Формирование самоконтроля у младших школьнико в процессе обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 12:52, курсовая работа

Описание работы

Эта работа о формировании самоконтроля младших школьников в процессе обучения. Расскажет что такое самоконтроль, виды самоконтроля, его формирование.

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 32.73 Кб (Скачать)

Также на уроках математики учащимся, затрудняющимся в выборе арифметических действий, которыми решается задача, вместе ус условием задачи педагог дает карточки, на которых  записана схема решения задачи. В  схему может быть введены и  другие данные.

Схематический образец решения задания на карточке помогает ученику спланировать последовательность своих действий по ходу решения задачи, способствует формированию самоконтроля.

Эффективно использовать приемы формирования самоконтроля и  на уроках чтения. Например, ученики  прочитали текст и отвечают на вопросы. Потом учитель задает такой  вопрос: «Ученики, на все вопросы  ответили?» . Услышав этот вопрос ученики  начинают анализировать.

На уроках русского языка для выработки навыков  самоконтроля проводится диктант «Проверь себя», это самый продуктивный вид  работы, который приучает школьника  задумываться над грамотностью своего письма, помогает видеть трудности.

Также при выработке  навыков самоконтроля важно применить  такой прием - составление вопросов для самоконтроля. Учащиеся составляют для себя вопросы, а потом учитель  дает задание отвечать на эти вопросы  и ставить себе оценки.

После контрольных  и самостоятельных работ можно  проводить такую работу – прогнозирование  своей будущей оценки, то есть ученики  анализируют свои работы и говорят  свои будущие оценки.

Важный результат  дает и анализ оценки. После урока  или после контрольной работы дети сами или учитель анализирует  оценки.

В осуществлении  детьми самоконтроля большую роль играют опорные схемы, а также разработанные  педагогом совместно с учениками  алгоритм тех или иных сложных  учебных действий.

На начальном  этапе усвоения правил школьного  поведения у подавляющего большинства  учащихся отсутствует потребность  в произвольном самоконтроле своих  действий, и он проявляется, как правило, только под воздействием учителя. Это  отсутствие навыков по осуществлению  самоконтроля, внутреннего побуждения к постоянному контролированию  собственных действий, поступков. Устранить  эти причины можно следующими мерами: вычленение самоконтроля в  поведении как специального действия, четкого формулирования учителем правил поведения и задания учащимся установки на самоконтроль, обеспечении  детей средствами наглядной фиксации результатов контролируемых ими  актов поведения и подключении  детей к взаимному контролю. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Общее развитие самосознания человека продолжается в  течение всей его жизни, но, тем  не менее, человек по окончании обучения должен обладать хорошо сформированным и достаточно устойчивым самоконтролем, обеспечивающим адекватное психическое  отражение внутреннего мира и  объективной реальности, социально  одобренное поведение в различных  сферах общественной жизни. Такой самоконтроль, опирающийся на знание нравственных, эстетических и правовых норм, выработанных человечеством на протяжении своей  истории, не возникает вдруг, а является результатом предшествующего воспитания и самовоспитания личности.

Самоконтроль  является важным умением для осуществления  управления процессом своего учения, психолого-педагогическая сущность которого состоит в умении соотнести полученный результат с поставленной целью. Это анализ своих действий с тем, чтобы установить правильность их выполнения.

Младший школьный возраст – очень ответственный  период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень  интеллекта и личности, желания и  умение учиться, уверенность в своих  силах. У учеников должна быть заложена привычка контролировать свои действия с самых первых шагов обучения

Развитие самоконтроля в учебной деятельности у младших  школьников подчиняется определенным закономерностям. В начале обучения в школе овладение самоконтролем  выступает для детей как самостоятельная  форма деятельности, внешняя по отношению  к основной задаче. И только постепенно, благодаря многократным и постоянным упражнениям в его осуществлении, самоконтроль превращается в необходимый  элемент учебной деятельности, включенный в процесс его выполнения. Только во втором, но особенно в третьем  классе, самоконтроль детей начинает все более заметно проявляется  как «составная часть» учебной деятельности. Именно с этого момента можно  говорить о том, что самоконтроль вошел в привычку и даже превратился  в черту характера.

Самоконтроль  является важным умением для осуществления  управления процессом своего учения, психолого-педагогическая сущность которого состоит в умении соотнести полученный результат с поставленной целью. Это анализ своих действий с тем, чтобы установить правильность их выполнения, это сличение с образцом или желаемым результатом.

Самоконтроль  – одно из главных условий успешного  обучения учащихся. Развитие самоконтроля в учебной деятельности у младших  школьников подчиняется определенным закономерностям. В начале обучения в школе овладение самоконтролем  выступает для детей как самостоятельная  форма деятельности, внешняя по отношению  к основной задаче. И только постепенно, благодаря многократным и постоянным упражнениям в его осуществлении, самоконтроль превращается в необходимый  элемент учебной деятельности, включенный в процесс его выполнения.

Самоконтроль  играет большую роль не только в  обучении, но и в формировании разносторонне  развитой личности.

Поэтому формирование самоконтроля у младших школьников занимает важное место в воспитании и обучения детей.

Изучая эту  тему, можем сказать, что выдвинутая гипотеза о том, что навыки самоконтроля у младших школьников можно развивать  разнообразными способами, подтвердилась.

ЛИТЕРАТУРА.

1.Ковальчук Я.И.  Индивидуальный подход в воспитании  ребенка. – М., 1985.

2.Кулагина И.Ю.  Возрастная психология. – М., 2003. – 464 с.

3.Маклаков А.Г.  Общая психология: учебник. –  СПб.: Питер, 2000. – 592 с.

4.Мир детства.  Младший школьник / под. ред. А.Г.  Хрипковой; отв.ред. В.В.Давыдов.  – 2-е изд. – М.: Педагогика, 1988. – 272 с.

5.Мухина В.С. Возрастная  психология. – М., 2000. – 456 с.

6.Никифоров Г.С.  Самоконтроль  человека. – Л.: Изд-во  Ленинградского ун-та, 1989. – 192 с.

7.Психология: учебник  / под. ред. А.А.Крылова. – М.: Проспект, 2001. – 584 с.


Информация о работе Формирование самоконтроля у младших школьнико в процессе обучения