Физическое воспитание детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 09:12, реферат

Описание работы

Каждый возрастной период имеет свое содержание. Структура программы и ее содержание ориентированы на возрастные периоды — раннее детство: младенчество (возраст от рождения до 1 года), ранний возраст (от 1 года до 3 лет); дошкольное детство: младший Дошкольный возраст (3—5 лет), старший дошкольный возраст (5— 7 лет). В каждом возрастном периоде дана характеристика возрастных возможностей, средние показатели физического развития, минимальные показатели физического развития.

Работа содержит 1 файл

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.doc

— 77.50 Кб (Скачать)

Министерство  спорта и туризма Республики Беларусь

Учреждение  образования

«Белорусский  государственный университет физической культуры»

Кафедра теории и методики физического воспитания 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

УСР 

«Физическое воспитание детей дошкольного возраста» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Уч-ся 223 гр.

СПФ МВС

Мазго Анастасия 
 
 
 
 
 

    Каждый  возрастной период имеет свое содержание. Структура программы и ее содержание ориентированы на возрастные периоды — раннее детство: младенчество (возраст от рождения до 1 года), ранний возраст (от 1 года до 3 лет); дошкольное детство: младший Дошкольный возраст (3—5 лет), старший дошкольный возраст (5— 7 лет). В каждом возрастном периоде дана характеристика возрастных возможностей, средние показатели физического развития, минимальные показатели физического развития.

       Дошкольный возраст охватывает период жизни от рождения до 7 лет. По биологическим признакам дошкольный возраст подразделяется на следующие периоды:

  1. новорожденный — первые 4 недели жизни;
  2. грудной (младенческий) – до одного года;
  3. ранний детский – от 1 года до 3 лет;
  4. дошкольный --- от 3 до 6 (7) лет.

       Дошкольный  возраст отличается, с одной стороны, интенсивч ным ростом и развитием детского организма (так, за 1-й год жиз-s ни  рост  ребенка  увеличивается  на  50%,  а  к  7  годам —почти втрое), а с другой — незрелостью, низкой сопротивляемостью неблагоприятным воздействиям внешней среды. В этот период важ но  своевременно   стимулировать   нормальное   протекание   естественного процесса физического развития, повышать жизнеспособность организма.Именно в этот период осуществляются наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Этот возраст наиболее благоприятен для закаливания организма, овладения элементарными жизненно необходимыми двигательными умениями, гигиеническими навыками и т.д. Дошкольный  возраст    очень  важный  этап  в  жизни  человека.  В  этот  пе-риод  происходит  функциональное  совершенствование головного  мозга,  нерв-ной системы, основных органов и систем организма. Организм  детей  непрерывно  развивается.  Уровень  и  темпы  его  роста  в разные периоды жизни неодинаковы. На протяжении первых семи лет жизни у ребенка  не  только  интенсивно  увеличиваются  все  внутренние  органы (легкие, сердце, печень, почки), но и совершенствуются их функции. Укрепляется опор-но-двигательный аппарат: хрящевая ткань постепенно заменяется костной, зна-чительно  возрастают  масса  и  сила  мышц.  Формирование костной  и  мышечной систем  создает  все  предпосылки  для  успешного  усвоения  разнообразных  дви-жений.

    Понятие «физическая культура дошкольника» рассматривается как многомерное  явление, обеспечивающие ребенку выбор  тех или иных движений для самовыражения, саморазвития и самосохранения себя как уникальной здоровой личности. Составляющими физической культуры ребенка являются критерии - культура движения, культура телосложения и культура здоровья.

    Наиболее  общими задачами для детей дошкольного  возраста являются:

