Формирование текстовых умений у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 17:55, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
* выявить место текста в системе языка;
* установить типологию текстов;
* изучить структурные элементы текста;
* дать характеристику системе упражнений по формированию текстовых умений;
* проанализировать учебники по русскому языку для начальной школы на предмет наличия и разнообразия упражнений, направленных на формирование текстовых умений;
* выявить эффективную систему упражнений в одном из учебников (Т.Г. Рамзаевой и М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко).

Содержание

Введение……………………………………………………………………...4
Глава 1. Психолингвистические и методические основы формирования текстовых умений в начальной школе…………………………………….……...6
1. Лингвистика текста как область языкознания………………...........6
2. Текст как основное лингвистическое понятие методики развития речи………………………………………………………………………..............10
Выводы по первой главе……………………………………...…………...14
Глава 2.Методика формирования текстовых умений у младших школьников…………………………………………………………………………16
2.1. Система упражнений по формированию текстовых умений...............16
2.2. Анализ учебно-методических комплектов Т.Г. Рамзаевой и М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко…………………………………………....................25
Выводы по второй главе……………………………………………………..34
Заключение………………………………………………..………………….35
Список литературы…………………………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ2.doc

— 238.00 Кб (Скачать)

     К описаниям учащиеся начальных классов  менее восприимчивы и, как правило, не тяготеют к созданию данного типа высказывания.

     Современная программа для начальных классов предусматривает обучение младших школьников созданию высказываний такого типа как описание предмета.

     Описание  предмета (под предметом понимается не только вещь, но и всякий материальный объект, в том числе и растение, животное, человек) создается для того, чтобы охарактеризовать этот объект, т.е. сообщить о присущих ему признаках. Во фрагментах с типовыми значениями «предмет и его признак» именно сведения о признаках являются главными, т.е. составляют ту информацию, ради которой строится фрагмент. Указание на признаки – это «новое» (рема) предложений; в «данном» (теме) же называется сам предмет или его части, отдельные детали.

     Рассуждение имеет своей целью выяснить какое - нибудь понятие, развить, доказать или опровергнуть какую – нибудь мысль.

     Рассуждением называется и ряд суждений, относящихся к какому – либо вопросу, которые следуют одно за другим таким образом, что из предшествующих суждений необходимо вытекают другие.

       Поскольку чистые типы повествования, описания и рассуждения встречаются не так часто, то целесообразно пользоваться такими оценочными понятиями: «текст с преобладанием того или иного типа»; «рассказ-повествование с двумя пейзажными зарисовками»; «рассуждение, в котором использованы две сюжетные повествовательные вставки в качестве аргументов».

     Нельзя  не учитывать и того фактора, что  об одном и том же предмете можно  говорить по-разному (точно сообщая или рисуя словами).

     В разных ситуациях общения мы пользуемся различными стилями речи, а потому говорим по-разному.

     Стиль речи – это еще одно лингвистическое понятие, без учета которого сегодня нельзя вести речевую работу в школе.

     Изучением речи применительно к сферам общения  людей занимается сравнительно молодая  область лингвистики – функциональная стилистика. Ею выделено пять основных типов деятельности людей, пять типовых сфер общения и пять стилей речи:

     Сферу обиходно – бытового общения обслуживает  разговорный стиль,

     Сферу научного общения – научный,

     Сферу официально – деловых отношений  – деловой,

     Сферу общественно – политическую –  публицистический,

     Сферу искусства слова – художественный.

     Каждый  из стилей предполагает такой отбор  сведений, использование таких языковых средств, которые позволили бы наилучшим  образом решать поставленную речевую  задачу. В формировании у детей  умения осознавать свою речевую задачу и подчинять ей организацию высказывания и состоит цель стилевой работы в начальных классах.

