Феномен лидерства и руководства. Подготовка и самоподготовка лидера

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования в данной работе является исследование феномена лидерства и руководства и определение психологического типа лидера.

Данная тема также имеет практическую значимость. Исследования личностных характеристик лидера, их анализ и изучение сущности лидерства и руководства позволяют предсказывать дальнейшие шаги лидера (руководителя), анализировать причину его поступков и своевременно решать проблемы, обусловленные тем или иным поступком лидера.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты изучения лидерства и руководства
1.1 Сущность понятий «лидерство» и «руководство». Сходства и различия

1.2 Основные теории лидерства

1.3 Типы лидеров. Индивидуально-личностные характеристики, присущие лидерам

1.4 Теоретические подходы к стилям управления

Глава 2. Анализ результатов социологического исследования по выявлению лидерских качеств

2.1 Характеристика объекта исследования

2.2 Процедура проведения социологического исследования

2.3 Обобщение и анализ результатов исследования по выявлению лидерских качеств

Глава 3. Психологические тренинги, способствующие развитию лидерских качеств
Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

лидерство.doc

— 293.00 Кб (Скачать)
  • Методика Деллингера позволяет мгновенно определить тип личности интересующего нас человека и дать подробную характеристику личностных качеств и особенностей поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях.

     Студенту  предлагается выбрать одну из 5 фигур, которая, по его мнению, наиболее подходит ему, а остальные 4 проранжировать в  порядке симпатии. Эта первая фигура - будет основной фигурой типа личности, в ней выражены доминирующие черты характера и особенности поведения. Остальные фигуры можно назвать модуляторами, окрашивающими ведущую мелодию поведения.9

     Итак, обратимся к нашим лидерам  и их результатам (табл. 6). 

     Таблица 6 Психологические свойства лидеров согласно методике Деллингера

Респондент Основная  фигура типа личности Психологические свойства фигуры10
Положительные Отрицательные
Г.О. треугольник Лидерские качества, способность взять ответственность  на себя, решительность, сконцентрированность на проблеме, нацеленность на победу, энергичность, уверенность в себе Эгоцентризм, эгоизм, коварство, безразличие ко всему  пока цель не будет достигнута, неуправляемость, самонадеянность, карьеризм
Ю.Ю. треугольник
Ч.С. треугольник
К.С. квадрат Любовь  к порядку, внимательность к деталям, аналитический склад ума, рациональность, упорство, бережливость Педантизм, возможность упустить главное, холодная рассудительность, излишняя осторожность, упрямство, скупость
Х.Ю. квадрат
Л.Н. круг Доброжелательность, добродушие, заботливость, преданность, великодушие, доверчивость, бесконфликтность Мягкотелость, нетребовательность, беспечность, навязчивость, расточительность, легковерность, склонность к самобичеванию, уступчивость
Л.Д. круг
П.Т. круг
Т.Д. круг
 
 

     Таким образом, все наши лидеры разделись на 3 группы: «треугольники», «квадраты» и «круги».

     Почему  же респонденты выбрали именно эти  фигуры и оставили в стороне «прямоугольник»  и «зигзаг»? Попытаемся разобраться.

     Круг - самая доброжелательная из пяти форм. Он чаще всего служит тем "клеем", который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т.е. - стабилизирует группу. Круги направлены скорее на людей, чем на дело. Пытаясь сохранить мир, они иногда избегают занимать "твердую" позицию и принимать непопулярные решения. Для Круга нет ничего более тяжкого, чем вступать в межличностный конфликт. Они любой ценой стремятся его избежать. Иногда - в ущерб делу.11

     Квадрат - неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, - вот основные качества истинных квадратов. Выносливость, терпение и методичность обычно делают квадрата высококлассным специалистом в своей области. Квадрат способен выдать необходимую информацию моментально. Поэтому Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области. Они постоянно "упорядочивают", организуют людей и вещи вокруг себя.

     Таким образом, квадрат имеет довольно высокие умственные способности  и развитые характеристики, связанные  с участием в процессе труда, отмеченные мною в теоретической части моей курсовой работы.

