Формирование дружеских отношений у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: Дружба, как одна из самых важнейших фаз формирования личности младшего школьника, как целостный процесс. Предмет исследования: Развитие и формирования дружеских отношений у дошкольников и младших школьников . Цель исследования: Изучить формирование дружеских отношений и таким образом более глубоко раскрыть закономерности дружбы этих возрастных периодов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

1.1 Анатомо-физиологические особенности дошкольников 5 1.2 Анатомо-физиологические особенности младших 6

школьников

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ДРУЖЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

2.1 Дружба: значение и основные характеристики 9

2.2 Дружеское общение младших дошкольников 14

2.3 Дружеское общение старших дошкольников 18

2.4 Дружеское общение младших школьников 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ          3

Глава 1. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

     1.1 Анатомо-физиологические особенности дошкольников  5 1.2 Анатомо-физиологические особенности младших   6

     школьников

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ  ДРУЖЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

     2.1 Дружба: значение и основные характеристики    9

     2.2 Дружеское общение младших дошкольников    14

     2.3 Дружеское общение старших дошкольников    18

     2.4 Дружеское общение младших школьников     26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ          33

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ      35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни, и прежде всего в производственной деятельности. Раскрывая сущность производственных отношений как основы общества. К.Маркс писал: "В производстве люди вступают в отношение не только к природе. Они не могут производить, не соединять известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. Чтобы производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и только в рамках этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство".         Объективные отношения и связи неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения, которые изучает психология.     Среди многообразия проблем современной психологии, дружба является одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых. Дружба выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности.       В наше время актуальным, в частности в связи с решением задач воспитания подрастающего поколения, является аспект рассмотрения формирования дружеских отношений и дошкольников и младших школьников. Как показывают результаты психолого-педагогических исследований, именно в дружбе, и, прежде всего в непосредственном общении со значимыми другими (родителями, педагогами, сверстниками и т.д.) приходит становление человеческой личности, формирование важнейших её свойств, нравственной сферы, мировоззрения.   Объект исследования: Дружба, как одна из самых важнейших фаз формирования личности младшего школьника, как целостный процесс. Предмет исследования: Развитие и формирования дружеских отношений у дошкольников и младших школьников .    Цель исследования: Изучить формирование дружеских отношений и таким образом более глубоко раскрыть закономерности дружбы этих возрастных периодов.         Задачи исследования:         1) Анализ литературы по формированию дружеских отношений.  2) Определение понятийного аппарата по данному вопросу.  3) Роль дружбы в дошкольном и младшем школьном возрастах.  4) Раскрыть значения и основные характеристики дружбы.   Теоретическая значимость работы: В работе проанализирован, обобщен, систематизирован теоретический материал по данной проблеме . Как реально осуществляется формирование дружеских отношений, какое значение оно имеет и как влияет на дальнейшую жизнедеятельность детей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

     1.1 Анатомо-физиологические  особенности дошкольников

     Начало  дошкольного возраста принято соотносить с кризисом 3 лет. К этому времени, если развитие в раннем возрасте проходило  нормально, а воспитание учитывало  законам амплификации, ребенок вырос примерно до 90 - 100 см, увеличился в весе (примерно 13 - 16 кг). Природа мудро стабилизирует темп развития, готовясь к следующему «скачку», который произойдет в 6 - 7 лет. Первые [3] 7 лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, в том числе и типологическими особенностями основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющим фактором с первых месяцев жизни является окружающая среда и воспитание ребенка. Поэтому очень важно создать такие условия и так организовать воспитание, чтобы было обеспечено бодрое, положительно эмоциональное состояние ребенка, полноценное физическое и психическое развитие. 
          Особенностью [5] центральной нервной системы ребенка первых лет жизни является незаконченность морфологической структуры и функционального развития коры головного мозга. Завершение этих процессов происходит в последующие годы под влиянием внешних и внутренних раздражителей.         Рост ребенка за первый год жизни увеличивается примерно на 25 см - это наибольшая прибавка за весь дошкольный период. К 5 годам рост по сравнению с первоначальным удваивается. Масса тела ребенка на первом году жизни утраивается (по сравнению с массой при рождении), а после года отмечается довольно равномерная прибавка на каждом году жизни по 2-2,5 кг, к 6-7 годам отмечается удваивание массы тела годовалого ребенка.   Кости ребенка мягкие, гибкие, не обладают достаточной прочностью, легко поддаются искривлению и приобретают неправильную форму под влиянием неблагоприятных внешних факторов (физические упражнения, не соответствующие функциональным и возрастным возможностям детей, не соответствующая росту ребенка одежда, обувь, мебель и т. д.). 
 Дошкольник активно познает окружающий его мир, хочет разобраться, понять наблюдает явления, события. В этот период активно развиваются память, мышление, речь, воображение. 

