Формирование текстовых умений у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 17:55, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
* выявить место текста в системе языка;
* установить типологию текстов;
* изучить структурные элементы текста;
* дать характеристику системе упражнений по формированию текстовых умений;
* проанализировать учебники по русскому языку для начальной школы на предмет наличия и разнообразия упражнений, направленных на формирование текстовых умений;
* выявить эффективную систему упражнений в одном из учебников (Т.Г. Рамзаевой и М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко).

Содержание

Введение……………………………………………………………………...4
Глава 1. Психолингвистические и методические основы формирования текстовых умений в начальной школе…………………………………….……...6
1. Лингвистика текста как область языкознания………………...........6
2. Текст как основное лингвистическое понятие методики развития речи………………………………………………………………………..............10
Выводы по первой главе……………………………………...…………...14
Глава 2.Методика формирования текстовых умений у младших школьников…………………………………………………………………………16
2.1. Система упражнений по формированию текстовых умений...............16
2.2. Анализ учебно-методических комплектов Т.Г. Рамзаевой и М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко…………………………………………....................25
Выводы по второй главе……………………………………………………..34
Заключение………………………………………………..………………….35
Список литературы…………………………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ2.doc

— 238.00 Кб (Скачать)

     3.Завтрак  не состоялся.

 
  • Постарайся  соединить предложения  между собой, чтобы  получился связный  текст. Обдумай текст и напиши рассуждение. Воспользуйся нашей помощью.

     Мои раздумья о каникулах.

                       План.

     1.Люблю  ли я каникулы? За что?

     2.Какие  каникулы мне нравятся  больше всего?  Почему?

     Вся представленная работа организуется на текстах различных типов и стилей.

 

     Рассмотрим, как организуется работа по наблюдению за признаками текста в учебно-методическом комплекте Т.Г. Рамзаевой. Понятие текст вводится уже в первом классе.

       Текст – это  два или несколько  предложений, связанных  по смыслу. Текст можно озаглавить. Определение не раскрывает суть данного понятия: что значит «связаны по смыслу».

     Предлагаются  упражнения, позволяющие понаблюдать  над связью предложений в тексте, но не объясняется, как действовать.

  • В каком порядке нужно прочитать предложения, чтобы между ними была связь по смыслу и получился текст? Напиши предложения по порядку.

     Кот Мурзик хотел её поймать

     В банке плавала  рыбка.

     Он  опускал лапу в  воду.

     Но  рыбка только хвостом  виляла.

     (Первое  предложение показано, учащимся  необходимо продолжить данную мысль).

  • Составь одно предложение, чтобы продолжить текст.

     У Саши живет попугай  Тоша.

     Кошка Муська часто сидит  у клетки. Она лапкой хочет достать  птичку.

     Чтобы выполнить данное задание, учащиеся должны владеть знаниями о порядке слов в предложениях русского языка. Они лишь знают, что предложение состоит из слов.

  • Прочитайте. Подумайте, какое предложение в тексте должно быть первым и какое последним. Спиши предложения по порядку.

     Ёлка  в лесу.

     Лакомились  гостинцами зайцы  и птицы.

     Петя  развесил на ветках бусы из рябины.

     Ваня  принес морковку.

     Ребята  нарядили в лесу ёлку.

     Предлагая задание данного вида учащимся не объясняется в учебнике, как найти  первое предложение. Если такое задание  не предусмотрит учитель, дети будут  выполнять упражнение на интуитивном уровне.

     Упражнения  на осознание темы и основной мысли  в учебнике также не последовательно представлены. Определение понятия «тема» дается в 3 классе, а задания по озаглавливанию текста предлагаются уже в 1 классе. С понятием основной мысли учащиеся знакомятся в 4 классе, а задания предлагаются уже в 3 классе. Не зная сути понятий, можно предположить, что учащиеся будут выполнять их на интуитивном уровне.

  • Прочитай текст. Озаглавь.

     Мы  с братом решили сделать  кормушку для птиц. Работа закипела. И  скоро столик был готов. Утром мы побежали в сад. Хотелось скорее открыть птичью столовую. Кормушку повесили на яблоне. Гости не заставили себя долго ждать!

     Данное  задание предлагается во втором классе. Возникает ряд вопросов: «Что значит озаглавить?», «Как озаглавить по теме или по основной мысли?».

  • Прочитай текст. Прочитай предложение, в котором выражена основная мысль текста.

     Шар в окошке.

     Коля  заболел. Лежит в  постели. И никто  к нему не придёт. Нельзя.

     Смотрит Коля в окно и вдруг  видит красный  шарик. Постоял шарик к самого стекла и стал прыгать. Это Миша за верёвочку шарик дёргает. А рядом ребята стоят и советы дают. Радостно стало Коле.

     Хорошо, когда о тебе друзья помнят!

     (По  А. Митта.)

     Понятие план не вводится, но в одном из упражнений в 3 классе показан алгоритм составления текста по плану. Данный план представляет общее направление работы.