     Трем  оставшимся респондентам характерны лидерские  направленности треугольника, так как  именно эта форма символизирует  лидерство, и многие Треугольники ощущают  в этом свое предназначение. Самая характерная особенность истинного Треугольника - способность концентрироваться на главной цели. Они - энергичные, сильные личности. В противоположность Квадратам, ориентированным на детали, Треугольники сосредоточиваются на главном, на сути проблемы. Их сильная прагматическая ориентация направляет мыслительный анализ и ограничивает его поиском эффективного в данных условиях решения проблемы.

     Из  Треугольников получаются отличные менеджеры. Они решительны и нацелены на победу. Главное отрицательное качество "треугольной": сильный эгоцентризм, направленность на себя. Таким образом, треугольник – идеальный лидер.

     Мы  получили полное соответствие данных социометрического исследования (а  ведь именно Ю.Ю. имеет социальную роль «звезды» в нашем коллективе) данным психогеометрического типа.

     Среди наших лидеров не обнаружилось респондентов с преобладающими фигурами зигзага и прямоугольника. Неудивительно, ведь им соответствуют такие черты как: возбудимость, любознательность, настрой на своё, чувствительность, неамбициозность и смелость (для прямоугольника) и креативность, мечтательность, экспрессивность, остроумие, и как отрицательные психологические свойства: неорганизованность, несдержанность, эксцентричность, нелогичность, непрактичность (для зигзага).12 Я думаю, это несколько нейтральные черты по отношению к лидерству, к тому же, как негативную черту у прямоугольника стоит выделить низкую самооценку, которая губительна для лидера, также настрой на своё – не слишком лидерская черта, видимо потому среди наших лидеров-студентов не оказалось прямоугольников. Что же касается зигзага - такой человек хороший художник, музыкант, артист, но, видимо, повести за собой, он и не сможет (да это ему и не нужно – главное для него – это творчество).

     Теперь  обратимся к тесту Айзенка.

  • Тест Айзенка помогает в определении психических свойств личности. Вопросы направлены на выявление степени интравертности или экстравертности индивида, а также на выявление эмоциональной реактивности.

     Согласно  результатам этого теста (см. Табл. 4), наши респонденты – экстраверты, за исключением Х.Ю. (амбоверт). Это значит, что их нервные процессы обращены наружу и требуют постоянной стимуляции со стороны внешней среды. Такие люди нуждаются в компании, они общительны, беззаботны, разговорчивы и импульсивны.13

     Обратимся ко второй группе результатов, полученной с этим тестом. Можно смело сказать  об эмоциональной впечатлительности  студентов, и даже некоторых признаках  расшатанности нервной системы  у троих из исследуемых. Таким  образом, выбор именно этих студентов в категориях «отдых» и «дружба» мог быть связан с их общительностью и их эмоциональным фоном.

  • Тест Стреляу поможет нам исследовать наших респондентов на психологические особенности личности, обусловленных типом нервной системы.

     Опираясь  на результаты таблицы 4, могу заключить, что все респонденты являются ярковыраженными сангвиниками, за исключением Ч.С. (холерик). Относительно такого темперамента можно сказать: быстро сходятся с людьми, жизнерадостны, легко переключаются с одного вида деятельности на другой и не любят однообразной работы, легко контролируют свои эмоции, быстро осваиваются в новой обстановке. Имеют громкую, быструю, отчётливую речь, сопровождающуюся выразительной мимикой и жестами. Ну что ж, должен сказать, что сангвиники неплохие ораторы, они уравновешены, что положительно для лидера; также, исходя из вышесказанного, можно заключить, что у наших лидеров довольно хорошо развита эмпатия, являющаяся весомой чертой лидера.

     Переходим к тесту на интеллект. Лидер должен обладать высокими умственными способностями. Поэтому стоит исследовать студентов на уровень интеллекта.

  • Тест Айзенка на определение уровня интеллекта поможет нам определить скорость умственных процессов и высчитать коэффициент интеллекта.

     Как мы можем увидеть в таблице 6 коэффициент IQ у всех респондентов выше 100. Отметим, что уровень IQ у лидеров должен быть выше среднего, но не должен быть намного больше уровня всех остальных студентов группы. «Слишком умные» не могут быть лидерами группы, как это уже отмечалось мною в теоретической части.

