Формирование самоконтроля у младших школьнико в процессе обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 12:52, курсовая работа

Описание работы

Эта работа о формировании самоконтроля младших школьников в процессе обучения. Расскажет что такое самоконтроль, виды самоконтроля, его формирование.

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 32.73 Кб (Скачать)

Указания на тесную взаимосвязь этих понятий  в современных исследованиях  нейрофизиологических механизмов внимания. А.Р.Лурия считает, что сложнейшая форма произвольного внимания есть в то же время и высшая форма самоконтроля человека, проявляющаяся в его возможности самостоятельно контролировать собственное поведение и свою деятельность.

Воля. Особенности  волевой сферы человека проявляются  в процессах психического самоуправления и саморегулирования. Многие психологи  отмечают тесную связь самоконтроля с волевыми качествами, а именно с целеустремленностью, дисциплинированностью, самообладанием, настойчивостью и др. в процессе самовоспитания и воля и самоконтроль могут выступать  по отношению друг к другу в  качестве объекта воздействия, то есть как формирование волевых навыков  и качеств протекает под неослабным контролем сознания, так и воспитание потребности, а также умений в  самоконтролировании нуждается в поддержке со стороны волевых усилий.

Говоря о характере  человека, мы обычно ориентируемся  на какие-то его наиболее типичные, устойчивые свойства. Зная черты характера, можно предсказывать наиболее вероятные  формы поведения человека в различных  жизненных ситуациях. Одной из таких  черт является самоконтроль. 

 

3.Психологические  особенности младших  школьников.

Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной  функции благоприятствуют характерные  особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому  из того, с чем они сталкиваются.

С поступлением в школу изменяется весь строй  жизни ребенка, меняется режим, складываются определенные отношения с окружающими  людьми, прежде всего с учителем.

В этом возрасте дети с готовностью и интересом  овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Им хочется учиться  правильно и красиво писать, читать, считать. Пока они только вбирают, впитывают  знания. И этому очень способствуют восприимчивость и впечатлительность младшего школьника.(4, с. 123).

Школьный период имеет принципиальное значение для  социального созревания человека, для  становления его как личности. С этим этапом онтогенеза связаны  и наиболее характерные моменты  в формировании самоконтроля.

Развитие самоконтроля в учебной деятельности у младших  школьников подчиняется определенным закономерностям. В начале в школе  овладение самоконтролем выступает  для детей как самостоятельная  форма деятельности, внешняя по отношению  к основной задаче. И только постепенно, благодаря многократным и постоянным упражнениям в его осуществлении, самоконтроль превращается в необходимый  элемент учебной деятельности, включенный в процесс ее выполнения.

В настоящее  время на первый план выдвигается  развивающая функция обучения, способствующая становлению личности младшего школьника  и обеспечивающая раскрытие его  индивидуальных способностей.

В младшем школьником возрасте формирование основных качеств  личности и психических процессов  происходит в рамках учебной деятельности по самоизменению ребенка.

Изучению роли самоконтроля в учебной деятельности посвящено много психологических  исследований. Действие самоконтроля рассматривается как необходимое  условие успешности обучения (Н.И.Гуткина), подчеркивается его значение для предупреждения психологических перегрузок, повышенной утомляемости (Т.В.Апухтина, Л.В.Федорова). В методической литературе также акцентируется внимание на необходимости развития самоконтроля при обучении младших школьников, разрабатываются специфические приемы самоконтроля при формировании вычислительных, орфографических, коммуникативно-речевых умений на материале изучения конкретных тем. (3, с. 203).

Ученик владеет  самоконтролем, если умеет сознательно  подчинять свои действия заданному  комплексу требований (правилу); изменять (сохранять) состав действий, определяя  субъективные трудности; сличать действия с образцом, заданным через систему  условий или материально.

Наблюдения показали, что проблемы становления указанного комплекса умений возникают при  нерационально организованной на уроках, авторитарным и либерально-попустительском  стиле общения с детьми учителей и родителей.

Уже с первого  класса дети начинают овладевать самоконтролем  «учебного поведения»: как надо входить  в класс; правильно сидеть и вставать из-за парты; поднимать руку, если есть вопрос; собирать портфель, не забывая  все необходимое для занятий  в школе. Затем требования учителя  переносятся на развитие самоконтроля собственно в учебной деятельности, например, соблюдение необходимых правил правописания (выдерживание наклона  и необходимого расстояния при написании  букв).

Если в первом классе самоконтроль осуществляется преимущественно  по образцу, то с возрастанием требований к учебной деятельности его формы  усложняются и становятся все  более независимыми от внешней опоры. В третьем классе ученик приучается к самоконтролю уже на основе приобретенного им запаса знаний. Самоконтроль у первоклассников, особенно в начале учебного года, занимает незначительное место. Ученики плохо  понимают его роль, предпочитают ему  контроль со стороны взрослых. Однако в третьем классе их отношение  к самоконтролю заметно изменяется: они овладевают определенными приемами его осуществления и обнаруживают понимание его значения как средства предупреждения ошибок, лучшего усвоения учебного материала. На эффективность  такого перехода определяющее влияние  оказывает характер мотивации. Ученик начинает более уверенно, и главное, самостоятельно контролировать собственные  действия, если учителю удалось воспитать  в нем правильное понимание самоконтроля как необходимого условия успешности учебной деятельности.

В задачу педагога входит постепенное расширение сферы  самоконтроля у детей, формирование у них разнообразных приемов  его осуществления. Ценным методическим приемом в этом плане является предоставление детям возможности  упражняться в проверке работ  своих одноклассников. Таким образом, на практике подтвердилось одно из условий эффективного формирования самоконтроля, на которое обращалось внимание в более ранних работах  по детской психологии: « Надо приучить детей, чтобы они ставили друг другу вопросы и делали взаимную проверку всему ими усвоенному во время урока».

