Формирование характера

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 21:04, реферат

Описание работы

Формирование характера происходит в различных по своим особенностям и уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и др.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует эта группа, у человека развиваются соответствующие черты характера.

Содержание

1. Формирование характера………………………………………………….2
2. Типология характера……………………………………………………...5
3. Этапы разрешения конфликтных ситуаций…………………………….13
4. Тренинг. Цели, задачи и назначения……………………………………17
5. Категории педагогической науки……………………………………….18

Работа содержит 1 файл

Психология и педагогика.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ. 
 

  1. Формирование  характера………………………………………………….2
  2. Типология характера……………………………………………………...5
  3. Этапы разрешения конфликтных ситуаций…………………………….13
  4. Тренинг. Цели, задачи и назначения……………………………………17
  5. Категории педагогической науки……………………………………….18
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Формирование  характера. 

     Формирование  характера происходит в различных  по своим особенностям и уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив  и др.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует эта группа, у человека развиваются соответствующие черты характера.

     Как было отмечено выше, характер является прижизненным образованием. Это означает, что он формируется после рождения человека. Истоки характера человека и первые признаки его проявления следует искать в самом начале жизни. Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими его людьми. В свойственных для него поступках и формах поведения ребенок, прежде всего, подражает своим близким. При помощи прямого учения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых.

     Сенситивным периодом для становления характера можно считать возраст от 2-3 до 9-10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для закрепления нужных форм поведения.

     Весьма  важны для становления характера  ребенка стиль общения взрослых друг с другом, а также способ обращения взрослых с самим ребенком. В первую очередь это относится к обращению родителей, и особенно матери, с ребенком. То, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми, когда ребенок станет взрослым и обзаведется собственной семьей.

     Раньше  других в характере человека закладываются  такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные  им качества - эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало формирования этих черт характера уходит в глубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется тем, как мать обращается с ребенком.

     Те  свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде - трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, - складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда. Сильное влияние на их развитие оказывает адекватная возрасту и потребностям ребенка стимуляция со стороны взрослых. В характере ребенка сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительное подкрепление).

     В начальных классах школы оформляются  черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, а также учителей. Если то, что ребенок как личность приобрел в домашних условиях, получает в школе поддержку, то соответствующие черты характера у него закрепляются и чаще всего сохраняются в течение всей дальнейшей жизни. Если же вновь получаемый опыт общения со сверстниками и учителями не подтверждает как правильные те формы поведения, которые ребенок приобрел дома, то начинается постепенная ломка характера, которая обычно сопровождается выраженными внутренними и внешними конфликтами. Происходящая при этом перестройка характера не всегда приводит к положительному результату. Чаще всего имеет место частичное изменение черт характера и компромисс между тем, к чему приучали ребенка дома, и тем, что от него требует школа.

     В подростковом возрасте активно развиваются  и закрепляются волевые черты  характера, а в ранней юности формируются  базовые нравственные, мировоззренческие основы личности. К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.

     Следует отметить, что характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. Характер не является фатально предопределенным. Хотя он и обусловлен объективными обстоятельствами жизненного пути человека, сами эти обстоятельства изменяются под влиянием поступков человека. Поэтому после окончания учебного заведения характер человека продолжает формироваться или видоизменяться. На данном этапе человек сам является творцом своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, убеждений и привычек нравственного поведения, которые вырабатывает у себя человек, от дел и поступков, которые он совершает, от всей его сознательной деятельности. Этот процесс в современной психологической литературе рассматривается как процесс самовоспитания.

     Самовоспитание  характера предполагает, что человек  способен освободиться от излишнего  самомнения, может критически посмотреть на себя, увидеть свои недостатки. Это  позволит ему определить цель работы над собой, т. е. те черты характера, от которых бы он хотел избавиться или, наоборот, которые хотел бы выработать у себя. Неоценимую помощь в воспитании характера оказывают старшие, поэтому большинство людей стремится найти себе хорошего наставника. Неслучайно на Востоке говорят: “Если есть ученик, учитель найдется”. В этом высказывании заложен глубокий смысл. Никакой учитель не в состоянии обучить того, кто не хочет учиться. Тот, кто хочет учиться, всегда найдет, на кого ему равняться.

     Пример  для подражания не обязательно должен быть реальным. Это может быть киногерой или герой литературного произведения, отличающийся глубокой принципиальностью и исключительной твердостью характера, герой войны, передовой ученый и т. д. Кроме этого, особое значение в формировании характера принадлежит общественной деятельности человека, активное участие в которой развивает чувство ответственности перед коллективом, способствует развитию организованности, выдержки, чувства долга.

