Формирование коммуникативных умений у младших школьников во внеурочное время

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 11:22, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей курсовой работы - организация, проведение, описание 1-ого этапа опытно-эксперементальной работы по формированию коммуникативных умений у младших школьников.

Объект исследования - организация деятельности во внеурочное время.

Предметом исследования является формирование коммуникативных умений у младших школьников.

В нашем исследование мы выдвигаем следующую гипотезу:

формирование коммуникативных способностей у младших школьников будет идти успешно, если учитель умеет выслушать школьников и дает ему возможность выразить свое мнение и если для развития коммуникативных способностей он использует специальные упражнения.

Содержание

Введение

Глава 1 Теоретические основы формирования коммуникативных

умений во внеурочное время у младших школьников …..……………5-14стр.

1.1 Психолого-педагогические особенности младшего

школьника ………………………………………………………………………5-8стр.

1.2 Развитие коммуникативных умений у младших школьников как

психолого-педагогическая проблема ……………………………………..8-14стр.

Выводы по 1 главе……………………………………………………………...15стр.

Глава 2 Опытно- экспериментальная работа………………………16-25стр.

2.1 Педагогические условия формирования

коммуникативных умений у младших школьников во

внеурочное время…………………………………………………………16-18стр.

2.2 Методические рекомендации по формированию

коммуникативных умений у младших школьников во внеурочное

время…………………………………………………………………………19-25стр.

Выводы по 2 главе……………………………………………………………26стр.

Заключение…………………………………………………………………………

Библиография…………………………………………………………………27стр.

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Челябинской области.docx

— 54.41 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Челябинской  области

ГОУСПО (ССУЗ) Златоустовский педагогический колледж 
 
 
 
 
 
 

Курсовая работа

Тема: Формирование коммуникативных умений у младших  школьников во внеурочное время. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Введение

Глава 1 Теоретические  основы формирования коммуникативных

 умений во  внеурочное время у младших школьников …..……………5-14стр.

          1.1 Психолого-педагогические  особенности  младшего

школьника ………………………………………………………………………5-8стр.

          1.2 Развитие коммуникативных умений  у младших школьников как 

психолого-педагогическая проблема ……………………………………..8-14стр.

Выводы по 1 главе……………………………………………………………...15стр.

Глава 2 Опытно- экспериментальная работа………………………16-25стр.

          2.1 Педагогические условия формирования 

коммуникативных умений у младших школьников во

 внеурочное  время…………………………………………………………16-18стр.

          2.2 Методические рекомендации по  формированию 

коммуникативных умений у младших школьников во внеурочное

время…………………………………………………………………………19-25стр.

Выводы по 2 главе……………………………………………………………26стр.

Заключение…………………………………………………………………………

Библиография…………………………………………………………………27стр.

Приложение…………………………………………………………………………. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

  

Современный этап развития нашего общества характеризуется  глубокими экономическими и социальными  преобразованиями. По этому необходимость  ориентировать процесс обучения на формирование готовности личности к постоянно меняющимся запросам социума, к сотрудничеству с другими  людьми на сегодняшний момент уже  не вызывает сомнений. Однако, не смотря на постоянно растущую в обществе потребность в людях коммуникативных, обладающих разносторонними знаниями, современная школа с существующим в ней набором форм и методов  обучения не в должной степени  способствует формированию коммуникативных  умений школьников.

   Коммуникативные  умения формируются у школьников  в его общении с окружающими  и в процессе жизнедеетельности.  Успешность и интенсивность их  формирования зависят от того, на сколько осознаются коммуникативные  умения, на сколько школьник сознательно  способствует их развитию, присутствует  ли в процессе формирования  этих умений момент целенаправленного  их развития со стороны педагогов.

   Проблема  формирования коммуникативных умений  у младших школьников разрабатывалась  М.В. Григорьевой; Т.А. Кривченко  и другими педагогами, учеными  и психологами.

   Они высказывали  свои предложения по формированию  коммуникативных умений у младших  школьников на разных возрастных  этапах.

   М.В. Григорьева  считает, что успех в общение,  в свою очередь зависит от  уровня коммуникативных умений  самого ребенка. И что в настоящее  время популярны тренинги коммуникативных  умений, в процессе которых участники  группы осмысливают затруднения,  характерные для различных ситуаций  межличностного общения, и приходят  к пониманию факторов, оптимизирующих общение. И основным механизмом развития коммуникативных умений в тренингах является рефлексия- процесс самосознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

   Так же  Т.А. Кривченко утверждал, что  проблема воспитания человека  вообще и воспитания культуры  общения, в частности является  одной из значимых на данном  этапе развития системы образования  России. И воспитание сегодня  может и должно быть понято  не как «однонаправленная передача  опыта от старшего поколения  к младшему, но и как взаимодействие, сотрудничество детей и взрослых  в сфере их совместного бытия». Именно в таком взаимодействии  формируется общая культура человека, культура общения.

   Все выше  перечисленные факты и определили  выбор темы нашей курсовой  работы - «Формирование коммуникативных  умений у младших школьников  во внеурочное время».

   Проблема: каковы психолого-педагогические  условия формирования коммуникативных  умений у младших школьников.

   Цель  нашей курсовой работы - организация,  проведение, описание  1-ого этапа  опытно-эксперементальной работы  по формированию коммуникативных  умений у младших школьников.

   Объект  исследования - организация деятельности  во внеурочное время.

   Предметом  исследования является формирование  коммуникативных умений у младших  школьников.

  В нашем  исследование мы выдвигаем следующую  гипотезу:

формирование  коммуникативных способностей у  младших школьников будет идти успешно, если учитель умеет выслушать  школьников и дает ему возможность  выразить свое мнение и если для  развития коммуникативных способностей он использует специальные упражнения.