    Оздоровительные

  1. Повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды путем его закаливания. С помощью разумно дозируемых оздоровительных факторов природы (солнечные, водные, воздушные процедуры) слабые защитные силы детского организма существенно возрастают. При этом повышается сопротивляемость простудным заболеваниям (ОРЗ, насморк, кашель и др.) и инфекционным болезням (ангина, корь, краснуха, грипп и др.)
  2. Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки (т.е. удерживание рациональной позы во время всех видов деятельности). Важно обращать внимание на укрепление мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия, так как оно может существенно ограничить двигательную активность ребенка. Для гармоничного развития всех основных мышечных групп необходимо предусматривать упражнения на обе стороны тела, упражнять те группы мышц, которые в меньшей мере тренируются в повседневной жизни, упражнять слабые группы мышц.
  3. Содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов. Активная двигательная деятельность ребенка способствует укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшению обменных процессов в организме, оптимизации пищеварения и теплорегуляции, предупреждению застойных явлений и т.д. Физическая культура, придавая естественному процессу становления форм и функций растущего организма оптимальный характер, создавая благоприятные для этого условия, содействует тем самым нормальному функционированию всех систем детского организма.
  4. Воспитание физических способностей (координационных, скоростных и выносливости). В дошкольном возрасте процесс воспитания физических способностей не должен являться специально направленным по отношению к каждому из них. Наоборот, на основе принципа гармонического развития следует так подбирать средства, менять деятельность по содержанию и характеру и регу- .пировать направленность двигательной активности, чтобы обеспечивалось комплексное воспитание всех физических способностей.

          Образовательные 

1.Формирование основных жизненно важных двигательных умений и      навыков.

В дошкольном возрасте вследствие высокой пластичности нервной системы довольно легко и быстро усваивают новые формы движений. Формирование двигательных умений осуществляется параллельно с физическим развитием: к трем месяцам необходимо содействовать формированию тений поднимать и удерживать голову; к шестому месяцу формировать элементарные движения рук, умение ползать, переворачиваться со спины на живот, удерживать туловище лежа на животе с опорой руками; к одиннадцатому месяцу необходимо научить садиться, ложиться, стоять и ходить, держась за предметы; к первому году жизни ребенка необходимо научить ходить; к третьему год> жизни ребенок должен освоить ходьбу, бег, лазание; к четвертому году формируют навыки метания различных предметов, спрьггивапия с высоты, ловли предмета, катания на трехколесном велосипеде; к пятому-шестому годам ребенок должен уметь выполнять большинство двигательных умений и навыков, встречающихся в быту и жизни: бегать, плавать, ходить на лыжах, прыгать, лазать по лесенке вверх, переползать через преграды и т.п.

2.Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой.

  Детский возраст является наиболее благоприятным для формирования устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. Но при этом необходимо соблюдать ряд условий.

  Прежде всего необходимо обеспечить посильность заданий, успешное выполнение которых будет стимулировать детей на более высокую активность. Постоянная оценка выполненных заданий, внимание и поощрение будут способствовать выработке положительной мотивации к систематическим занятиям физическими упражнениями.

В процессе занятой необходимо сообщать детям элементарные физкультурные знания, развивая их интеллектуальные способности. Это позволит расширить их познавательные возможности и умственный кругозор.

    Воспитательные

  1. Воспитание морально-волевых качеств,
  2. Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.

    Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, хотя и являются относительно самостоятельными, на самом деле теснейшим образом взаимосвязаны, а поэтому и решаться должны в обязательном единстве, в комплексе. Только в этом случае ребенок приобретает необходимую базу для дальнейшего всестороннего, не только физического, но и духовного развития.

    В системе физического воспитания детей дошкольного возраста большое значение имеет развитие основных движений: ходьбы, бега, метаний, прыжков, лазания  и  др.  Они  характерны  для  повседневной  трудовой  деятельности  чело-века и являются важным средством физического воспитания.

    Систематическое  выполнение  основных  движений  оказывает  положи-тельное влияние на всестороннее физическое развитие ребенка, улучшает рабо-ту  сердечно-сосудистой,  дыхательной,  нервной  систем,  укрепляет  мышцы  и опорно-двигательный аппарат, развивает такие физические качества, как быст-рота, ловкость, сила, выносливость и др. Довольно часто можно встретить юношей и девушек или еще молодых по возрасту  взрослых  людей,  у  которых  отсутствует  элементарная  культура  дви-жений:  походка  их  некрасива,  идут  они  вразвалку,  часто  сутулятся,  шаркают ногами  и  слишком  широко  размахивают  руками.  Если  приходится  перепрыг-нуть  через  канавку  или  неширокую  лужу,  они  теряются,  чувствуют  себя  ско-ванно.  Очевидно,  что  еще  в  дошкольный  период  родители  не  обращали  долж-ного внимания на такие, по их мнению, мелочи. Многочисленными исследованиями доказано, что становление навыков в жизненно важных движениях наиболее эффективно происходит в дошкольный период  жизни  человека.  Если  этого  не  произошло,  то  в  школьные  годы  обуче-ние   детей   основным   движениям   растягивается   на более длительное время.

