Формирование текстовых умений у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 17:55, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
* выявить место текста в системе языка;
* установить типологию текстов;
* изучить структурные элементы текста;
* дать характеристику системе упражнений по формированию текстовых умений;
* проанализировать учебники по русскому языку для начальной школы на предмет наличия и разнообразия упражнений, направленных на формирование текстовых умений;
* выявить эффективную систему упражнений в одном из учебников (Т.Г. Рамзаевой и М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко).

Содержание

Введение……………………………………………………………………...4
Глава 1. Психолингвистические и методические основы формирования текстовых умений в начальной школе…………………………………….……...6
1. Лингвистика текста как область языкознания………………...........6
2. Текст как основное лингвистическое понятие методики развития речи………………………………………………………………………..............10
Выводы по первой главе……………………………………...…………...14
Глава 2.Методика формирования текстовых умений у младших школьников…………………………………………………………………………16
2.1. Система упражнений по формированию текстовых умений...............16
2.2. Анализ учебно-методических комплектов Т.Г. Рамзаевой и М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко…………………………………………....................25
Выводы по второй главе……………………………………………………..34
Заключение………………………………………………..………………….35
Список литературы…………………………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ2.doc

— 238.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Московский  Государственный Гуманитарный Университет

им. М.А. Шолохова 
 
 
 

       Формирование текстовых умений у младших школьников 
 
 
 
 

     Курсовая  работа

     по  методике русского языка

     студентки Лях Ольги Александровны

     курса 4 очно-заочного отделения

     педагаогического  факультета

     специальности

     «Педагогика и методика начального образования» 

     Научный руководитель

     проф. Соловейчик М.С. 
 
 
 
 

Москва  – 2009

     Содержание

 

     Введение……………………………………………………………………...4 

     Глава 1. Психолингвистические и методические основы формирования текстовых умений в начальной школе…………………………………….……...6

    1. Лингвистика текста как область языкознания………………...........6
    2. Текст как основное лингвистическое понятие методики развития речи………………………………………………………………………..............10

     Выводы по первой главе……………………………………...…………...14 

     Глава 2.Методика формирования текстовых  умений у младших школьников…………………………………………………………………………16

     2.1. Система упражнений по формированию текстовых умений...............16

     2.2. Анализ учебно-методических комплектов Т.Г. Рамзаевой и М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко…………………………………………....................25

     Выводы по второй главе……………………………………………………..34

     Заключение………………………………………………..………………….35

     Список  литературы…………………………………………………………..36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Проблема  развития речи школьников всегда трактовалась в теории и практике преподавания русского языка как одна из важнейших. Об этом свидетельствуют труды известных  лингвистов и методистов прошлого     ( К.Д. Ушинский, Леонтьев А.А. Ф.И. Буслаев и др.) и настоящего (Н.А. Ипполитова, Г.А. Золотова и др.).

     Сегодня методика развития речи поднимается  на совершенно новый уровень –  с сугубо практического на научный. Одним из важнейших источников, питающих этот процесс, служит лингвистика. В последние десятилетия в ней стали развиваться такие направления, как функциональная стилистика, культура речи, теория текста. Развитие всех этих наук, накопление в них конкретных знаний о речи послужило мощным импульсом для обновления соответствующей области методики обучения русскому языку и позволило методистам приступить к обновлению давно не удовлетворяющей всех системы обучения речи в школе.

     Важным  для многих вопросов методики обучения русскому языку являются исследования Н.И. Жинкина. Так, с опорой на проведенное им изучение процесса создания письменного и устного высказывания1 в 60-е годы методистом Т.А. Ладыженской были сформулированы умения связной речи: понимать и раскрывать тему высказывания, осознавать основную мысль и др. Сегодня эти умения хорошо знакомы каждому словеснику и должны быть известны учителю начальных классов.

     Особенностью  современного этапа методики развития речи учащихся является непосредственное обращение к тексту как к коммуникативной  единице.

     В каждом разделе курса русского языка ученик подводится к тексту, так как все анализируемые явления интересны и значимы не только сами по себе, но и в качестве компонентов любого текста, который создается или воспринимается в ходе коммуникации. Следовательно, познания языковых явлений на уроках русского языка не может стать самоцелью. Оно должно вывести учащихся на новый уровень в овладении средствами общения: от интуитивного владения языком к осознанному, правильному, умелому использованию различных средств языка при решении соответствующих коммуникативных задач.

     Общепринятого понятия «текст» в лингвистике  нет. В связи с этим в учебных  пособиях даются различные определения  данного понятия.

     Анализ  учебников показывает, что существуют и различные подходы к формированию текстовых умений.

     Понимать  тему текста, раскрывать ее в своем  высказывании, понимать основную мысль  «чужой» речи, а также осознавать ее и развивать в своей, располагать  предложения в нужной (по логике мысли) последовательности и связывать  их между собой – вот те умения, которые следует формировать у школьников с самого начала процесса совершенствования их речевой деятельности. Всем сказанным выше доказывается актуальность темы исследования.

     Проблема  исследования – возможно ли повысить качества текстовых умений у младших школьников за счет целенаправленной работы с использованием упражнений по формированию данных умений?

     Цель  исследования - определить содержание и организацию работы по формированию текстовых умений у младших школьников.

     Объект  исследования –развитие речи учащихся.

     Предмет исследования – система формирования текстовых умений у младших школьников.