     1.2 Анатомо-физиологические  особенности младших  школьников

 

  Развитие детей  в младшем школьном возрасте идет довольно интенсивно и относительно равномерно. В среднем ежегодно у  мальчиков и девочек длина  тела увеличивается на 4-5 см, масса   - на 2-3 кг, окружность грудной клетки – на 1,5-2 см.       Происходит дальнейшее окостенение и рост позвоночника (тел позвонков, остистых отростков). Позвоночник все еще гибок и податлив. В связи с этим длительное неправильное положение тела ребенка во время занятий, ношение тяжести в одной руке, ранняя спортивная специализация могут привести к искривлению позвоночника и деформации грудной клетки, ранним остеохондрозам, вследствие чего происходит сдавливание кровеносных сосудов, находящихся между позвонками, что приводит к ухудшению питания позвонков и нарушению их развития. Позвоночник в жизни человека выполняет еще и рессорную функцию.     В   этом периоде начинается его формирование. К 7 годам устанавливается шейная и грудная кривизна. Позвоночник обладает наибольшей подвижностью с 8-9 лет. Именно в этот период нередки нарушения осанки и деформации позвоночника. В младшем школьном возрасте происходит нарастание мышечной массы, увеличивается мышечная сила. Более интенсивно развиваются крупные группы мышц. Дети способны к движению с большой амплитудой. Мелкие же группы мышц, отвечающие за точность движения (мышцы ступни, кисти) развиты недостаточно. Мышцы у детей этого возраста имеют тонкие волокна, бедны белками и жирами, содержат много воды, поэтому развивать их надо постепенно и разносторонне. Следует избегать больших по объему и, особенно, по интенсивности нагрузок, так как они приводят к большим энергозатратам, что может повлечь за собой общую задержку роста.

 

         Функциональные  показатели нервной системы в это период далеко не совершенны. [10] Сила и уравновешенность нервных процессов относительно невелики. И хотя все виды внутреннего торможения выражены достаточно хорошо, преобладают процессы возбуждения, что сможет привести к быстрой истощяемости клеток коры головного мозга, к быстрому утомлению. Развиваются новые связи между нервными клетками, усиливается специализация полушарий головного мозга. К 7-8 годам нервная ткань, соединяющая полушария, становится более совершенной и обеспечивает их лучшее взаимодействие. Эти изменения нервной системы закладывают основу для следующего этапа умственного развития ребенка. Образное мышление – особенность детей этого возраста, которая должна быть использована в ходе обучения. Соотношение процессов возбуждения и торможения накладывает свой отпечаток на психику.  

    Познавательная  активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его  внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес. Если 6-7-ми-летний ребенок занят важной для него игрой, то он, не отвлекаясь, может играть два, а то и три часа. Так же долго он может быть сосредоточен и на продуктивной деятельности (рисовании, конструировании, изготовлении значимых для него поделок).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ  ДРУЖЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

     В дошкольном возрасте в жизнь ребенка  прочно и уже навсегда входят другие дети - сверстники. Между дошкольниками  разворачивается сложная и порой  драматичная картина отношений. [4]Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие "пакости". Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения со взрослым. Родители иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детской дружбе, ссорам, обидам. 
       Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда он складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы отношения ребенка к сверстникам и помочь преодолеть их - важнейшая задача родителей. Для этого необходимо знать возрастные особенности общения детей, нормальный ход развития общения со сверстниками.
 