    Эффективность решения  задач  направленного использования Физической культуры в дошкольном возрасте зависит от организации целесообразного двигательного режима. Основу его составляют ежедневные занятия физическими упражнениями и играми ". в различных формах, под руководством воспитателя и в части. Задача вводной части — организация детей, концентрация их внимания на предстоящих двигательных заданиях, а также подготовка организма к выполнению упражнений основной части. процессе самостоятельной двигательной деятельности детей.

    Занятия по физической культуре. Это основная форма работы с детьми дошкольного возраста. Именно на специальных занятиях они своевременно овладевают необходимым объемом знаний и двигательных умений, являющихся основой содержания других форм физкультурных занятий.С детьми 3—6 лет проводятся занятия урочного типа, в основе построения которых — общепринятое деление на вводную, основную и заключительную. В основной части осуществляется обучение и совершенствование двигательных умений, воспитание физических качеств. В нее же кроме предусмотренных программой упражнений обязательно I включают подвижную игру. Подвижные игры могут составлять '' основное содержание любой части занятия. В заключительной \ части решаются задачи постепенного перехода к другим видам ; деятельности. Для этого используются ходьба, малоподвижные :    игры, хороводы.

Утренняя  гимнастика.

  К третьему году создаются благоприятные предпосылки для ежедневного проведения утренней гимнастики перед завтраком. Систематическое и квалифицированное проведение этого важного гигиенического мероприятия играет существенную роль в системе физического воспитания детей дошкольного возраста, так как расширяет их двигательный режим, оказывает на них не только оздоровительное воздействие, но частично воспи-i    тательное и образовательное.

    Подвижные игры с разнообразным двигательным содержанием проводятся ежедневно, как правило, во время прогулок. Они увеличивают двигательную активность, вызывают у детей положительные эмоции. В подвижных играх часто используют ходьбу, бег, прыжки, переползание и другие способы передвижения. Большая двигательная активность способствует развитию физических качеств, совершенствованию деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма ребенка.

    Физку 1ьтпаузы и физкультминутки используются с целью предупреждения утомления, отдыха, повышения умственной работоспособности, активизации двигательных функций при однообразных статических положениях тела. Проводятся обычно на различных занятиях по счету, лепке, рисованию и включают несколько хорошо освоенных физических упражнений динамического характера продолжительностью 2—3 мин.

    Физкультурные праздники. Их назначение — демонстрация детьми в праздничной обстановке результатов, достигнутых в овладении физическими упражнениями, играми за определенный промежуток времени. Проводятся не реже 2—3 раз в год.

    Самостоятельные занятия физическими упражнениями. Разнооб разная самостоятельная двигательная деятельность детей заключается в том, что они по своему желанию и инициативе выбирают себе вид занятий (катание на велосипеде, двигательная деятельность на детских площадках, оснащенных специальным оборудованием для физических упражнений и инвентарем, различные игры с друзьями и т.д.). Самостоятельная двигательная деятельность существенно расширяет двигательный опыт детей.

    В дошкольном возрасте важно решать задзчи воспитания практически всех физических качеств. В первую очередь следует обращать внимание на воспитание координационных способностей, в частности на такие компоненты, как чувство равновесия, точность, ритмичность, согласованность отдельных движений. Скоростные способности воспитываются путем выполнения простых двигательных действий, обычно в игре. При воспитании силы и силовой выносливости прежде всего надо обращать внимание на мышцы живота, спины, ног, рук, стопы. Силовые нагрузки должны быть незначительными, обычно это упражнения, отягощенные собственным весом тела (приседания, лазание, прыжки, занятия с мячом, обручем, скакалкой и т.п.). Упражнения даются как в игровой, так и в обычной форме.

Информация о работе Физическое воспитание детей дошкольного возраста