     Задачи  исследования:

  • выявить место текста в системе языка;
  • установить типологию текстов;
  • изучить структурные элементы текста;
  • дать характеристику системе упражнений по формированию текстовых умений;
  • проанализировать учебники по русскому языку для начальной школы на предмет наличия и разнообразия упражнений, направленных на формирование текстовых умений;
  • выявить эффективную систему упражнений в одном из учебников (Т.Г. Рамзаевой и М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко).

     Методы  исследования:

  • анализ психологической, лингвистической и методической литературы;
  • анализ УМК по русскому языку для начальной школы;
 
 

     1. Психолингвистические и методические основы формирования текстовых умений в начальной школе 

     
    1. Лингвистика текста как область  языкознания
 

     В настоящее время к лингвистике  текста обычно причисляют любое лингвистическое  исследование, в котором автор  обращается к тексту (в устной или  письменной форме) как основной единице человеческой коммуникации.

     Лингвистика текста как самостоятельная научная дисциплина зародилась на рубеже 60 – 70-х годов XX века.

     Долгое  время самой крупной единицей языка, которая привлекала внимание лингвистов, было предложение. Следствием этого можно считать тот факт, что еще и сегодня вузовский курс русского языка на факультетах учителей начальных классов, как правило заканчивается синтаксисом предложения. Но общение чаще всего осуществляется более крупными единицами-текстами.  Осознание этого факта и стремление ученых сделать представление о языке и речи более полным и совершенным привело к появлению новой области языкознания – лингвистике текста.

     В современной лингвистической литературе можно встретить различные определения  лингвистики текста. В «Лингвистическом энциклопедическом словаре» лингвистика текста трактуется как «направление лингвистических исследований, объектом которых являются правила построения связного текста и его смысловые категории, выражаемые по этим правилам».2

     В зарубежной научной литературе лингвистика текста трактуется похожим образом: «Лингвистика текста – языковедческая дисциплина, занимающаяся анализом языковых закономерностей, которые выходят за рамки одного предложения. Она имеет своей целью определить конститутивные признаки текста как единицы языка и тем самым заложить основы теории текста»3.

     В тексте все средства языка становятся коммуникативно-значимыми, объединенными в определенную систему, в которой каждое из них наиболее полно проявляет свои существенные признаки и, кроме того, обнаруживает новые, текстообразующие функции. Отсюда следует вывод: единицы языка, объединяясь в предложения и группы предложений, образуют компоненты текста, его структурные элементы.

     Объектом  изучения в школе могут стать, прежде всего, типизированные высказывания, извлеченные из ситуации реального речевого общения, но соотнесенные с ней условно. 

     В литературе выделены и описаны следующие  текстовые категории: информативность, завершенность, цельность, связность, ретроспекция, проспекция, пресуппозиция, последовательность.

     Остановимся только на тех, без понимания сущностных характеристик которых, будет затруднена организация работы над текстами в начальной школе.

     Категория информативности присуща только тексту и является важнейшей в ряду других текстовых категорий. Она выражается в типах речи повествования, рассуждения, описания (эти типы речи мы рассмотрим чуть позже). Содержанием любого законченного текста является информация, т.е. «соотношение смыслов и сообщений, дающие новый аспект явлений, факта, события. Это соотношение подвержено изменению по мере продвижения текста».4

     Текст передает определенную последовательность фактов, которые развертываются во времени и пространстве по особым правилам в зависимости от содержания и типов текста.

     В современной отечественной лингвистике  текста внимание, прежде всего, акцентируется на двух главных свойствах, составляющих существо текста,- на цельности и связности.

     Очевидно, что связность и цельность (целостность) – понятия неравнозначные. «Связность обычно является условием цельности, но цельность не может полностью определиться через связность. С другой стороны, связный текст не всегда обладает характеристикой целостности».5

     К категориям связности и цельности  текста прилегают категории интеграции и завершенности. Категория интеграции объединяет части текста в целях достижения его целостности. Интеграция объединяет текст не линейно, а по вертикали, обеспечивая причинно – следственные связи между его частями, отбирая те из них которые наиболее существенны для передачи концептуальной позиции автора текста.

     Результат интегрирования реализуется в категории  завершенности, которая непосредственно соотносится с названием текста. Ведущее свойство названия – «ограничивать текст и наделять его завершенностью.

     В заголовке находит выражение  тематическое единство текста. Оно выражается в том, что все элементы текста прямо или опосредованно связаны с предметом речи (с темой высказывания) и с коммуникативной установкой говорящего (пишущего) – с задачей и основной мыслью высказывания.

     И, наконец, всякий текст, создаваемый  в процессе коммуникации, должен быть литературно обработан: ему нужно  придать соответствующее жанровое оформление, в зависимости от характера  той информации, которая лежит  в основе его содержания (повествование, описание, рассуждение), и соответствующую стилистическую окраску – в зависимости от целей и условий общения.

     Рассмотрим  несколько типов речи, особенно актуальных для речевой практики младших  школьников.

     Повествование – изображение событий или явлений, совершающихся не одновременно, а следующих друг за другом или обуславливающих друг друга.

     Итак, повествование раскрывает тесно  связанные между собой события, явления, действия как объективно происходившие  в прошлом. Предложения повествовательных  контекстов не описывают действия, а повествуют о них, т.е. передается само событие, действие.

Информация о работе Формирование текстовых умений у младших школьников