Формирование сенсомоторной сферы у детей раннего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 17:30, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучение особенности сенсомоторного развития детей раннего дошкольного возраста, разработка, реализация и оценка эффективности программы по данному направлению.
В соответствии с целью были определены основные задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по данной теме.
2. Выявить особенности сенсомоторного развития у детей раннего дошкольного возраста.
3. Составить и реализовать программу по сенсомоторному воспитанию для детей раннего дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка.
4. Провести оценку эффективности проделанной работы.

Работа содержит 1 файл

дипломная защита.docx

— 329.89 Кб (Скачать)

Изобразительная  деятельность играет важную роль в развитии детей, особенно в дошкольном возрасте, так как способствует развитию  согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук, а также способствует эстетическому, нравственному воспитанию, расширению кругозора ребенка, создает базу для овладения школьными навыками. Занятия по изобразительной деятельности с самого раннего возраста помогает накапливать чувственный сенсомоторный опыт, развивает воображение, дает первичные представления о цвете, форме, величине, развивает сенсомоторную координацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II.  ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СЕНСОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА И В СЕМЬЕ И КОРРЕКЦИЯ ИМЕЮЩИХСЯ НЕДОСТАТКОВ

2.1. Организация и методы экспериментального исследования

Цель исследования: изучение особенности сенсомоторного развития детей раннего дошкольного возраста, разработка, реализация и оценка эффективности программы по данному направлению.

В соответствии с целью  были определены основные задачи исследования:

1.Выявить особенности сенсомоторного развития у детей раннего дошкольного возраста.

2. Разработать и реализовать программу по сенсомоторному воспитанию для детей раннего дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка.

3. Провести оценку эффективности  проделанной работы.

Этапы исследования:

1. Констатирующий этап. На  этом этапе эксперимента все испытуемые были поделены на три группы детей в возрасте 3-х – 3.5 лет: контрольную группу №1 - это дети, воспитывающиеся в семье, контрольную группу №2 - дети, воспитывающиеся в условиях дома ребенка и экспериментальную группу - дети, воспитывающиеся в условиях дома ребенка, с которыми планируется, проведение коррекционной работы.

Было проведено исследование уровней сенсомоторного развития детей раннего дошкольного возраста всех трех групп.

2. Формирующий этап. На данном этапе эксперимента была разработана программа по развитию сенсомоторной сферы, у детей раннего дошкольного возраста, которая реализовывалась с детьми экспериментальной группы.

3. Контрольный этап. На этом этапе эксперимента было проведено сравнение уровней сенсомоторного развития детей раннего дошкольного возраста, с результатами констатирующего эксперимента.

Экспериментальное исследование проводилось на базе КГУЗ «Дома ребенка специализированного», города Бийска и на базе МДОУ «Детский сад № 17».

Опираясь на основные показатели сенсомоторного развития детей раннего  дошкольного возраста, и применив методику, составленную К. Л. Печорой, было подобрано 9 заданий для определения уровня сенсомоторного развития детей.

Задание 1. Восприятие формы.

Цель: выявить  умение использовать плоскостные  геометрические фигуры  по назначению в своей  деятельности.

Материал: геометрическая мозаика, к ней карточки с изображением несложных предметов (дом, пароход, дом с забором), в основе которых  лежат основные геометрические фигуры.

Методика тестирования: ситуация, специально подготовленная.  Дать ребенку геометрическую мозаику, карточку-образец и предложить сделать соответствующие рисунки путем укладывания на образец.

Задание 2. Восприятие формы.

Цель: выявить ориентировку ребёнка  в конфигурации объёмных геометрических фигур (подбор к соответствующим  по форме отверстиям).

Материал: коробка с отверстиями  и набор объёмных геометрических фигур.

Методика тестирования: высыпать фигуры из коробки, дать возможность ребенку  посмотреть их, потрогать руками, затем  предложить вернуть фигурки в  домик, обращая  внимание на то, что  у каждой фигуры своя дверь и что  в домик она может попасть  только через свою дверь.

Задание 3. Восприятие цвета.

Цель: выявить умение называть 4 основных цвета.

Материал: 8 однотонно  окрашенных предметов (по два одинакового  цвета) разной формы (например, красный шарик, красная чашка и др.).

Методика тестирования: ситуация провоцирующая.  Показать ребенку один предмет за другим и спросить: "Какого цвета шарик?" (цвет чередуется.)

Задание 4. Восприятие величины.

Цель: выявить умение собирать матрешку.

Материал: матрешки 4-5 величин (все раскрываются).

Методика тестирования: на глазах у ребенка разобрать матрешку, затем предложить ребенку ее собрать.

Задание 5. Восприятие величины.

Цель: выявить умение ребёнка находить и называть большой, маленький предмет.

Материал: парные картинки с изображением одного предмета, но разные по величине, 2 коробки: большая и маленькая.

Методика тестирования:  предложить разложить картинки по коробкам, при  этом задавать ребёнку вопрос о величине предмета.

Задание 6. Восприятие величины.

Цель: выявить  умение ребёнка собирать пирамидку из 4-5 колец (по убыванию размера).

Материал: две одинаковые пирамидки.

Методика тестирования: предложить ребенку собрать пирамидку, обращая  внимание на убывание размера.

Задание 7. Целостность  восприятия.

Цель: выявить  умение ребёнка  воспринимать картинку целостно.

Материал:  разрезная  картинка из 2-х частей.

Методика тестирования:  предложить ребенку собрать картинку.

Задание 8. Развитие мелкой моторики.

Цель: выявить  умение ребёнка  рисовать круг.

Материал: карандаш, лист бумаги.