     Итак, лингвистика текста сравнительно молодая область языкознания и изучена еще не до конца. Как следствие, существует несколько определений «текста»; даны описания таких текстовых категорий как: информативность, последовательность, цельность, связность, завершенность. Также в параграфе представлено описание типов речи особенно актуальных для речевой практики младших школьников (повествование, описание, рассуждение) и стилей речи, которые следует иметь в виду при обучении детей в начальных классах.

     Теперь рассмотрим, что же такое текст с методических позиций? 

     
  1. Текст как основное лингвистическое  понятие методики развития речи

     Итак, что такое текст? Хотя интуитивно представление о том, что такое текст, имеют все, тем не менее, в настоящее время нет единой точки зрения на то, с каким классом явлений его следует соотносить: считать ли его единицей языка, стоящей над предложением, или рассматривать текст как сугубо речевое явление, так как порождается он в процессе коммуникации и является продуктом речевой деятельности.

     В связи с этим, одно направление в исследовании текста основано на познании грамматической природы текста, описании его грамматических признаков, так как текст в данном случае характеризуется как явление, которое занимает высшую степень в системе языковых единиц.

     Другое  направление в исследовании текста связано с отнесением его к  явлениям речевого характера, и поэтому  при описании текста делается упор на такие признаки, которые раскрывают его коммуникативные возможности. Это различие исходных позиций в исследованиях текста находит отражение в определениях текста, которые содержатся в методической литературе.

     Сравним некоторые из этих определений. Вот как определяет текст И.Р. Гальперин: «Текст – произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведения, состоящие из названия (заголовок) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющие определенную направленность и прагматическую установку».6

     Текст, по мнению Г.В. Колшанского, это связь, по меньшей мере, двух высказываний, в которых может завершаться минимальный акт общения – передача информации или обмен мыслями между партнерами.7 

     Несмотря  на разнообразие позиций, большинство  лингвистов выделяют такие признаки текста:

            1. Наличие группы предложений;
            2. Их смысловая связность:
  • единство предмета речи, т.е. темы,
  • наличие основной мысли и ее развития;
            1. Структурная связность предложений.

     Анализ  приведенных определений показывает, что все исследователи стремятся, во–первых, определить место текста в системе языка или речи, во – вторых, вычленить собственно текстовые категории, присущие только этой единице. При всех различиях этих определений в них, совершенно очевидно есть много общего:

                1. текст рассматривается как продукт речи, как основная единица речи. Следовательно, для всех исследователей является бесспорным положение о том, что продуцирование текстов и их осмысление происходит в процессе коммуникации или достижения целей общения;
                2. текст, как правило, реализуется в письменной форме, текст – это законченное, завершенное произведение и, наконец, что текст имеет собственную внутреннюю структуру, определенное строение, обладает средствами связности его частей, которые не позволяют ему «рассыпаться» на отдельные предложения.

     Казалось  бы, существенных различий в подходах к осознанию природы текста у ученых нет. Однако это впечатление обманчиво. Различия касаются, прежде всего, решения вопроса о том, к какой системе относится текст: к системе языка или речи. Ни  у кого не вызывает сомнения то, что это явление речевого характера: текст создается для реализации целей общения и всегда связан с актом коммуникации.

     Единицы языка, объединяясь в предложения и группы предложений, образуют компоненты текста, его структурные элементы. «Слова, сцепления слов, сцепления словосочетаний, связь предложений, связи сложных предложений – все эти языковые структуры имеют свою логическую базу, и функционирование их в цепи обмена информацией опирается на логико-понятийную деятельность сознания».8 В коммуникации все единицы языка, объединяясь в отдельные структуры, становятся звеном процесса общения, а не изолированными единицами.

     Все единицы языка попадая в текст, вносят свой вклад в процесс коммуникации. Но, безусловно, основным элементом  текста является предложение (высказывание, фраза, текстема). Предложение в тексте осознается и воспринимается не само по себе, а «в отношении своих связей с другими предложениями, как часть целого, компонент, «клеточка» текста».9 Это минимальная коммуникативная единица текста, по выражению Г.В. Колшанского, «нижнее звено текста».