  • Тестовая методика САН (самочувствие, активность, настроение) поможет нам проанализировать эмоциональное состояние респондентов. Вновь обратимся к результатам таблицы 5. Сравнивая показатели САН наших респондентов с показателями остальных членов группы, можно отметить, что они находятся на достаточно высоком уровне14.

     Люди  с хорошим настроением, самочувствием  и высокой активностью имеют  больше шансов стать лидерами коллектива, чем остальные индивиды. Исследования показывают, что увлечённые лидеры, излучающие оптимизм, намного легче удерживают персонал, нежели их коллеги, постоянно находящиеся в скверном расположении духа. Теперь обратим внимания на качества, которые присутствуют в наших лидерах (выявлены путём прохождения тестирования) и качеств, которые необходимо развивать: 

  Присутствуют Необходимо  развивать
Психологические качества Тип личности: экстраверт, интроверт.

Темперамент: флегматик, сангвиник, холерик.

Решительность, уравновешенность, творчество, созидательность, самоутверждение, упорство.

 
Интеллектуальные  качества Высокий уровень  интеллекта: ум, логика, образованность, рассудительность, чувство юмора.  
Личностные  качества Деловые качества: организованность, дисциплинированность, инициативность, самостоятельность, ответственность, рискованность. Личностные качества: доброжелательность, тактичность, участливость, честность, порядочность, внимательность, адаптивность. Эмоциональный интеллект, эмпатия, коммуникабельность,

Харизма.

Характеристики, связанные с участием в процессе труда Стремление  к достижению результата, к превосходству, добросовестность в достижении целей, способность работать, невзирая на трудности, упорство. Высокий профессионализм, сильные качества профессионала  в конкретном деле, мотивация.
 

 

      Глава 3. Психологические тренинги, способствующие развитию лидерских качеств 

     Успех каждого из нас зависит только от того, насколько мы сами этого  хотим. От качеств, которые мы «культивируем» в себе, от нашей целеустремленности и знаний напрямую зависит наш  уровень жизни. Если не достаточно одного понимания, необходимо воспитывать в себе того, кем мы хотим стать.

     Начать  следует, прежде всего, с изменения  своего отношения к окружающему  миру. Это одно из фундаментальных  условий достижения успеха. Можно  вывести несколько основополагающих принципов, работа с которыми поможет приобрести уверенность в себе, усилить собственную мотивацию и тем самым привести к успеху и признанию, что так необходимо лидеру.

     Принцип №1. Все, что происходит в моей жизни  – моих рук дело. В том, что  мы что-то не успели или что-то у нас не получилось, виноваты, в первую очередь, мы. Что следовало бы понять людям с завышенным чувством гордости и достоинства.

     Принцип №2. Умение рисковать. Рисковать осознанно  и оправданно. Суть принципа – рискуйте! Вода не течет под лежачий камень.

     Принцип №3. Устойчивость. Именно устойчивость является одним из главных качеств  лидера. Благодаря устойчивости ему  не страшны черные полосы жизни, неизвестность  и неопределенность. Важно не путать понятия упрямства или упорства с понятием устойчивости. Упрямству сродни слепота и глухота, в то время как устойчивости свойственны расчет и действие.

     Принцип №4. Энергичность и заряженность. Трудно стать лидером, не обладая при  этом достаточными запасами энергии  и выносливости. Излучая уверенность, бодрость и энергию, мы на психологическом уровне подавляем окружающих, вырисовывая в их подсознании собственное превосходство и лидерство.

     Принцип №5. Целеустремленность. Обязательный атрибут человека, действительно  желающего добиться успеха. Помимо всего прочего целеустремленность качественно отличает лидера от всех остальных. Он отождествляется с собственной целью, всецело посвящая себя процессу ее достижения.

     Принцип №6. Эластичность. Ни в коем случае не имеется в виду «прогибание под  изменчивый мир». Эластичность на самом деле – ни что иное как понимание, что собственные предпочтения и увлечения иногда перерастают в рамки и ограничения.

Информация о работе Феномен лидерства и руководства. Подготовка и самоподготовка лидера