Физиологические и психологические особенности развития ребенка дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 18:33, курс лекций

Описание работы

Характерной тенденцией профессионально-педагогического образования в современном мире является его гуманизация, направленность на развитие профессиональной культуры, способностей и интересов личности, ее творческой индивидуальности. Источниками формирования содержания образования стали основные нормы самоопределения личности: человек, общество, природа и человеческая деятельность. Современное содержание образования ориентирует педагога на формирование личности творческой, личности поисковой, ощущающей беспредельное желание получать знания.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 222.00 Кб (Скачать)

Физиологические и психологические  особенности развития ребенка дошкольного  возраста

 

 

Характерной тенденцией профессионально-педагогического  образования в современном мире является его гуманизация, направленность на развитие профессиональной культуры, способностей и интересов личности, ее творческой индивидуальности. Источниками формирования содержания образования стали основные нормы самоопределения личности: человек, общество, природа и человеческая деятельность. Современное содержание образования ориентирует педагога на формирование личности творческой, личности поисковой, ощущающей беспредельное желание получать знания.

В связи с этим пересматриваются и  позиции подготовки современного педагога, у которого необходимо формировать  профессиональные навыки в области деятельностной сферы дошкольников.

На  это нацеливает целый ряд нормативных  документов, развивающих основную концепцию  деятельностного подхода к ребенку: ориентация на личность ребенка, учет индивидуализации и дифференциации как основных принципов.

Проблема  профессиональной подготовки педагогов  в области личностно-деятельностного  подхода в образовании - одна из центральных  для педагогики. Многочисленные школы  и концепции образования отражают непрерывный поиск и усилия, предпринимаемые  педагогами и психологами. В настоящее время индивидуализация процесса обучения и воспитания осуществляется главным образом с позиций психологии и педагогики.

С позиции психологии принцип личностного  подхода проявляется в выявлении  и учете индивидуальных особенностей темперамента, черт характера, уровня сформированности психических процессов (мышления, памяти, восприятия, воли и др.); в учете направленности, интересов, привычек ребенка и т.д.

Педагогика  личностного подхода строится на соблюдении уровня сформированности у  ребенка знаний, умений и навыков при учете социальных условий его жизни.

Однако  существует чисто психофизиологический аспект данной проблемы, который остается вне поля зрения ученых: является ли выбранный педагогом режим обучения оптимальным по биологическим критериям. Эта задача может быть решена с помощью мониторинга функционального состояния ребенка, через оценку его индивидуальных психофизиологических характеристик. Особое внимание должны привлекать те индивидуальные особенности, которые наиболее тесно связаны с механизмами регуляции состояний и, в частности, биологические ритмы ребенка.

Обычно  под функциональным состоянием понимают тот уровень активации мозговых структур, на котором протекает конкретная психическая деятельность ребенка.

Активация - это состояние нервной системы, характеризующее уровень ее возбуждения и реактивности. Активация определяется модулирующими влияниями, исходящими из части нервной системы, которая охватывает лимбическую систему и активизирует структуры неспецифической (ретикулярной) системы мозга. С изменением баланса этих влияний меняются интенсивность и качественное своеобразие активации, фиксируемые в вегетативных показателях: в частоте сердцебиений, кожном сопротивлении, артериальном давлении, изменении дыхания. Активация бывает длительной (тонической) и короткой (фазической).

Отношения между уровнем активации  мозга и эффективностью выполнения различных действий, операций, навыков, так же как и результатов обследования, неоднократно исследовались.

Зависимость эффективности деятельности от уровня активации описывается  куполообразной кривой, показывающей, что наиболее высокие результаты достигаются при оптимальном  функциональном состоянии достигаются при оптимальном функциональном состоянии, которое не характеризуется самой высокой активацией нервной системы. Более адекватно оно отвечает тем требованиям, которые предъявляет содержание решаемой задачи к энергетическому обеспечению мозговых структур. Сдвиг функционального состояния в сторону от оптимального, независимо от его направленности, сопровождается снижением результативности как психики, так и действий.

Диапазон изменения состояний  бодрствующего человека чрезвычайно  широк. Его границы представлены, с одной стороны, состоянием дремоты, сопровождающимся потерей интереса и внимания, а с другой - чрезмерным возбуждением и направленностью, которые обычно наблюдаются в состоянии стресса. По мнению психофизиолога Н.Н. Даниловой, самые низкие результаты деятельности человека, снижение скорости реагирования обычно связаны с этими крайними состояниями бодрствования.

