Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 18:57, реферат
Для диагностики личности, ее интеллекта, межличностных отношении в коллективе, в семье широко используются популярные психодиагностические методики, прошедшие массовую апробацию и доказавшие свою практическую ценность. В любой рабочей группе важно уметь оценить склонности и интересы партнеров по общению, их личностные особенности, наконец, степень их соответствия той социальной роли, на которую они претендуют.
Деловое общение и психодиагностика.
Методы психодиагностики.
Для диагностики личности, ее интеллекта, межличностных отношении в коллективе, в семье широко используются популярные психодиагностические методики, прошедшие массовую апробацию и доказавшие свою практическую ценность. В любой рабочей группе важно уметь оценить склонности и интересы партнеров по общению, их личностные особенности, наконец, степень их соответствия той социальной роли, на которую они претендуют.
Естественно, что 
наиболее высокие требования предъявляются 
к психической организации, личностным 
качествам и интеллекту человека, 
являющегося руководителем. Современный 
руководитель обязан обладать элементарной 
социально – психологической 
культурой и уметь 
Именно психодиагностика 
позволит проанализировать и найти 
конструктивный подход к разрешению 
таких проблем, как психологический 
климат в коллективе, динамика настроения, 
конфронтация лидеров. 
Включенность современного человека в 
сложные социальные зависимости диктует 
насущная потребность для каждого члена 
рабочей группы в психодиагностике своего 
состояния, своих возможностей и перспектив 
своей деятельности.
Психодиагностика определяется как область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально – психологических особенностей личности. Она измеряет определенные качества, ставит диагноз и на этой основе определяет положение диагностируемого среди других, исходя из выраженности изучаемых особенностей.
К малоформализованным 
относятся наблюдения, опросы, беседы, 
с помощью которых фиксируются 
виды поведенческих реакций 
Малоформализованные методы дают возможность познакомиться с биографией человека и его жизненными ценностями, удовлетворенностью своим местом и ролью в коллективе. Лишь на первый взгляд этот метод прост, он требует особого мастерства расположить к себе людей, уметь задавать вопросы и определять степень искренности исследуемого.
Высокоформализованные методики - тесты, анкеты, проективные методики и психофизиологические методики.
Показатели качества психодиагностических методик – надежность и валидность. Надежность показывает, на сколько точно производиться измерение и, на сколько можно доверять полученным результатам, а валидность свидетельствует о том, пригодна ли методика для измерения определенных качеств и, на сколько она эффективна.
Несомненно, самые 
популярные методики в настоящее 
время – это тесты. Что же такое 
тест? В психодиагностике тест – 
проба, испытание – это 
В зависимости от способов предъявления материала и испытуемых вспомогательных средств выделяют и различные типы тестов.
Различают тесты, заполняемые 
индивидуально и группой, устно 
и письменно, вербально и невербально. 
Вербальные – это тесты, осуществляемые 
в словесно-логической форме. 
Невербальные – тесты представленные 
чертежами, графиками, картинками.
2. Типы взаимоотношений в коллективе.
Существует 5 типов взаимоотношений внутри коллективов, существенно различающихся с точки зрения морально – психологического климата.
1. Невмешательство: 
низкий уровень заботы 
2. Теплая компания: 
высокий уровень заботы о 
3. Задача: внимание 
руководителя полностью 
4. Золотая середина: 
руководитель в своей 
5. Команда: наиболее 
предпочтительный тип 
Не менее интересные 
исследования динамики межличностных 
отношений в системе «
Херси и Бланчардом. В рамках этого подхода 
предполагается, что степень руководства 
сотрудником и его эмоциональной поддержки 
самым тесным образом связана с уровнем 
его профессиональной зрелости, т.е. по 
мере роста профессионализма руководитель 
все меньше управляет и все больше поддерживает 
сотрудника, вселяя в него уверенность 
в своих силах. Вместе с тем с достижением 
среднего уровня зрелости и выше руководитель 
не только меньше руководит, но и меньше 
эмоционально поддерживает его, поскольку 
такой подчиненный уже в состоянии сам 
контролировать себя, и в этой ситуации 
сокращение опеки расценивается как доверие 
со стороны шефа.
Такой подход к проблеме 
позволяет использовать четыре вида 
отношений в системе «
Согласно предлагаемой схеме приказание оптимально в случае низкого профессионализма, когда исполнитель не готов к самостоятельному выполнению задачи и не хочет брать на себя ответственность. Задача руководителя – инструктировать сотрудника, много руководить и мало доверять.
Внушение рекомендуется использовать на уровнях зрелости от сотрудника среднего до высокого: подчиненные еще не способны, но уже готовы взять на себя ответственность. Здесь особенно важны как руководство, так и поддержка, которые помогут добиться выполнения поставленной задачи.