     2.1 Дружба: значение  и основные характеристики

     Значение  дружеских отношений как особой области межличностных отношений  определяется не только субъективной ценностью таких отношений для самого человека, но и их объективной ролью в развитии личности. [2]Трудности в близких отношениях со сверстниками, отсутствие дружеских связей в детстве и подростничестве являются фактором нарушения социальной адаптации, личностного развития и психического здоровья в целом в более старших возрастах, а такие характеристики дружеских отношений как поддержка и близость прямо связаны с формированием коммуникативной компетентности    Так, П. Массен и др. (1997) приводят данные исследования школьников, направленного на выявление особенностей, позволяющих прогнозировать успешность социальной адаптации в юности и взрослости. В качестве отдельных переменных учитывались показатели умственного развития, посещаемости школы, успехов в учебе и других видах деятельности, взаимоотношения с учителями и сверстниками. Через 11 лет служба психического здоровья сравнила эти показания с вновь полученными. Оказалось, что из всего ряда данных наиболее верно предопределяют психическое здоровье человека его взаимоотношения со сверстниками в детстве.          Удовлетворенность ребенка близкой дружбой можно рассматривать как важный ресурс в преодолении коммуникативных трудностей в более широком социальном окружении. Присутствие друзей в значительной мере облегчает адаптацию детей в незнакомых ситуациях. Отмечается, что наличие даже единственного близкого друга помогает ребенку преодолеть негативное воздействие одиночества и неприязни других детей.    Таким образом, объективное и субъективное благополучие в дружеских отношениях во многом определяет общее благополучие ребенка в области межличностных отношений.     Обращаясь к вопросу определения дружеских отношений хочется отметить весьма пестрый круг толкований понятия дружбы и характера межличностных отношений, стоящих за ним. [6]Многообразие сферы межличностных отношений лишь усугубляет эту проблему.    Одним из главных оснований выделения дружбы в отдельную сферу является степень близости отношений. Однако при этом дружбой могут называть как близкие отношения, отличающиеся взаимным проникновением, высокой степенью самораскрытия, эмоциональной глубиной переживаний, так и достаточно поверхностные формальные связи человека в ближайшем окружении (соседи, соученики, коллеги). Здесь мы подходим к вопросу различения двух видов межличностных отношений — дружеских и приятельских связей.      Различаются виды самих дружеских отношений — по частоте контактов между друзьями. [7]Некоторые авторы выделяют как особый вид отношений дистанцированную дружбу, не предполагающую высокой социабельности друзей, и выражающуюся в поддержании длительных близких отношений вне постоянного взаимодействия.  
Еще одним основанием для классификации может быть возраст друзей. При рассмотрении дружбы, особенно применительно к детям и подросткам, предполагается, что дружеские отношения устанавливаются с человеком того же возраста. В этой связи хочется отметить, что дружба не исчерпывается контактами со сверстниками, и достаточно часто дружеские отношения могут устанавливаться с более старшими или более младшими, но в этом случае встает вопрос о специфических особенностях таких отношений, и в первую очередь — об особенностях поддержания равенства позиций в таких дружеских парах. Дружбу с человеком другого возраста можно рассматривать скорее как специфический вид дружеских отношений, который имеет собственную ценность, например обеспечивает расширение опыта близких отношений.  
В большинстве случаев дружеские отношения устанавливаются людьми одного пола, дружеские отношения между мужчиной и женщиной определяются как специфический вид дружеских отношений - "платоническая дружба", предполагающая глубокое личностное отношение к человеку другого пола, лишенное восприятия его как романтического или сексуального партнера.       Как будет показано далее, применительно к детской дружбе близость рассматривается скорее как характеристика избирательности отношений (closeness), нежели как отражение подлинной личностной близости (intimacy): возникновение которой связывается разными исследователями с подростковым и юношеским возрастом, а в концепции Э. Эриксона - с молодостью. Расплывчатость и многозначность понятия дружбы, которую мы уже попытались отразить, предполагает необходимость выделения ее специфических характеристик для отграничения дружбы от иных типов межличностных отношений.          Одним из важнейших признаков дружеских отношений, выделяемых многими авторами является свобода выбора друга, добровольная взаимозависимость, возникающая в отношениях друзей в отсутствии социального давления. Эта особенность отличает дружбу в современном обществе от социально институализированной дружбы, предполагающей достаточно строгую социальную регламентацию этой области .    Другим важнейшим требованием, предъявляемым к дружеским отношениям является их избирательный характер. При этом избирательность в дружбе предполагает как отграничение отношений с партнером от других межличностных контактов, проявляющееся в избирательности в общении, так и возникновение особого межличностного пространства, характеризующееся эксклюзивным содержанием отношений. [4] 
На мой взгляд такое эксклюзивное содержание дружеских отношений конкретизируется в личностном, субъектном отношении к другу (Е.О. Смирнова), предполагающем сопричастность, принимающее и безоценочное отношение. Такое личностное отношение становится источником подлинной близости, возникновения "чувства Мы", "Мы-коицепции", самораскрытия, взаимного доверия и понимания. Хочется отметить, что применительно к детской дружбе вопрос о близости видится особенно дискуссионным.         Дружеские отношения отличаются высокой эмоциональной значимостью для человека. Как правило говорят о положительной эмоциональной насыщенности этих отношений, дружбу рассматривают как источник эмоциональной поддержки, сопереживания. Вместе с тем следует отметить, что эмоциональные связи между друзьями не всегда позитивны, и их интенсивность может оставлять осадок амбивалентных и негативных чувств.          Другой важной характеристикой, отличающей дружбу, например от отношений симпатии является взаимность и равенство в отношениях, проявляющееся как во взаимном дружеском отношении, так и в поведенческих и когнитивных характеристиках взаимодействия друзей. Так, отмечается более высокая степень скоординированности, взаимности во взаимодействии друзей по сравнению с прочими сверстниками - в дружеских парах дети раньше становятся способны устанавливать близкие зрелые формы реципрок-ности. Поведение в диадах близких друзей более сбалансировано, оно отличается большей схожестью по проявлению как позитивных, так и негативных поведенческих реакций, чем между неблизкими друзьями , реже наблюдаются доминантные проявления. [9]По мнению W. Hartup (1992a) друзья в большей степени чувствуют себя обязанными решать конфликтные ситуации, учитывая интересы обоих партнеров, используют одинаковые способы решения конфликтов.   Чувство близости и взаимности отражаются также в такой характеристике дружбы, как взаимопомощь, чувство взаимных обязательств. Инструментальная поддержка рассматривается как одна из важнейших характеристик дружбы, при этом она занимает большое место в нормативных представлениях о дружеских отношениях, но не всегда может проявляться в реальных отношениях. Степень выраженности поддержки зависит от степени близости дружеских отношений, уровня их развития.    