Функциональное состояние зависит  от многих факторов; от содержания режимной задачи, степени ее трудности, заинтересованности человека, от силы и характера получаемого подкрепления в виде награды или поощрения, а также от индивидуальных особенностей субъекта. Немаловажную роль играет учет биологических ритмов человека, которые вносят свой вклад в уровень физиологического состояния.

Знание индивидуальных особенностей биоритмов детей может способствовать оптимальному развитию каждого ребенка. Для решения заявленной задачи педагогу необходимо иметь научно-теоретические  знания в области биоритмологии.

Биоритмология (или хронобиология - от греческого Chronos - время) – одно из новых фундаментальных направлений биологии и медицины. Ее можно определить как часть естествознания, которая изучает закономерности и механизмы временной организации процессов жизнедеятельности, функции организма в условиях непрерывно меняющегося пространства-временного континуума. Важнейшей задачей современной биоритмологии является изучение ритмической структуры биологических систем, а также механизмов генерации биоритмов.

Необходимо также определить понятие «биологический ритм», или «биоритм».

БСЭ определяет биоритмы как циклические  колебания интенсивности и характера  биологических процессов и явлений. Биоритмы психической активности человека - периодическое чередование состояния  напряжения и расслабления в психической деятельности человека.

Активность - всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или  поддержания значимых связей с окружающим миром, присущая живому существу способность  к «самостоятельной силе».

В психологии активность выступает  в соотнесении с деятельностью, обнаруживаясь как динамическое условие ее становления, реализации и видоизменения, как свойство ее собственного движения.

Возникновение биоритмов связано  с ритмическими процессами. Появление временной организации функций, то есть биоритмов, сыграло существенную роль в эволюции, поскольку обеспечивало нормальное функционирование живых организмов в условиях ритмичных изменений в окружающем мире.

Временной период - важнейшая характеристика биоритма, это отрезок времени, по истечении которого происходит повторение функции или состояния организма.

Биологические объекты - одна из форм организации материи, и периодические  колебания свойственны ей так  же, как и неживой природе.

Интерес человечества к ритмичным колебаниям прослеживается на протяжении двух с половиной тысячелетий и восходит к древнегреческому поэту Архилоху, писавшему: «Познай, какой ритм владеет людьми». Гиппократ еще 2400 лет назад отмечал подъемы и падения, присущие физиологическому состоянию людей, однако интенсивное изучение биоритмов, поиски истинного механизма биологических часов, свойственных всему живому, началось сравнительно недавно.

Способность организмов измерять время  впервые обнаружил примерно 250 лет  назад французский астроном де Мэрон. Проведенные им в 1729 г. опыты показали, что у растений существует периодичность движения листьев. Разработка основ учения о восприятии времени органами чувств человека и роли последних в формировании биологических ритмов является заслугой русского физиолога И.М. Сеченова.

Основоположник отечественной  патофизиологии А.А. Богомолец считал ритмы биологических процессов  проявлением индивидуальной реактивности и конституции индивидуума. В 1926 г. он писал: «Для конституции организма  чрезвычайно характерен ритм». Следует отметить, что в то время данная тематика еще не была столь популярна.

В 1930-31 гг. академик В.И. Вернадский сформулировал  понятие о биологическом времени.

Первые исследования циркадианных ритмов, проведенные в нашей, стране, были осуществлены на приматах, хищных и грызунах (1937 г.).

В 1935 г. в Швейцарии было создано 1-е Международное общество по исследованию биологических ритмов, которое в 1971г. в США было преобразовано  в Международное общество хронобиологии  и существует до сих пор.

Началом систематической разработки проблемы временной организации  живых существ можно считать  исследование Ф. Халберга и Питтендра.

В 1960 г. Ф. Халберг постулировал временную  организацию физиологических функций  на основе повторений одной и той  же последовательности событий в биологическом циркадианном ритме. В 1969 г. он предложил выделять околосуточные (циркадианные), околонедельные (циркасептальные) и окологодовые (цирканнуальные) колебания.

Годом рождения биоритмологии как  науки считается 1964 год, когда состоялся 1 -Й Международный симпозиум по этому вопросу. С тех пор проведено огромное количество испытаний, однако еще не все вопросы биоритмологии решены окончательно.

Детальные исследования в этом направлении  стали проводиться лишь в последнее  пятидесятилетие.

Как уже было отмечено, в нашей  стране вопросы хронобиологии начали изучаться в 30-е годы XX века. На всесоюзных конференциях, проведенных в 1974 - 1978 гг. (гг. Фрунзе, Новосибирск, Владивосток) и Германо-Советском симпозиуме по хронобиологии в г. Галле (бывшая РДП) в 1978 г., рассматривались почти исключительно вопросы циркадианной организации живых систем.

