цветов по их эмоциональному воздействию на человека [13]:

     1. Стимулирующие (теплые) цвета, способствующие возбуждению и действующие как раздражители (красный, оранжевый, желтый);

     2. Дезинтегрирующие (холодные) цвета, приглушающие раздражение (фиолетовый, синий, сине-зеленый);

     3. Пастельные цвета, приглушающие чистые цвета (розовый, лиловый, светло-зеленый);

     4. Статичные цвета, способные уравновесить, успокоить, отвлечь от других возбуждающих цветов (зеленый, оливковый, пурпурный, желто-зеленый);

     5. Цвета глухих тонов, которые не вызывают раздражение (серые); гасят его (белый); помогают сосредоточиться (черный);

     6. Теплые темные тона, стабилизирующие раздражение, действующие вяло, инертно (коричневый);

     7. Холодные темные цвета, изолирующие и подавляющие раздражение (темно-серые, черно-синие, темные – зелено-синие).

     В. Вундт в «Основах физиологической психологии», рассматривая физические основы эмоциогенного воздействия цветов, пришел к выводу, что цвет является исключительно удобным средством для объективации эмоциональных переживаний человека. Л. М. Веккер придерживался подобных взглядов на связь эмоций и цвета. [8,9]

     Л. А. Шварц (1947-1948) было выявлено заметное изменение цветовой чувствительности в зависимости от эмоционального состояния человека. Положительные эмоции, например, радость, оказались связанными с повышением чувствительности к красному и желтому и с понижением — к синему и зеленому. При переживании отрицательных эмоций наблюдалась обратная картина: чувствительность к синему и зеленому возрастала, а к желтому и красному снижалась. Указанные изменения цветовой чувствительности отмечались не только при актуальном переживании эмоций, но и при воспоминаниях о приятных, либо неприятных событиях. Тем самым, экспериментальные исследования Л. А. Шварц подтверждают положение В. Вундта об органической связи ощущений и эмоций. [12]

     В. С. Мухина в своей работе «Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта» [10] показала, что дети 3-4 лет чаще всего используют светлые, яркие краски – желтую, красную, оранжевую, голубую, изумрудно-зеленую для того, чтобы нарисовать нечто красивое, приятное и хорошее.

     В работе В. Н. Ворсобина и В. Н. Жидкина [11] изучалась динамика цветовых предпочтений дошкольников в зависимости от переживаемых ими эмоций. В случаях переживания детьми эмоций радости значимо по сравнению с фоновыми выборами увеличивалось предпочтение красного, желтого и оранжевого цветов и уменьшалось – зеленого и голубого.

     Результаты  этих работ показывают, что цвет связан с эмоциями на самых разных уровнях психической деятельности человека уже с раннего детства. То есть взаимосвязь цвета и эмоций является многоуровневой

     – цвета и их сочетания являются символами эмоций, их внешним воплощением;

     – эмоциональные состояния человека влияют на ситуативное отношение к цвету (изменения цветовой чувствительности, цветовых предпочтений и т.д.);

     – устойчивые эмоциональные особенности (свойства) субъекта также находят свое отражение в различных вариантах цветовых предпочтений.

     Подобная  полифункциональность цвета, с одной  стороны, делает его уникальным средством  изучения эмоциональной сферы человека, но с другой, – лежит в основе неоднозначности в оценках наблюдаемых феноменов, что требует от исследователей особой тщательности при принятии решения относительно того, на каком конкретном уровне он рассматривает и анализирует эти феномены. 

     Итак, рассмотрев теоретический аспект проблемы цветовосприятия, мы можем сделать следующие выводы:

     – существует множество взглядов на цветоэмоциональные значения, отношения цвета с эмоциями, исследователи выделяют различные виды воздействия цвета на психику человека. Общепринятым является выделение физического, оптического и эмоционального воздействия цвета;

     – исследованием проблемы цветовосприятия  занимались В. Вундт, Л. М. Веккер, А. М. Эткинд, В. Ф. Петренко, В. В. Кучеренко, В. Н. Вор-собин, В. Н. Жидкин, Б. А. Базыма, А. И. Ольшанникова, Л. А. Шварц, М. Люшер, А. И. Берзницкас, И. А. Переверзева, Н. К. Плишко, Э. Т. До-рофеева, Л. П. Урванцев, И. М. Дашков, Е. А. Устинович и др.;

     – цвет является полифункциональным средством воздействия на человека. Существуют разные подходы к определению сущности ассоциаций цветов. Своеобразие этих точек зрения во многом определяется временем возникновения тех или иных ассоциаций;

     – исследователи отмечают, что существует взаимосвязь между цветом и эмоциями. Можно говорить о том, что цвет выражается в определенной эмоции человека, при этом эмоциональное состояние определяет отношение конкретного человека к цвету в данный момент времени. То есть цвет служит средством объективации эмоций человека.

 

      ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

     ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 

     2.1 Организация эмпирического исследования 

     Целью эмпирического исследования является изучение особенностей цветовосприятия, цветоэмоциональных значений и отношений в юношеском возрасте.

     Для изучения цветовосприятия, цветоэмоциональных значений и отношений в юношеском возрасте было организовано эмпирическое исследование, которое проводилось в одном из вузов г. Кирова. В качестве испытуемых выступали юноши и девушки (20-23 года) общей численностью 50 человек, среди них 20 юношей и 30 девушек.

    Эмпирическое  исследование состояло из следующих этапов:

  1. этап – диагностика отношений к различным цветам;
  2. этап – диагностика цветовых ассоциаций;
  3. этап – диагностика взаимоотношений между цветом и эмоциями;
  4. этап – анализ полученных данных с помощью качественных и количественных методов обработки.

Информация о работе Цветовые ассоциации в юношеском возрасте