Формирование характера

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 21:04, реферат

Описание работы

Формирование характера происходит в различных по своим особенностям и уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и др.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует эта группа, у человека развиваются соответствующие черты характера.

Содержание

1. Формирование характера………………………………………………….2
2. Типология характера……………………………………………………...5
3. Этапы разрешения конфликтных ситуаций…………………………….13
4. Тренинг. Цели, задачи и назначения……………………………………17
5. Категории педагогической науки……………………………………….18

Работа содержит 1 файл

Психология и педагогика.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

    Индивидуальность  – это то, что отличает человека от животного и социального мира. Она дает возможность проявиться человеку как свободному независимому существу (И.Кант). В индивидуальности скрыт источник его деяний. Она рассматривается как высокий уровень развития человеческого в человеке. Индивид, у которого развита индивидуальность, полностью опирается и надеется на свои силы, он не только свободный, но и самостоятельный человек. Индивидуальность определяется основными ее сферами: интеллектуальной, мотивационной, волевой, предметно-практической, саморегуляции и экзистенциальной.

    Личностные  и индивидуальные качества дополняют  друг друга, поэтому в педагогических целях необходимо предусматривать  и воспитание личности, и развитие индивидуальности.

    Сегодня в качестве наиболее широкой педагогической категории рассматривают образование. Причем в это понятие включают весь процесс становления человека как социального существа.

    Образование предполагает формирование социальности человека, которая включает культуру, воспитанность и образованность.

    Образованный  человек – это человек знающий, компетентный в своей деятельности, развитый и воспитанный.

    Социализация  – это взаимодействие человека с  окружающей средой, предполагающее усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому он принадлежит. Этот процесс происходит в условиях стихийного взаимодействия с окружающей средой, а также в ходе целенаправленного, педагогически организованного воспитания. Суть социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. Это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс воспроизводства системы социальных связей индивидов за счет его активной деятельности, включения в социальную среду.

    Социализация  выступает как элемент механизма саморегуляции социальной жизни, обеспечивает сохранение и развитие социума. При этом человек не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и окружающих людей. От того, как индивид становится элементом социальной организации, включается в общество, зависит, с одной стороны, формирование способности социальной организации влиять на личность, с другой – формирование способности личности поддаваться влиянию других людей.

    Социализация  формирует личность, существенные черты которой определяются тем, какое место занимает человек в системе общественных отношений. П.Н. Наторп писал: «Человек становится человеком благодаря человеческой общности…, не вырастает в одиночестве, не вырастает и просто один рядом с другим, в приблизительно одинаковых условиях, но каждый – под многосторонними влияниями друг друга, непрестанно реагируя на эти влияния».

    В первой половине ХХ века психологи  Н.Миллер и Дж. Доллард ввели в  научный обиход термин «социальное  научение». На этой основе вот уже полвека разрабатывается концепции социального научения, центральной проблемой которых стала проблема социализации.

    Социализация  – это процесс, которой позволяет  ребенку занять свое место в обществе, это продвижение новорожденного от асоциального состояния к жизни в качестве полноценного члена общества. По Ж.Пиаже, социализация – это процесс адаптации к социальной среде, состоящий в том, чтобы ребенок, достигнув определённого уровня развития, становился способным к сотрудничеству с другими людьми. В отечественной педагогике введено аналогичное понимание этого процесса.

    В процессе социализации решаются две  группы задач: социальной адаптации  и социальной автономизации личности. Решение этих задач, по сути противоречивых и в то же время диалектически единых, существенно зависит от многих внешних и внутренних факторов. Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям общественной среды, а социальная автономизация – реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, её самооценке. Решение задач социальной адаптации и социальной автономизации регулируется кажущимися противоречивыми мотивами «быть со всеми» и «оставаться самим собой». Несомненно, результатом социализации человека также является общественная активность – реализуемая готовность к социальным действиям, которая проявляется в сферах общественных отношений человека. Таким образом, критериями, которые свидетельствуют о социализации человека, являются: социальная адаптированность, социальная автономность и социальная активность.

    Выделяют  три сферы, в которых происходит процесс становления личности: деятельность, общение, самопознание.

    В деятельности личность все новые и новые виды, что предполагает ориентировку в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между её различными видами. При этом речь идет о личностно значимой доминанте, т.е. об определении главного, сосредоточении внимания на нем. В деятельности происходит освоение новых социальных ролей и осмысление их значимости.

    Общение как сфера социализации человека неразрывно связано с деятельностью. При этом расширение общения можно  понимать как умножение контактов  человека с другими людьми. Контакты специфичны на каждом возрастном рубеже.

    Третья  сфера социализации – самопознание личности, которое предполагает становление  в человеке «образца его Я», возникающего у него не сразу, а складывающегося  на протяжении всей жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. Наиболее распространенная схема самопознания своего «Я» включает три компонента: познавательный (знание себя); эмоциональный (оценка себя); поведенческий (отношение к себе).

    Процесс социализации предполагает единство изменений  всех трех обозначенных сфер: деятельности, общения, самопознания.

    Социализация  ребенка – это стратегическая цель деятельности любого педагога, поскольку  знания, приобретаемые на уроках, можно  рассматривать как базу для социального  становления человека.