 

 Задачи: 

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Раскрыть содержание понятий: «развитие», «навык», «общение».

3. Раскрыть особенности развития навыков коммуникативного умения у младших школьников.

4. Подобрать и описать содержание упражнений для развития коммуникативных умений у младших школьников.

5. Составить методические рекомендации по формированию коммуникативных умений.

6. Описать педагогические условия по формированию коммуникативных умений. 

   Методы  педагогического исследования: анализ  психолого-педагогической и методической  литературы. 

Наша работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

-5- 

Глава 1. Теоретические  основы формирования коммуникативных  умений во внеурочное время у младших  школьников. 

1.1. Психолого-педагогические особенности младшего школьника. 

Задачами данного  параграфа являются: 

1. Описать психолого-педагогические  особенности младшего школьника. 

   Младший  школьный возраст от 6-7 лет до 10-11.

Поступивший в  школу ребенок автоматически  занимает совершенно новое место  в системе отношений людей: у  него проявляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью.

К концу дошкольного  возраста ребенок представляет собой  в известном смысле личность. Он умеет строить отношения со взрослыми  и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинять себя обстоятельствам, быть не прикосновенным в своих желаниях. Он уже понимает, что оценка его  поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе («Я хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей. У него уже достаточно развиты рефлексивные способности. В этом возрасте существенным достижением в развитие личности ребёнка выступает преобладание мотива «Я должен» над мотивом  «Я хочу».

   У ребенка  к моменту поступления в школу  складываются психологические свойства, присущие собственно школьнику.  Окончательно эти свойства могут  сложиться только в ходе школьного  обучения под влиянием присущих  ему условий жизни и деятельности.

   У каждого  ребёнка, поступившего в школу,  повышается психологическая напряжённость.  Это отражается не только на  физическом здоровье, но и на  поведение ребенка.

   Ребенок  под руководством учителя начинает  овладевать содержанием основных  форм человеческого сознания (науки,  искусства, морали и другие) и учится действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей.

   В новых  отношениях со взрослыми и  со сверстниками ребенок продолжает  развивать рефлексию на себя  и других.

   Характер  адаптации к условиям жизни  в младшем школьном возрасте  и отношение к ребенку со  стороны семьи определяют состояние  и развитие его чувства личности.

   Ребенок,  обладающий возможностями речевой  культуры, может вызвать у сверстников  чувство снисходительного превосходства  над ним, так как его речь  не окрашена наличием у него  волевого потенциала выражаемого  в экспрессии, проявляемой уверенности  в себе и чувстве собственного  достоинства.

 

-6- 

Именно в условиях самостоятельного общения, ребенок  открывает для себя разнообразные  стили возможного построения отношений.

   В младшем  школьном возрасте ребенку придется  пройти все перипетии отношений,  прежде всего со сверстниками.

   В младшем  школьном возрасте происходит  перестройка отношений ребенка  с людьми. Как указывал Л.С.  Выготский, история культурного  развития ребенка к результату, который может быть определен  «как социогнез высших форм  поведения». Только в недрах коллективной  жизни возникает индивидуальное  поведение.

   Ребёнок  младшего школьного возраста  находится в большой эмоциональной  зависимости от учителя. Так  называемый эмоциональный голод-потребность в положительных эмоциях значимого взрослого, а учитель именно такой взрослый, - во многом определяет поведение ребенка.

   К моменту  поступления в школу словарный  запас ребенка увеличивается  настолько, что он может свободно  объясниться с другим человеком  по любому поводу, касающемуся  обыденной жизни и входящему  в сферу его интересов.

   Развитие  мышления. Особенность здоровой  психики ребенка - познавательная  активность. Любознательность ребёнка  постоянно направлена на познание  окружающего мира и построение  своей картины этого мира. Ребенок,  играя, экспериментируя, пытается  установить причинно-следственные  связи и зависимости.

   Образное  мышление - основной вид мышления  в младшем школьном возрасте. Конечно младший школьник может  мыслить логически, но следует  помнить, что этот возраст сензитивен  к обучению, опирающемуся на наглядность.

   Мышление  ребенка в начале обучения  в школе отличается эгоцентризмом,  особой умственной позицией, обусловленной  отсутствием знаний, необходимых  для правильного решения определенных  проблемных ситуаций.

   Ребенку  трудно представить, что его  видение мира не совпадает  с тем, как воспринимают этот  мир другие люди.

   Рассмотрим  личность ребенка младшего школьного  возраста.

В возрасте от 7 до 11 лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую  индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что он обязан учиться и  в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки (речь, цифры, ноты и другие), коллективные понятия, знания и идеи, которые существуют в обществе, систему социальных ожиданий в отношение поведения и ценностных ориентаций. В то же время он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников.

   Самосознание  ребенка интенсивно развивается,  а его структура укрепляется,  наполняясь новыми ценностными  ориентациями. 

-7-

 

 Ребенок в  младшем школьном возрасте имеет  совесть. Он знает, что значит  должен, обязан. У него пробуждается  чувство гордости или стыда  в зависимости от поступка.

   Младший  школьник уже знает о своей  принадлежности к тому или  иному полу. Он уже понимает, что  это не обратимо, и стремиться  утвердит себя как мальчик  или девочка.

   Младший  школьник реально еще не знает  своих прав, тем более не может  их отстаивать. Развитый младший  школьник знает доступные его  разумению нормы поведения.

   Младший  школьник может быть вежливым  и при этом испытывать удовлетворение  от своего поведения.

Информация о работе Формирование коммуникативных умений у младших школьников во внеурочное время