Методика тестирования: предложить ребенку нарисовать круг по образцу.

Задание 9. Развитие мелкой моторики.

Цель: выявить  умение ребёнка строить башню из 8-ми кубиков.

Материал: кубики.

Методика тестирования:  предложить ребенку составить кубики друг на друга.

Критерии  оценок:

За каждое выполненное  задание ставится от 0 до 4 баллов.

0 баллов - ребенок не выполняет задание, не понимает предложенной инструкции, не выделяет внешние признаки предметов, в деятельности преобладают неспецифические манипуляции.

1 балл - ребенка привлекают предметы, предложенные ему в ходе исследования, он обследует их, применяя специфические манипуляции, может подражать действиям взрослого, достаточно успешно справляется с заданием по подражанию.

2 балла - ребенок проявляет интерес к заданиям, выполняет их по подражанию, а в ряде случаев - по образцу.

3 балла - ребенок выполняет предложенное задание, используя образец, в ряде случаев может использовать пробы, и иногда самостоятельно называет внешние свойства предметов.

4 балла - ребенок выполняет  предложенное задание по образцу  или по словесной инструкции, использует пробы, а в ряде случаев - метод зрительного соотнесения, называет внешние свойства предметов (цвет, форму, величину).

Подсчитывается общая  сумма баллов за все задания.

0 - 18 баллов - низкий уровень. Детям доступно лишь соотнесение цвета, формы и величины предметов при контроле со стороны педагога, либо они не справляются с этим. Инструкцию либо плохо понимают, либо действуют до ее предъявления. Необходим показ способа действия. Детям доступно выполнение заданий по подражанию.

19 - 27 баллов - средний уровень. Дети не только зрительно соотносят признаки предметов, но и в ряде случаев могут выделить его по слову. Задания выполняются по подражанию, реже - по образцу. Дети могут назвать признак, хотя и не всегда правильно. Инструкцию понимают правильно, но в ряде случаев требуется ее повтор.

28 - 36 баллов - высокий уровень. Дети выделяют и в некоторых случаях самостоятельно называют требуемый признак. Характерно правильное понимание предлагаемой инструкции, хотя в некоторых случаях требуется ее повторение. Задания выполняются по словесной инструкции, при этом дети применяют «высокие» пробы, а в ряде случаев - метод зрительного соотнесения. (см. Приложение 1).

 

2.2. Исследование уровней сенсомоторного развития детей раннего дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка и в семье, сравнение результатов исследования

Результаты уровня сенсомоторного развития детей раннего дошкольного возраста, воспитывающихся в семье, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Уровень сенсомоторного развития детей, воспитывающихся в семье (контрольная группа №1)

Уровень сенсомоторного развития

Контрольная группа №1

Абсолютные числа

%

Высокий

8

100

Средний

0

0

Низкий

0

0


 

Результаты исследования уровня сенсомоторного развития детей контрольной группы №1, представлены в Приложении 2.

Рисунок 1. Результаты уровня сенсомоторного развития детей  контрольной группы №1

Результаты исследования показали, что в контрольной группе №1, у 100% детей высокий уровень сенсомоторного развития.

Это связанно с тем, что  у данных детей интеллект сохранен, все они посещают детский сад, где с ними целенаправленно занимаются педагоги, у этих детей благоприятные  условия жизни в семье, они  не испытывают недостатка в общении  с взрослыми, получают достаточное количество внешних впечатлений.

Результаты уровней сенсомоторного развития детей раннего дошкольного возраста, воспитывающихся в  условиях дома ребенка,  представлены  в таблице 2.

Таблица 2

Уровни сенсомоторного развития детей, воспитывающихся в условиях дома ребенка (контрольная группа №2, экспериментальная группа)

 

 

Уровень сенсомоторного развития

Контрольная группа №2

Экспериментальная группа

Абсолютные числа

%

Абсолютные числа

%

Высокий

0

0

0

0

Средний

0

0

0

0

Низкий

8

100

8

100


 

Результаты исследования уровня сенсомоторного развития детей контрольной группы №2 и экспериментальной группы, представлены в Приложении 3 и 4.

Рисунок 2. Результаты уровня сенсомоторного развития детей контрольной группы №2 и экспериментальной группы

Результаты исследования показали, что в обеих группах у 100% детей низкий уровень сенсомоторного развития.

Это связанно с неблагоприятными условиями жизни детей в доме ребенка (отсутствие близких людей, недостаточное общение со взрослыми, постоянное пребывание в коллективе сверстников), а также с тем что чаще всего это дети недоношенные, имеющие в анамнезе неблагополучное течение внутриутробного периода и родов, заболевания периода новорожденности, неблагоприятную наследственность и т.п. Многие дети, поступающие из социально неблагополучных семей, имеют неблагоприятный социальный анамнез, который часто сочетается с неблагоприятным биологическим анамнезом.

Результаты уровней сенсомоторного развития детей раннего дошкольного возраста, контрольной группы №1, контрольной группы №2 и экспериментальной группы, представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты уровней сенсомоторного развития детей раннего дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка и в семье (контрольная группа №1, контрольная группа №2, экспериментальная группа)

Уровни сенсомоторного развития

Контрольная группа №1

Контрольная группа №2

Экспериментальная группа

Абсолютные числа

%

Абсолютные числа

%

Абсолютные числа

%

высокий

8

100

0

0

0

0

средний

0

0

0

0

0

0

низкий

0

0

8

100

8

100


 

Рисунок 3. Результаты уровней сенсомоторного развития детей контрольной группы №1, контрольной группы №2, экспериментальной  группы

Информация о работе Формирование сенсомоторной сферы у детей раннего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства