Феномен лидерства и руководства. Подготовка и самоподготовка лидера

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования в данной работе является исследование феномена лидерства и руководства и определение психологического типа лидера.

Данная тема также имеет практическую значимость. Исследования личностных характеристик лидера, их анализ и изучение сущности лидерства и руководства позволяют предсказывать дальнейшие шаги лидера (руководителя), анализировать причину его поступков и своевременно решать проблемы, обусловленные тем или иным поступком лидера.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты изучения лидерства и руководства
1.1 Сущность понятий «лидерство» и «руководство». Сходства и различия

1.2 Основные теории лидерства

1.3 Типы лидеров. Индивидуально-личностные характеристики, присущие лидерам

1.4 Теоретические подходы к стилям управления

Глава 2. Анализ результатов социологического исследования по выявлению лидерских качеств

2.1 Характеристика объекта исследования

2.2 Процедура проведения социологического исследования

2.3 Обобщение и анализ результатов исследования по выявлению лидерских качеств

Глава 3. Психологические тренинги, способствующие развитию лидерских качеств
Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

лидерство.doc

— 293.00 Кб (Скачать)

    МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    МОСКОВСКИЙ  АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ) 
 

    Кафедра социологии и управления 
 
 

    КУРСОВОЙ  ПРОЕКТ

    по  дисциплине «Педагогика и психология»

    на  тему: «Феномен лидерства и руководства. Подготовка и самоподготовка лидера» 
 
 
 
 
 
 
 

    Выполнил:

    студент группы 2ЗУс

    Тарасов А.Е. 

    Проверил:

    Пахомова  И.А. 

Москва 2010

 

Содержание 

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты изучения лидерства и руководства

1.1 Сущность понятий «лидерство» и «руководство». Сходства и различия

1.2 Основные теории лидерства

1.3 Типы лидеров. Индивидуально-личностные характеристики, присущие лидерам

1.4 Теоретические подходы к стилям управления

Глава 2. Анализ результатов социологического исследования по выявлению лидерских качеств

2.1 Характеристика  объекта исследования

2.2 Процедура  проведения социологического исследования

2.3 Обобщение  и анализ результатов исследования  по выявлению лидерских качеств

Глава 3. Психологические тренинги, способствующие развитию лидерских качеств

Заключение

Список  литературы

Приложения 

 

      Введение 

     Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые  ее участники начинают играть более активную роль, чем другие, им оказывают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, короче говоря, они приобретают доминирующее положение. Таким путем происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т. е. на лидеров и последователей. По мере количественного роста группы и, что особенно важно, ее стабилизации, среди членов группы складывается ранговая иерархия, и роль лидера приобретает решающее значение в деятельности группы.

     Вся жизнь человека протекает в социальном контексте, он живет и действует в составе разнообразных групп и, следовательно, всю жизнь испытывает влияние всевозможных формальных и неформальных лидеров; ими могут быть люди разных личностных качеств и общественного положения старший в семье, капитан дворовой хоккейной команды, учитель, тренер, главарь преступной группы, армейский старшина, бригадир, начальник отдела, художественный руководитель, заведующий кафедрой и так далее. Феномен лидерства остается изученным далеко не полностью на сегодняшний день, и исследования в этой области не прекращаются. Следовательно, сама тема довольно актуальна в психологии.

     Целью исследования в данной работе является исследование феномена лидерства и  руководства и определение психологического типа лидера.

     Данная  тема также имеет практическую значимость. Исследования личностных характеристик лидера, их анализ и изучение сущности лидерства и руководства позволяют предсказывать дальнейшие шаги лидера (руководителя), анализировать причину его поступков и своевременно решать проблемы, обусловленные тем или иным поступком лидера.

 

      Глава 1. Теоретические  аспекты изучения лидерства и руководства 

     1.1 Сущность понятий  «лидерство» и  «руководство». Сходства  и различия 

     Руководство и лидерство — это два разных понятия. Руководство концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи. На практике, как правило, не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений в управлении. Исследования показывают, что значительная группа руководителей во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже.

     Существует  различие между формальным лидерством — когда влияние исходит из официального положения в организации  и естественным лидерством — когда влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. В большинстве ситуаций, конечно, эти два вида влияния переплетаются в большей или меньшей степени. Важно здесь не то, что лидер обладает качествами превосходства, а то, что его сторонники считают, будто он обладает этими качествами.

     Лидерство — это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство — это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.

     Однако, несмотря на приведенные различия, и лидер, и руководитель имеют  дело с одним и тем же типом  проблем, связанных со стимулированием персонала организации, нацеливанием его на решение определенных задач, заботой о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены. 