     [10]Таким образом дружба - это свободно устанавливаемые взаимные отношения, характеризующиеся эмоциональной насыщенностью, эмоциональной и инструментальной поддержкой, эксклюзивностью, близостью и личностным отношением к партнеру.  
Обращаясь к анализу особенностей детской дружбы хочется отметить, что характеристики дружбы, вошедшие в определение, возникают в ходе развития межличностных отношений ребенка не сразу. Детская дружба обладает целым рядом специфических особенностей, что в наиболее общем виде выражается в несформированности многих характеристик дружеских отношений при внешнем сходстве с более зрелыми отношениями. В особенности это можно отнести к дружбе детей младшего школьного возраста и дошкольного возраста, чем и обусловлен наш интерес к развитию дружеских отношений именно в этих возрастных периодах.

     2.2 Общение младших  дошкольников

     Общение младших дошкольников совершенно не похоже на их общение со взрослыми. Они по-другому разговаривают, смотрят  друг на друга, иначе ведут себя. 
          Первое, что бросается в глаза, - это чрезвычайно яркая эмоциональная насыщенность общения детей. Они буквально не могут разговаривать спокойно - кричат, визжат, хохочут, носятся, пугают друг друга и при этом захлебываются от восторга. [4]Повышенная эмоциональность и раскованность существенно отличает контакты малышей от их взаимодействия со взрослыми. В общении сверстников наблюдается примерно в 10 раз больше ярких экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые разные эмоциональные состояния: от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. 
          Еще одна важная особенность контактов детей заключается в нестандартности их поведения и в отсутствии всяких правил и приличий. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками малыши используют самые неожиданные и непредсказуемые звуки и движения. Они прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, трещат, квакают и гавкают, придумывают невообразимые звуки, слова, небылицы и т. п. Такие чудачества приносят им необузданную веселость - и чем чуднее, тем веселее. Естественно, взрослых подобные проявления раздражают - так и хочется скорее прекратить это безобразие. Кажется, что такая бессмысленная возня только нарушает покой, конечно же не имеет никакой пользы и никакого отношения к развитию ребенка. Но если все дети дошкольного возраста при первой возможности снова и снова кривляются и передразнивают друг друга, значит, им это для чего-то нужно? 
        [5]Что же дает дошкольникам такое странное общение? 
Подобная свобода, нерегламентированность общения дошкольников позволяет ребенку проявить свою инициативу и оригинальность, свое самобытное начало. Очень важно, что другие дети быстро и с удовольствием подхватывают инициативу ребенка, умножают ее и возвращают в преобразованном виде. Например, один крикнул, другой крикнул и подпрыгнул - и оба хохочут. Одинаковые и необычные действия приносят малышам уверенность в себе и яркие, радостные эмоции. В таких контактах маленькие дети переживают ни с чем не сравнимое ощущение своего сходства с другими. Ведь прыгают и квакают они одинаково и при этом испытывают общую непосредственную радость. Через эту общность, узнавая и умножая себя в ровеснике, дети пробуют и утверждают себя. Если взрослый несет для ребенка культурно-нормированные образцы поведения, то сверстник создает условия для индивидуальных, ненормированных, свободных проявлений. Естественно, что с возрастом контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако особая раскованность, использование непредсказуемых и нестандартных средств остается отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста, а может быть, и позже. 
          В младшем дошкольном возрасте ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. [4]Ему необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединялся к его шалостям и, действуя с ним вместе или попеременно, поддержал и усилил общее веселье. Каждый участник такого общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь к себе внимание и получить эмоциональный отклик партнера. Общение малышей целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от того, что делает другой ребенок и что у него в руках. 
