Формирование характера

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:18, доклад

Описание работы

Формирование характера начинается с раннего детства. Основную роль в развитии характера ребенка играет его общение с окружающими людьми. В характерных для него поступках и формах поведения ребенок прежде всего подражает его близким взрослым людям. При помощи подражания он усваивает формы поведения взрослых.

Работа содержит 1 файл

фин_психология №2.docx

— 18.57 Кб (Скачать)

Формирование характера  начинается с раннего детства. Основную роль в развитии характера ребенка играет его общение с окружающими людьми. В характерных для него поступках и формах поведения ребенок прежде всего подражает его близким взрослым людям. При помощи подражания он усваивает формы поведения взрослых.

Основным периодом жизни для становления характера можно считать возраст от 2—3 до 9—10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками, открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для подкрепления нужных форм поведения.

Стиль общения взрослых друг с другом на глазах у ребенка, способ обращения с ним самим весьма важны для становления характера. Особенно это относится к обращению  родителей с ребенком, в первую очередь матери. То, как действуют  мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми, когда ребенок становится взрослым и обзаводится собственной семьей.

Раньше других в характере  человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества: эгоистичность, черствость, безразличие  к людям. Имеются данные о том, что начало формирования данных черт характера уходит в глубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется способом обращения матери со своим ребенком.

Те свойства характера, которые  наиболее ярко проявляются в труде — трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, другие «деловые» качества, — складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда. Сильное влияние на их развитие оказывает адекватная возрасту и потребностям ребенка стимуляция со стороны взрослых. В характере ребенка данного возраста сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку.

В начальных классах школы  оформляются черты характера, проявляющиеся  в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка  с окружающими за счет множества  новых школьных друзей, взрослых —  учителей. Если то, что ребенок как  личность приобрел в домашних условиях, получает в школе поддержку, то соответствующие  черты характера у него закрепляются и чаще всего сохраняются в  течение всей дальнейшей жизни. Если же вновь получаемый опыт общения  со сверстниками, учителями, другими  взрослыми не подтверждает как правильные те характерные формы поведения, которые ребенок приобрел дома, то начинается постепенная ломка характера, которая обычно сопровождается выраженными  внутренними и внешними конфликтами. Происходящая при этом перестройка  характера не всегда приводит к положительному результату. Чаще всего имеет место  частичное изменение черт характера  и компромисс между тем, к чему приучали ребенка дома, и тем, что  от него требует школа.

В подростковом возрасте активно  развиваются и закрепляются волевые  черты характера, а ранняя юность закладывает базовые нравственные, мировоззренческие, основы его.

К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда  не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался  в школьные годы.

Каковы же основные закономерности образования характера? Каждое свойство характера обусловлено отношениями  личности. Но отношения личности сами, в свою очередь определяются общественными  отношениями. Именно по этой основной причине даже близнецы с  совершенно одинаковыми наследственными свойствами в семьях различного социального положения приобретают разные свойства характера. Большое значение при этом имеют широкие общественные отношения, характеризующие весь общественный строй в целом. Материальная нужда или обеспеченность, безработица или уверенность в будущем, угнетение или социальное равенство – все это накладывает глубокий отпечаток не только на социально- типичные свойства личности, но и на образование индивидуальных свойств характера.

В условиях весьма сложной  опосредствованной  зависимости  от общественных отношений складываются межличностные отношения в семье, детском и трудовом коллективах  – отношения симпатии, товарищества, взаимопомощи, солидарности или, наоборот, деспотизма, суровости, недоброжелательности, соперничества, антагонизма. Они оказывают значительное влияние на формирование существенно важных черт характера человека. Специфические свойства характера развиваются в семье, где все заботы сосредоточены на одном единственном ребенке, и в многодетной семье, у детей- погодков или у детей с большой разницей лет, в семьях с постоянными конфликтами между родителями и в дружных семьях. Точно также и межличностные отношения в детском саду и в школе формируют целый ряд специфических свойств характера. Даже в зрелом возрасте обнаруживаются заметные сдвиги в свойствах характера, когда человек попадает из одного трудового коллектива в другой, с резко отличающимися межличностными отношениями.

Известно, что нервные  процессы в раннем детстве отличаются наибольшей инертностью. Поэтому свойства характера, сложившиеся в раннем возрасте, чрезвычайно устойчивы  и гораздо труднее перевоспитываются, чем те свойства, которые сложились  в более позднем возрасте.  Основываясь на таком явлении, некоторые  американские психологи утверждают, что свойства личности предопределены на всю жизнь отношениями, которые сложились в раннем детстве в зависимости от удовлетворения и неудовлетворения влечений ребенка. В действительности, однако, глубина, устойчивость и постоянство свойств характера в большей степени зависит от степени сознательности тех отношений личности, которыми эти свойства определяются.

Если добросовестность и  трудолюбие сложились у человека не стихийно и соответствуют его  сознательным взглядам и убеждениям, тогда они проявляются в любых  наиболее трудных и критических  обстоятельствах.  Поэтому юношеский  возраст, когда становление сознательных взглядов и убеждений протекает  особенно отчетливо, есть вместе с тем  период резких сдвигов  в характере, период  второго рождения характера.

Общественные и межличностные  отношения в социальной группе сходны для всех членов данного общества или данной группы. Поэтому и обусловленные  ими отношения личности социально-типичны.

В каких именно индивидуально-своеобразных способах действия выразится отношение  личности, зависит от врожденных особенностей нервной системы и приобретенных  индивидуальных особенностей психики. Поэтому одни и те же социальные условия и обусловленные ими  социально-типичные отношения личности определяют совершенно разные индивидуально-своеобразные свойства характера. Вместе с тем  одни и те же индивидуальные качественные особенности психики возможны при  различном, даже противоположном отношении  личности. Страстными или спокойными, терпеливыми или нетерпеливыми, порывистыми или плавными в движениях  могут быть люди и добросовестные и недобросовестные. Поэтому индивидуальные качественные особенности психики  только тогда определяют свойства характера, когда сочетаются с соответствующим  социально-типичным отношением личности.

 


Информация о работе Формирование характера