Участие наиболее эффективно 
на уровне зрелости от среднего до высокого. 
Сотрудник уже способен к самостоятельному 
выполнению задания и в такой 
ситуации требуется не столько руководство, 
сколько психологическая 
Высокий уровень профессиональной зрелости предполагает передачу полномочий исполнителю – делегирование, что означает слабое управление и малую степень эмоциональной поддержки.
Проблема выбора 
оптимального поведения руководителя 
не имеет 
«кабинетного» решения, но можно выделить 
типичные ситуации, возникающие в случае 
неадекватности поведения руководителя. 
У подчиненных возникает чувство досады, 
создается почва для недовольства и сопротивления 
в тех случаях, когда:
. за ошибки одного отвечает другой
. решения принимаются без участия сотрудников
. разнос, разбирательство 
устраивается при третьих 
. руководитель не 
способен признать свою ошибку, 
пытается найти виновного 
. от исполнителя скрывается важная для него информация
. работник, профессионально 
пригодный занять более 
. руководитель жалуется на подчиненного вышестоящему начальнику
. поощрения за 
труд одного работника 
. уровень требовательности 
не одинаков для всех 
3. Роль руководителя в становлении коллектива.
Эффективность работы коллектива, его способность решать поставленные задачи во многом зависит от морально – психологического климата, а также от господствующего в группе «настроя» сотрудников, который, при прочих равных условиях, обусловлен, во-первых, качественным составом персонала и, во- вторых, особенностями неформальных отношений между руководителем и подчиненным.
Остановимся на этих 
проблемах более подробно. Научные 
исследования и обобщение опыта 
практической работы свидетельствуют 
о том, что наиболее продуктивными 
являются рабочие группы, состоящие 
из лиц разного возраста, пола и 
темперамента. Молодые работники 
лучше воспринимают новое, более 
энергичны, но порою самонадеянны, не 
склонны к компромиссам. Пожилые, 
напротив, достаточно консервативны, но 
обладают жизненным опытом, не склонны 
к авантюрам, способны принимать 
более взвешенные решения, как правило, 
избегают конфликтных ситуаций. Далее, 
чисто женские и чисто мужские 
коллективы обладают специфическими недостатками: 
в женских коллективах чаще случаются 
мелочные склоки, больше потерь рабочего 
времени в связи с 
Неформальные отношения 
между руководителем и 
. руководитель не 
дает конкретных заданий, но 
постоянно досаждает 
. «зациклен» на 
одной теме в общении с 
. ежедневно формулирует новые идеи для выполнения задания
. постоянно проповедует свои замыслы
. не доверяет своим 
сотрудникам, злоупотребляет 
. увлекается бумаготворчеством
. малодоступен территориально и во времени
. не имеет готовых 
решений производственных 
Успех неформальных отношений с подчиненными, без чего невозможно формирование чувства уважения к своему руководителю, зависит от соблюдения целого ряда принципов и правил делового общения.
Основополагающее 
значение имеют уважение чужого достоинства. 
Нравственно – психологической основой 
этого принципа является аксиома социальной 
психологии, согласно которой ни один 
человек не чувствует себя достаточно 
комфортно без положительной самооценки. 
Следовательно, руководитель обязан видеть 
в каждом подчиненном не должность, а личность, 
проявлять доброжелательность и терпимость, 
с уважением относиться к его личной жизни, 
но при этом избегать советов в этой области. 
Желательно всегда помнить, что «сильный 
никогда не унижает» и, следовательно, 
недопустимо повышать голос на своего 
сотрудника, навешивать ярлыки типа 
«лентяй», «бездельник», «тупица» и т.д.
Если подчиненный ошибся или допустил проступок, он, как правило, понимает свою вину и адекватно воспринимает наказание, но если начальник при этом заденет его самолюбие, он не прости этого. Следовательно, при разборе ситуации необходимо разделять человека и поступок: критиковать конкретные действия, а не личность провинившегося.
Важно помнить, что уважают только тех руководителей, которые хвалят при всех, а выговаривают с глазу на глаз; никогда не жалуются на своих сотрудников и, если надо, берут их вину на себя; своевременно и открыто признают свои ошибки. Несмотря на личные симпатии и антипатии, руководитель обязан предъявлять ко всем подчиненным одинаковые требования, ко всем относиться равно, никого не выделять; при посторонних обращаться к своим сотрудникам по имени и отчеству в не зависимости от их возраста.
Недопустимо читать нотации и поучать персонал, если сам руководитель не соблюдает данное требование: воспитательное значение имеет только личный пример руководителя.