Были выделены различные виды биоритмов  в зависимости от их временной  организации. Описаны клеточные, органные, организменные и популяционные биологические ритмы. По частоте их разделяют на 5 классов: ритмы высокой частоты (с периодом колебаний от долей секунды до 30 минут), средней частоты (с периодом колебаний от 30 минут до 28 часов), мезоритмы (период колебаний от 28 часов - до 6 дней), макроритмы с периодом от 20 дней до 1 года и мегаритмы с колебаниями, продолжающимися десятки и сотни лет.

У человека имеются системы различных  видов ритмов: дыхание, сокращение сердца, колебание температуры тела в  течение суток, электрическая активность мозга, работа внутренних органов, тканей клеток - все построено на ритмах.

Различают ритмы ведущие и ведомые. Ведущие - это ритмы ЦНС. Так, кора головного мозга держит связь  с окружающей средой и передает сигналы  времени внутренним органам. Ведомыми являются ритмы суточного колебания температуры тела, работы эндокринных желез. Различные виды ритмов живого организма работают согласованно друг с другом. Так, существуют органы, работающие с максимальной нагрузкой днем, а есть органы, которые работают больше ночью.

Наиболее важными для человека являются биоритмы, различаемые по длине волн: суточные, недельные, месячные, сезонные, окологодовые и т.д. Конечно, эти ритмы синхронизируются временными ориентирами, такими как свет и темнота, приливы и отливы, смены сезонов. Свет, попадая на сетчатку глаз через зрительные нервы, раздражает отдел головного мозга, где находится гипоталамус, передающий информацию гипофизу, который на свету - днем - вырабатывает больше гормонов, чем в темноте, то есть ночью. Происходит смена процессов возбуждения и торможения.

Независимо от внешних факторов, эти ритмы поддерживаются внутренними  генетически и находятся под  контролем «биологических часов».

«Биологические часы» - условный термин, обозначающий способность живого организма  ориентироваться во времени. Основа биологических часов - строгая периодичность протекающих в клетках физико-химических процессов, скорость которых закономерно меняется. Ритм этих изменений наследственно закреплен естественным отбором и связан с цикличными изменениями геофизических факторов. Предложен ряд химических, физических и математических моделей биологических часов.

Итак, нет ни одного организма, клетки, органа, которые не подчинялись бы законам ритма. Жизнь большинства  организмов на Земле подчинена ритмам, которые видоизменяют их активность на протяжении суток, лунного месяца или года. Все «биологические часы» человека развились в процессе его эволюции и за многие тысячи лет превратились в циклические процессы, протекающие в живом организме.

Также необходимо ввести такое понятие, как временной период - это важнейшая характеристика биоритма, отрезок времени, по истечении которого происходит повторение функции или состояния организма.

Фазы напряжения и расслабления характеризуют усиление и спад функции  в течение суток.

При анализе биологических ритмов их обычно изображают синусоидальными. Это допущение и унификация анализа. В действительности биологические  ритмы имеют гораздо более  сложную форму, что связано с  их трансформациями в результате многочисленных внешних влияний. Кривая ритма - это усиление изображения непрерывного изменения какого-либо физиологического параметра с помощью статического образа. Каждая точка на такой кривой - как бы моментальный снимок изменяющейся функции - называется фазой ритма. Минимальные и максимальные значения функции называются акрофазами. Их положению биоритмологи придают особое значение. Локализация акрофаз может измениться в зависимости от многих факторов, например, продолжительности светового дня, и потому по характеру биологических ритмов часто определяют «зону блуждания» акрофазы.

Еще одна важная характеристика ритма - амплитуда, то есть размах колебаний  показателя, расстояние между максимальной и минимальной кривой или - чаще - между максимумом функции и средним  уровнем показателя в течение дня. Считают, что амплитуда биологических ритмов характеризует адаптоспособность организма. Чем больше размах колебаний физиологических показателей, тем выше способность приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды.

Многими биологами было доказано, что биоритмы влияют на работоспособность человека.

Работоспособность - потенциальная  возможность индивида выполнять  целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение  определенного времени: это умение мобилизовать всю свою энергию на высококачественное выполнение той или иной работы. Работоспособность зависит от многих факторов, которые можно разделить на три группы.

Информация о работе Физиологические и психологические особенности развития ребенка дошкольного возраста