Развитие самоконтроля в учебной деятельности у младших  школьников подчиняется определенным закономерностям. В начале обучения в школе овладение самоконтролем  выступает для детей как самостоятельная  форма деятельности, внешняя по отношению  к основной задаче. И только постепенно, благодаря многократным и постоянным упражнениям в его осуществлении, самоконтроль превращается в необходимый  элемент учебной деятельности, включенный в процесс его выполнения. Только во втором, но особенно в третьем  классе, самоконтроль детей начинает все более заметно проявляется  как «составная часть» учебной деятельности. Именно с этого момента можно  говорить о том, что самоконтроль вошел в привычку и даже превратился  в черту характера.

Понимание сущности различий в самоконтроле дает возможность  учителю применять индивидуальный подход к его воспитанию у детей.

Еще в начале второго класса школьники, как правило, не обнаруживают потребности в самоконтроле при овладении данным предметом. Контроль за правильностью собственных  действий предполагает овладение учащимся специальными приемами и способами  осуществления самоконтроля. В качестве обязательного условия самоконтроля выступает наличие у учащихся необходимого запаса знаний и умений пользоваться ими. Самоконтроль формируется  медленнее, чем приобретаются знания. На третьем году обучения у школьников начинает все заметнее проявляться тенденция подвергать самоконтролю не только результаты учебной деятельности, но и проверять свои действия в самом процессе ее выполнения. Показ образца (эталона), по которому ученик мог бы осуществлять самоконтроль, является еще одним обязательным условием формирования самоконтроля на первоначальных этапах. Чем меньше возраст учащегося, тем больше он нуждается в показе ему соответствующего образца здесь важно отметить, что динамика формирования самоконтроля оказывается неразрывно связанной с изменением характера используемого образца-эталона. Однако наличие только одного образца, то есть обеспечение эталонной составляющей в механизме самоконтроля, еще недостаточно для реализации последнего. Нужно побуждение к осуществлению самоконтроля. Но поскольку младшие школьники еще плохо осознают роль самоконтроля в решении поставленных перед ними задач, то необходим систематический и последовательный контроль за учащимися со стороны учителей, родителей и всего коллектива. (1, с. 178).

Контроль извне  является тем обязательным условием, соблюдение которого создает необходимую  основу для формирования самоконтроля. Но только этого недостаточно, нужно  еще знать, как воспользоваться  этим образцом, то есть уметь проконтролировать  себя. В конечном счете, очень важно, чтобы самоконтроль стал привычкой, и не только применительно к учебной  деятельности и выработке первоначальных трудовых навыков, но и за своим поведением.

На начальном  этапе усвоения правил школьного  поведения у подавляющего большинства  учащихся отсутствует потребность  в произвольном самоконтроле своих  действий, и он проявляется, как правило, только под воздействием учителя. Это  отсутствие навыков по осуществлению  самоконтроля, внутреннего побуждения к постоянному контролированию  собственных действий, поступков. Устранить  эти причины можно следующими мерами: вычленение самоконтроля в  поведении как специального действия, четкого формулирования учителем правил поведения и задания учащимся установки на самоконтроль, обеспечении  детей средствами наглядной фиксации результатов контролируемых ими  актов поведения и подключении  детей к взаимному контролю.

К концу младшего школьного возраста у детей постепенно развивается способность к волевой  регуляции собственного поведения, умение контролировать свои поступки и в целом подчинять их принятым правилам. Чтобы младшие школьники  научились произвольно управлять  своим поведением, необходимо систематически учить детей самостоятельно ставить  цели своей деятельности, настойчиво добиваться их достижения и контролировать себя в этом процессе. 

 

4.Особенности  формирования самоконтроля  у младших школьников.

Лучше всего, когда  формирование и развитие умений самоконтроля на уроках проводится в работе всех учителей. Самоконтроль проявляется  во всей учебно-познавательной деятельности учеников. Однако для обучения школьников этому умению важно выделять такие  задания, где он проявляется более  ярко. Так, формированию навыков самоконтроля в значительной степени помогают задания, связанные с обоснованием ответа, доказательствами.

Одним из эффективных  приемов формирования самоконтроля является взаимопроверка, так как  многие учащиеся начальной школы  более внимательно относятся  к проверке работ своих одноклассников, чем проверке собственных.

Дети, объединенные в пары, могут обмениваться тетрадями, для того, чтобы проверить самостоятельно выполненную каждым их них работу. Например, ученикам, сидящим за одной  партой, предлагается одна карточка, на которой даны 2 задачи и 2 задания:

Решите задачи (сидящий слева 1 задачу, а сидящий  справа решит

2-ую).

Проверьте решение  задачи друг у друга и сделайте вывод о правильности решения ваших задач.

Каждый ученик решает свою задачу, затем они сверяют  полученный результат с ответом, предложенным учителем. Это позволяет  детям убедиться в правильности выполнения заданий. В такой ситуации ученик ставит себя на место учителя, у него формируются ответственное отношение к выполнению контроля.

Чаще всего  учителя используют такие приемы. Например: после написания словарного диктанта дается ученикам задание проверить  самостоятельно и поставить себе оценку. Это самоконтроль на основе объявленных критериев. Также целесообразно  использовать следующие задания  для формирования самоконтроля: дается задание на уроке математики. После  самостоятельного решения задача получает контрольную карточку с записью  полного решения задачи. Проверяя себя, ученик сравнивает сове решение  с образцом, предложенным в карточке. В случае, если решение не совпадает  с образцом, ученик возвращается к  условию задачи, еще раз внимательно  анализирует его, ищет ошибку в своих  рассуждениях.

Информация о работе Формирование самоконтроля у младших школьнико в процессе обучения