          Характерно, что введение привлекательного предмета в ситуацию общения детей может разрушить их взаимодействие: они переключают внимание со сверстника на предмет или же дерутся из-за него. Всем известны "разборки" в песочнице, когда два малыша цепляются за одну машинку и с криком тащат ее каждый в свою сторону. А мамы при этом убеждают детишек не ссориться и играть дружно, вместе. Но беда в том, что играть вместе в игрушки малыши еще не умеют. Их общение пока не связано с предметами и с игрой. Новая интересная игрушка для малыша более притягательный предмет, чем его ровесник. Поэтому предмет как бы закрывает собой другого ребенка, внимание малыша притягивается к игрушке, а сверстник воспринимается как помеха. Совершенно другое дело, когда таких отвлекающих предметов нет, когда между малышами происходит "чистое общение" - тут уж они соединяются в общем веселье и наслаждаются обществом сверстника. 
          Хотя самого сверстника дети воспринимают весьма своеобразно. Для большинства младших дошкольников характерно индифферентное отношение к другому ребенку. [8]Трехлетние дети, как правило, безразличны к успехам сверстника и к его оценке со стороны взрослого. Им гораздо важнее поддержка и признание взрослого, чем другого ребенка. Малыш как бы не замечает действий и состояний своего сверстника. Он плохо запоминает его имя и даже внешний облик. Ему в принципе все равно, с кем возиться и носиться, важно, чтобы он (партнер) был такой же, действовал и переживал то же самое. Таким образом, сверстник еще не играет существенной роли в жизни младших дошкольников. 
          В то же время его присутствие повышает общую эмоциональность и активность ребенка. Это выражается прежде всего в радости и даже восторге, с которыми малыш подражает движениям и звукам сверстников, в его стремлении быть рядом с ними. Та легкость, с которой трехлетние дети заражаются общими эмоциональными состояниями, свидетельствует об особой общности, которая возникает между маленькими детьми. Они чувствуют свою схожесть, свою принадлежность к общему роду. "Мы с тобой одной крови", - как бы говорят они друг другу своими ужимками и прыжками. Эта общность выражается и в том, что они охотно ищут и с восторгом обнаруживают сходство друг в друге: одинаковые колготки, одинаковые варежки, одинаковые звуки и слова и т. п. Такие чувства общности, связи с другими очень важны для нормального развития общения и самосознания ребенка. Они ложатся в фундамент отношений ребенка к другим людям, создают ощущение причастности к другим, что в дальнейшем избавляет от мучительных переживаний одиночества. Кроме того, такое общение с другими помогает маленькому человеку лучше выделить и осознать самого себя. Повторяя одни и те же движения и звуки, дети отражают друг друга, становятся своеобразными зеркалами, в которых можно увидеть самого себя. Ребенок, "смотрясь в сверстника", как бы выделяет в самом себе конкретные действия и качества. 
          Получается, что, несмотря на свою "разнузданность" и, казалось бы, бессмысленность, такое эмоциональное общение очень даже полезно. Конечно, если подобные забавы и шалости преобладают в общении 5-6-летних детей, это уже ненормально. Но в 2-4 года нельзя лишать ребенка радости непосредственного эмоционального взаимодействия с ровесниками. 
         Однако для родителей такого рода детские радости весьма утомительны, особенно в квартире, где негде укрыться и где детская беготня угрожает опасностью как имуществу, так и самим детям. Чтобы избежать напряженностей, можно придать детскому общению более спокойную и более культурную форму, не нарушая при этом его психологической сущности. Для такого общения подходят все игры, в которых дети действуют одинаково и одновременно. Это многочисленные хороводные игры ("Зайка", "Карусели", "Пузырь", "Каравай" и пр.), а также игры в любых зверюшек - лягушек, птичек, зайчиков, где малыши вместе скачут, квакают, чирикают и т. п. Такие забавы обычно с восторгом принимаются детьми и, помимо чистой детской радости, несут с собой организующее и развивающее начало. 
В 3-4 года общение со сверстниками приносит в основном радостные эмоции. А вот позже возникают более сложные и не всегда радужные отношения. 

Информация о работе Формирование дружеских отношений у детей дошкольного и младшего школьного возраста