     Наиболее  эффективным средством формирования характера является труд. Сильными характерами обладают люди, ставящие перед собой большие задачи в работе, настойчиво добивающиеся их решения, преодолевающие все стоящие на пути к достижению этих целей препятствия, осуществляющие систематический контроль за выполнением намеченного. Поэтому мы вправе утверждать, что характер, как и другие черты личности, формируется в деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Типология характера. 

     Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э. Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американский коллега У. Шелдон, а в наши дни — Э.Фромм, К.Леонгард, А.Е. Личко и ряд других ученых.

     Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей. Основные из них следующие:

     1. Характер человека формируется  довольно рано в онтогенезе  и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.

     2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер  человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые  типы, позволяющие выявлять и  строить типологию характеров.

     3. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.

     Э.Кречмер  выделил и описал три наиболее часто встречающихся типа строения тела или конституции человека: астенический, атлетический и пикнический. Каждый из них он связал с особым типом характера (впоследствии оказалось, что должных Научных оснований для этого у автора не было).

     1. Астенический тип, по Кречмеру, характеризует небольшая толщина  тела в профиль при среднем  или выше среднего росте. Астеник  — это обычно худой и тонкий  человек, из-за своей худобы кажущийся несколько выше, чем он есть на самом деле. У астеника тонкая кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная и плоская грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой и слабыми жировыми накоплениями. Такова в основном характеристика астеников-мужчин. Женщины этого типа, кроме того, часто и малорослы.

     2. Атлетическому типу свойствен  сильно развитый скелет и мускулатура.  Такой человек обычно среднего  или высокого роста, с широкими  плечами, мощной грудной клеткой.  У него плотная, высокая голова.

     3. Пикнический тип отличается сильно  развитыми внутренними полостями  тела (головы, груди, живота), склонностью  к ожирению при слаборазвитых  мышцах и опорно-двигательном  аппарате. Такой человек среднего  роста с короткой шеей, сидящей между плечами.

     Тип строения тела, как было показано еще  Кречмером и отчасти подтверждено новейшими исследованиями в области  психогенетики, определенным образом  коррелирует со склонностью к  психическим заболеваниям. Например, маниакально-депрессивным психозом чаще всего болеют люди с крайне выраженными чертами пикника. К шизофреническим заболеваниям более склонны астеники и атлетики.

     Заболевания, по мнению Кречмера, представляют собой "карикатуры определенных нормальных типов личности". Тот тип нормальных людей, который по своим психологическим особенностям напоминает шизофреников, Кречмер назвал "шизотимным"; тех, кто напоминает больных маниакально-депрессивным психозом, — "циклотимиками". "Шизотимикам" свойственны такие черты характера, как аристократичность и тонкость чувств, склонность к отвлеченным размышлениям и отчужденность, холодность, эгоистичность и властность, сухость и отсутствие эмоций. "Циклотимики" описываются им как люди, обладающие веселостью, болтливостью, беспечностью, задушевностью, энергичностью, склонностью к юмору и легкому восприятию жизни.

     Хотя  типология Кречмера была построена  умозрительным путем, она содержала  в себе ряд жизненно правдивых  наблюдений. Впоследствии действительно  обнаружилось, что люди с определенным типом строения тела имеют склонность к заболеваниям, которые сопровождаются акцентуациями соответствующих черт характера. Более поздние классификации характеров строились в основном на описаниях этих акцентуаций. Одна из них принадлежит известному отечественному психиатру А.Е Личко. Эта классификация построена на основе наблюдений за подростками.

     Акцентуация характера, по Личко, — это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие  за пределы нормы отклонения в  психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. Объясняет этот факт автор классификации так: "При действии психогенных факторов, адресующихся к "месту наименьшего сопротивления", могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении". При повзрослении ребенка особенности его характера, проявившиеся в детстве, остаются достаточно выраженными, теряют свою остроту, но с возрастом вновь могут проявиться отчетливо (особенно если возникает заболевание).

     Классификация акцентуаций характеров у подростков, которую предложил А.Е. Личко, выглядит следующим образом:

     1. Гипертимный тип. Подростки этого  типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. Со взрослыми — родителями и педагогами — у них нередко возникают конфликты.

     2. Циклоидный тип. Характеризуется  повышенной раздражительностью  и склонностью к апатии. Подростки  данного типа предпочитают находиться  дома одни, вместо того чтобы где-то бывать со сверстниками. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно в две-три недели.

     3. Лабильный тип. Этот тип крайне  изменчив в настроении, причем  оно зачастую непредсказуемо. Поводы  для неожиданного изменения настроения  могут оказаться самыми ничтожными, например кем-то случайно оброненное  слово, чей-то неприветливый взгляд. Все они "способны погрузиться в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач". Поведение этих подростков во многом зависит от сиюминутного настроения.

Информация о работе Формирование характера