 

      Таблица 1. Матрица базовых стратегий

    Руководство Лидерство
    1. Осуществляется  регуляция официальных отношений группы как некоторой социальной организации 1. Осуществляется  регуляция межличностных отношений  в группе
    2. Связано  со всей системой общественных  отношений и является элементом  макросреды 2. Является элементом  макросреды (так же, как сама малая  группа)
    3. Целенаправленный  процесс, осуществляемый под контролем  различных элементов социальной  структуры 3. Возникает  стихийно
    4. Явление  более стабильное 4. Явление менее  стабильное и зависит в большей  степени от настроения группы
    5. Более  определенная система различных санкций 5. Менее определенная  система различных санкций
    6. Процесс  принятия решений значительно  более сложен и опосредован  множеством различных обстоятельств  и соображений, не обязательно  связанных с данной группой 6. Решения принимают непосредственно по групповой деятельности
    7. Сфера  действий руководителя шире, поскольку  он представляет малую группу  в более широкой социальной  системе 7. Сфера деятельности  лидера — в основном малая  группа
 

     Руководитель — это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей.

     Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.

     Руководители  имеют тенденцию занимать пассивную  позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости  ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей к делу.

     Официально  назначенный руководитель подразделения  обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, поэтому он чаще, чем кто-либо другой, становится лидером. Однако необходимо помнить, что быть руководителем не означает автоматически считаться лидером, так как лидерство в значительной мере базируется на неформальной основе.

     Кроме того, поведение формального руководителя зависит от того, стремится ли он продвигаться выше по служебной лестнице или удовлетворен своим настоящим  положением и особенно не стремится  к продвижению. В первом случае руководитель, отождествляя себя с более крупными группами организации, нежели с группой подчиненных, может считать, что эмоциональная привязанность к рабочей группе может стать тормозом на его пути. Приверженность руководителя своей группе может войти в противоречие с его личными амбициями и оказаться в конфликте с его приверженностью руководящей группе организации. Во втором — он полностью отождествляет себя со своими подчиненными и стремится сделать все от него зависящее, чтобы защитить их интересы.

     Руководители  предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подчиненные играют в запрограммированной цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это во многом происходит оттого, что менеджеры видят себя определенной частью организации или членами особого социального института. Лидеры подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении. Лидеры учитывают потребности работников, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции и всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства типа любви и ненависти. Лидеры не связывают уважение к себе с принадлежностью к определенной организации.

     Руководители  обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана. Лидеры строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они закладывают доверие в  основу групповой, совместной работы.

     Используя свой профессионализм, различные способности  и умения, руководители концентрируют  свои усилия в области принятия решений. Они пытаются сузить набор путей  решения проблемы. Решения часто  принимаются на основе прошлого опыта. Лидеры, наоборот, предпринимают постоянные попытки разработки новых и неоднозначных решений проблемы. А самое главное, после того, как проблема ими решена, лидеры берут на себя риск и бремя выявления новых проблем, особенно в тех случаях, когда существуют значительные возможности для получения соответствующего вознаграждения. 

     1.2 Основные теории лидерства 

     Что делает человека эффективным лидером? Этот вопрос давно интересует ученых. Один из наиболее известных и простых  ответов дает теория великих людей. Ее сторонников можно встретить среди историков, политологов, психологов и социологов. Теория великих людей утверждает, что человек, который обладает определенным набором личностных черт, будет хорошим лидером независимо от характера ситуации, в которой он находится. Абсолютным воплощением теории великих людей является понятие харизматического лидера, перед которым преклоняются окружающие (от греч. charizma — дар, благодать божья, милость богов)1.

     Если  эта теория верна, то должны существовать какие-то ключевые черты личности, делающие человека великим лидером и выдающимся руководителем. Что это: высокий интеллект, харизма (обаяние), общительность, смелость? Или их сочетание? Что лучше: быть экстравертом или интровертом? Должен ли правитель быть абсолютно безжалостным? Или лучшими руководителями являются высокоморальные люди? А может, правильный ответ дал великий Лао-Цзы, написавший две тысячи лет назад: «Страна управляется справедливостью, война ведется хитростью». Или же главное значение имеет не сама личность лидера, а социальные характеристики окружения, в котором она формировалась: состав семьи, образование, прежние занятия?2

     Психологи, озаботившись данным вопросом, провели  множество специальных исследований. Ныне их количество уже измеряется сотнями. И что же? Да почти ничего! Некоторые довольно слабые зависимости действительно можно найти. Но в целом можно сказать, что сильных взаимосвязей не существует. Как ни удивительно, оказалось, что очень мало личностных черт напрямую связаны с лидерской эффективностью, и найденная взаимозависимость обычно бывает довольно слабой.

     Вот некоторые соотношения, обнаруженные между отдельными личностными характеристиками и лидерством3.

Информация о работе Феномен лидерства и руководства. Подготовка и самоподготовка лидера