    На  социализацию ребенка существенное влияние оказывает и характер отношений с педагогами, родителями и другими детьми. В этом плане значим правильный выбор педагогических средств, который, с одной стороны, помогает ребенку реализовать себя, с другой – присвоить социальный опыт и соответственно определить свой способ поведения в структуре социального и педагогического взаимодействия.

    Развитие  – это изменение, представляющее собой переход качества от простого к более сложному, от низшего к  высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных. Являясь процессом обновления, рождения нового и отмирания старого, развитие противоположно регрессу, деградации. Источником и внутренним содержанием развития является наличие противоречий между старым и новым. Физическое и психическое развитие человека подчиняется общим закономерностям. Поскольку оно, как и все явления природы, имеет свое прошлое и будущее, что-то отживающее и нечто нарождающееся, ему свойственны внутренние противоречия (например, противоречие между требованиями, предъявляемыми к организму, индивидуальности или личности, и тем, чем уже располагает человек и как он может ответить на эти требования).

    Когда говорят о развитии, предполагают изменение биологического (организм), психического (индивидуальность) и социального (личность) в человеке. В педагогике к этому понятию относится развитие индивидуальности и организма. Развитие социальных качеств (личностных свойств) под воздействием других людей называется воспитанием.

    Развитие  личности представляет собой единый процесс, в котором происходят как  количественные, так и качественные преобразования. Это предполагает разрешение различного рода противоречий, которые  являются источниками развития личности:

    - противоречие между потребителями детей и возможностями их удовольствия;

    - противоречие между возможностями  ребенка и требованиями общества;

    - противоречия между целями, которые  ставит перед собой ребенок,  и условиями их достижения.

    Эти противоречия проявляются по-разному на различных возрастных этапах развития человека.

    Л.С. Выготский выделил два уровня развития детей:

    - «уровень актуального развития»  - отражает наличные особенности  психических функций ребенка,  которые сложились на сегодняшний  день;

    - «зону ближайшего развития» - отражает возможности достижений ребенка в условиях сотрудничества со взрослыми.

    Существенное  значение для социализации человека имеет воспитание.

    Воспитание  – одна из основных категорий педагогики. Проблема определения сущности этого  понятия является одной из самых древних. Раньше оно рассматривалось, исходя из социальных установок и актуальных задач общества, которое при этом чаще заботилось о своей стабильности, чем о развитии потенциалов человека. Изменения социально-экономических условий, возникшее в результате крушения тоталитаризма в стране, отказ от идеологических стереотипов, реформирование всех социальных институтов, в том числе и в сфере образования, требует новых подходов к определению цели воспитания, содержанию и структуре воспитательного процесса в школе. Многие ученые стали отказываться от специфического для отечественной науки термина и заменять его привычным, для многих стран более широким, термином «образование».

    Рассматривая  различные трактовки понятия  «воспитание», можно определить общие признаки, которые выделяются большинством исследователей:

    - целенаправленность воздействий  на воспитанника;

    - социальную направленность этих  воздействий;

    - создание условий для усвоения  ребенком определенных норм отношений;

    - освоение человеком комплекса социальных ролей.

    Общая социальная функция воспитания состоит  в том, чтобы передавать из поколения  в поколение знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения. В этом общем смысле воспитание –  вечная категория, ибо оно существует с момента возникновения человеческой истории. Конкретные же его социальные функции, содержание и сущность изменяется в ходе истории и определяются соответствующими материальными условиями жизни, общественными отношениями, борьбой идеологий.

    В узком смысле под воспитанием понимали целенаправленную деятельность педагогов, которые призваны формировать у человека систему качеств или какое-нибудь конкретное качество.

    Одной из главных задач воспитания человека является его социальное самоопределение, которое зависит от реализации двух важнейших условий. Первым из них является обеспечение включенности молодых людей в реальные отношения, т.е. возникновение у них личностного состояния по отношению к деятельности, несущее в себе объективный и субъективный компоненты. Объективным компонентом является собственно деятельность личности, субъективным – отношение личности к данной деятельности. Вторым условием является самореализация детей в процессе социального взаимодействия.

    Таким образом, образование, социализация, развитие и воспитание воздействуют на индивида с одной и той же целью – полной реализации себя в обществе. При этом развитие обращено к тому, что уже присуще индивиду, а воспитание обращено, кроме этого, к тому, чего у него нет, что дано в общественной морали, в нравственных нормах и качествах людей. В своём единстве развитие, социализация и воспитание составляют сущность формирования личности.

    Обучение. В педагогической литературе существует множество определений категории  обучения. Эту категорию определяют как бы с двух позиций: результата и процесса.

    В первом случае обучение определяют как  процесс, направленный на формирование определённых знаний, умений, навыков, социального опыта, личностных качеств. Во втором – обучение определяют как  взаимодействие между обучающим и обучаемым.

    В процессе обучения происходит управляемое  познание. Обучение всецело зависит  от мотивов учения, от действий ученика. Поэтому этот процесс двусторонний: обучающий учит, а обучаемый учится. Несмотря на единство и взаимосвязь  этих процессов, каждый имеет свои особенности.

Информация о работе Формирование характера