     Подготовься рассказать о каком-нибудь интересном случае. Составь рассказ  по плану.

  1. Определи тему своего рассказа.
  2. Какая мысль в рассказе будет основной?
  3. Как ты озаглавишь текст?
  4. Подумай, с чего можно начать рассказ.
  5. О чём ты расскажешь в основной части текста?
  6. Как можно закончить рассказ?

     Итак, в комплекте М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко представлена система упражнений по формированию текстовых умений. Задания даны последовательно, учитывая знания детей на момент предъявления. Перед выполнением упражнения раскрывается способ действия для эффективного его выполнения.

     В УМК Т.Г. Рамзаевой упражнения представлены не последовательно. Сначала даются задания, а затем вводятся понятия. Понятие вводится, но суть остается не осознанной. При работе не раскрывается способ действия.

     Все это позволяет сделать вывод  о том, что УМК М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко предоставляют большие  возможности для полноценной, системной  работы, направленной на формирование и совершенствование у младших школьников текстовых умений.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выводы  по второй главе

     В данной главе:

  • дана характеристика системе упражнений по формированию текстовых умений у младших школьников. Умения, необходимые для создания собственных текстов, распределили по трем группам:
  1. связанные с планированием содержания высказывания;
  1. обеспечивающие реализацию плана, т.е. формулирование мыслей;
  2. позволяющие контролировать свою речь и совершенствовать текст.
    • В связи с выделенной системой упражнений были проанализированы УМК по русскому языку М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко и Т.Г. Рамзаева. Был сделан вывод, о том, что в комплекте М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко упражнения по формированию текстовых умений представлены последовательно, задания разнообразны.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Цель  работы определить содержание и организацию  работы по формированию текстовых умений у младших школьников.

     Для реализации была проанализирована психологическая, лингвистическая и методическая литература.

     Лингвистика текста как самостоятельная научная  дисциплина зародилась на рубеже 60 – 70-х  годов XX века. В связи с этим существует несколько определений понятия текст: считать ли его единицей языка, стоящей над предложением, или как сугубо речевое явление, т.к. порождается он в процессе коммуникации и является продуктом речевой деятельности?

     Информативность, последовательность, цельность и связность, интеграция и завершенность, без понимания сущностных характеристик данных категорий будет затруднена организация работы над текстом в начальной школе.

     Наиболее  актуальные типы речи, рассматриваемые  в школе: повествование, рассуждение, описание.

     Характеристика  учебно-методических комплектов Т.Г. Рамзаевой  и М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко  показали:

  • в УМК Т.Г. Рамзаевой упражнения представлены не последовательно, способ действия и суть многих понятий не раскрываются.
  • в УМК М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко представлена система упражнений по формированию текстовых умений. Учитывается степень знаний учащихся на момент предъявления задания.

     Данная  характеристика позволяет сделать  вывод: УМК М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко представляют большие возможности для полноценной, системной работы по формированию и совершенствованию текстовых умений у младших школьников.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы

 
     
        1. Бахтин  М.М.Эстетика словесного творчества. – М.,1979.
        2. Бухбиндер В.А.  Лингвистика текста и обучение иностранным языкам. – Киев,1978.
        3. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.,1981.
        4. Жинкин Н.И. Психологические основы мышления и речи // Русск. яз. в школе. – 1985. - №1.
        5. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. – М.,1966.
        6. Зарубина Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспекты. – М.,1981.
        7. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку (на материале русского языка как иностранного). – М.,1989.
        8. Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе: Учеб. Пособие для пед. вузов. – М.,1998.
        9. Колшанский Г.В. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения // Иностранные языки в школе. – 1985. - №1.
        10. Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. – М.,1984.
        11. Лингвистический энциклопедический словарь. Издательство АСТ,1990.
        12. Леонтьев А.А. Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенностей его восприятия. – Киев,1979.
        13. Лосева Л.М. Как строится текст: Пособие для учителей / Под ред. Г.Я. Солганика. – М.: Просвещение, 1980.
        14. Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 464с.
        15. Москальская О.И. Грамматика текста. – М.,1981.
        16. Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку / Сост. В.И. Капинос, Т.А. Костяева. – М.,1986.
        17. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика начального обучения» / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. – М.: Просвещение, 1993. – 383с.
        18. Русский язык: Энциклопедия / Гл. ред. Ф.П. Филин. – М.,1979.
        19. Синтаксис текста / Отв. Ред. Г.А. Золотова.– М.,1979.
        20. Система обучения сочинениям / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.,1973.
        21. Солганик Г.Я. Стилистика текста. – М.,1997.
        22. Ушинский К.Д. О первоночальном преподавании русского языка // В кн.: Избр. Пед. соч.: В 2 -х т. – М., 1971. – Т.2.
        23. Шендельс Е.И. Грамматика текста и грамматика предложения // Иностранные языки в школе. – 1985. - №4.
        24. Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики. – М.,1974.
        25. Яковлева  В.И. Сборник текстов для изложений. – М.,1972.

Информация о работе Формирование текстовых умений у младших школьников