     При этом нужно учитывать, что при  построении текста мы подбираем предложения  «с точки зрения целого высказывания, которое преподносится нашему речевому воображению и которое определяет наш выбор. Представление о форме целого высказывания, т.е. об определенном речевом жанре, руководит нами в процессе нашей речи».10

     Таким образом, само по себе, вне целого высказывания, предложение не является коммуникативной  единицей, потому что оно, как правило, не обладает смысловой полноценностью: «предложениями не обмениваются, как не обмениваются словами… и словосочетаниями, - обмениваются высказываниями, которые строятся с помощью единиц языка: слов, словосочетаний, предложений…».11

     Предложение как часть более сложной синтаксической единицы – текста – может быть рассмотрено с точки зрения его роли в конкретном тексте: его текстовой функции, обуславливающей внутреннюю структуру данного предложения. Этой проблемой занимается коммуникативный синтаксис, а именно – теория актуального членения.

     Языковеды сравнивают нашу речь с движением  конькобежца (Г.А. Золотова). Чтобы продвинуться вперед, конькобежец одной ногой  отталкивается, другой скользит вперед. Так же строится текст. Мы отталкиваемся  от того, что уже было сказано, от данного, и делаем шаг вперед в развитии мысли, сообщаем новое, те сведения, ради которых создается предложение. Такое движение осуществляется в рамках текста или его  фрагмента, но участвует в движении мысли каждое предложение. Именно внутри предложения выделяются названные части – «данное» и «новое». Членение предложения на эти части: на то, что при соответствующем коммуникативном намерении является исходным пунктом высказывания, и то, что сообщается, - получило название актуального членения предложения. То, что условно в предложении назвали «данным», в лингвистике называется темой, а то, что «новым» - ремой.

     Актуальное  членение – это членение смысловое.

     Обобщенно можно сказать:

                1. Теория актуального членения предложения является основой для работы над умением развивать мысль в тексте.
                2. Средством выражения актуального членения предложения в устной речи является интонация.
                3. Теория актуального членения создает лингвистическую базу для работы над порядком слов в предложениях.

     О том, что порядок слов в предложении  непроизволен, что он зависит от замысла автора, определяется логикой развития мысли, нужно помнить всегда, когда мы исправляем детские работы, когда предлагаем задания на составление предложений из набора слов. Упражнения названного типа должны учить устанавливать связи слов и порядок слов не «вообще», а для наилучшего выражения определенной мысли, в определенном контексте. Поэтому целесообразно, предлагая учащимся составить из слов предложение, задавать им тот контекст, в который это предложение должно вписаться.

     Таким образом, внутри предложения мысль движется от темы к реме, от данного к новому. А движение мысли от предложения к предложению совершается благодаря тому, что рема предшествующего предложения становится темой последующего предложения, о которой сообщаются новые сведения (рема). Такую связь между предложениями текста можно назвать цепной.

     Возможен  другой вид связи, внутри предложения мысль также движется от темы к реме. Но в каждом последующем предложении тема остается прежней, а ремы меняются. Мысль движется не последовательно, а параллельно, что позволяет назвать такую связь параллельной.

     В структуре текста предложения могут  объединяться в группы, а группы предложений связываются с такими отрезками текста как абзац, параграф, часть, глава.12

     Как правило, раскрытие предмета речи, т.е. темы высказывания, складывается из раскрытия отдельных ее частей. Часть темы носит название подтемы или микротемы, а часть текста, в которой раскрывается микротема, называется абзацем.

     Абзац имеет определенное строение: зачин или начало, разработку или развитие мысли, концовку или конец.

     Таким образом, текст обладает определенной структурой, выражающейся во взаимосвязи отдельных предложений и частей текста. Всякий текст имеет соответствующее композиционное оформление, которое помогает более оптимально раскрыть его содержание и смысл, который, как правило, обозначены (или могут быть обозначены) в названии (заголовке) текста.

Информация о работе Формирование текстовых умений у младших школьников