Формирование сенсомоторной сферы у детей раннего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 17:30, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучение особенности сенсомоторного развития детей раннего дошкольного возраста, разработка, реализация и оценка эффективности программы по данному направлению.
В соответствии с целью были определены основные задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по данной теме.
2. Выявить особенности сенсомоторного развития у детей раннего дошкольного возраста.
3. Составить и реализовать программу по сенсомоторному воспитанию для детей раннего дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка.
4. Провести оценку эффективности проделанной работы.

Работа содержит 1 файл

дипломная защита.docx

— 329.89 Кб (Скачать)

Таким образом, общее значение первых месяцев жизни для сенсорного развития ребенка заключается главным  образом в подготовке анализаторов к предметному восприятию внешнего мира, в приспособлении их работы к  особенностям внешних воздействий.

На втором году жизни, если созданы все необходимые условия, у ребенка наблюдается интенсивное  развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия.

Доминирующим  в сенсорном развитии является восприятие предметов. Малыш все чаще устанавливает взаимосвязь величины, формы, а затем цвета с конкретным предметом. Переход к предметному восприятию является результатом овладения простейшими действиями - хватанием и удерживанием предметов, манипулированием ими, передвижением в пространстве.

Действенное знакомство с предметами, их свойствами приводит к возникновению образов восприятия.

В начале второго  года жизни точность и осмысленность  восприятия невелики. Ребенок, действуя с предметами, зачастую ориентируется на отдельные, бросающиеся в глаза признаки, а не на сочетание сенсорных характеристик (так, и пушистый воротник, и меховую шапку он называет «кисой» и т.п.) [22, С 65].

В связи с тем, что на первом году жизни сенсорное  развитие в значительной мере осуществлялось в процессе хватания предметов и манипулирования ими, то наиболее интенсивно формировалось восприятие их величины и формы. Многократные уподобления положения руки величине и форме предметов при их схватывании, удерживании и манипулировании ими позволяют ребенку все более точно учитывать свойства предметов, способствуют совершенствованию восприятия.

Что же касается цвета, то, несмотря на свою эмоциональную привлекательность, его восприятие наиболее сложно с точки зрения осуществления практических действий с цветом.

Только с 1 года 6 месяцев - 1 года 8 месяцев детям  становятся доступны элементарные действия по группировке одинаковых предметов по цвету. Выбор предметов может осуществляться из предметов двух цветов (красный - желтый, оранжевый - зеленый, желтый - синий, белый - фиолетовый, желтый - черный).

Группировка предметов  по величине, по форме и соотнесение предметов по этим признакам доступны детям второго года жизни вначале при выборе одного из двух, а с 1 года 8 месяцев - 1 года 9 месяцев - из четырех.

К двум годам  восприятие становится более точным и осмысленным в связи с овладением такими функциями, как сравнение, сопоставление. Уровень сенсорного развития таков, что у ребенка оказывается сформированным умение правильно выделять свойства предметов и узнавать предметы по сочетанию свойств [53, С 54].

Характерной чертой сенсорного развития, особенно в период от полутора до двух лет, является «опредмеченность» восприятия. Так, ребенок ориентируется в форме предметов, когда в качестве образца выступают «опредмеченные» слова-названия. Предметы круглой формы - это и мячик, и шарик, и колесо от машины; треуголь ной - крыша; овальной - огурец, яйцо; прямоугольной - кирпич; квадратной - кубик и т. п.


Характерным является выделение свойств знакомых конкретных предметов, а не ряды основных сенсорных эталонов.

Наиболее характерны для ребенка данного возраста способы восприятия, позволяющие сравнивать свойства предметов при выполнении действий с ними. Практический результат ребенок получает в результате многократных сравнений величины, формы, цвета в процессе подбора одинаковых или подходящих друг к другу предметов или их частей. Особенно ярко это проявляется при действиях ребенка со сборно-разборными игрушками - пирамидками, матрешками, грибочками. Именно многократные сравнения позволяют ребенку достигать практических результатов и в быту (берет свою чашку, обувь и т. д.).

Первоначально сравнение  является приблизительным: ребенок  примеривается, пробует и через ошибки и их исправление достигает результата. Однако после полутора лет, в возрасте 1 года 9 месяцев - 1 года 10 месяцев, число проб и предварительных примерок быстро сокращается и происходит переход к зрительному восприятию. Это новый этап сенсорного развития, который свидетельствует о переходе внешних действий во внутренний психический план [53, С 61].

Ребенок может  протянуть руки в сторону предметов, которые ему в данный момент не нужны, но уже их не берет, а медленно переводит взгляд, сравнивая их с другими предметами - это и есть сенсорные действия в зрительном плане.

На втором году жизни интенсивно развивается не только зрительное, но и слуховое восприятие. Особенно важное значение имеет развитие речевого, фонематического слуха, осуществляемого в процессе речевого общения с окружающими.

Совершенствование осязательного восприятия осуществляется вместе со зрительным восприятием и развитием движений руки, а также таких психических функций, как внимание, память, мышление.

Основной задачей  сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности.

Словарный запас  весьма ограничен и очень сильно отстает от развития восприятия, поэтому наряду с «опредмеченными» словами - названиями форм дети легко усваивают слова, способствующие развитию восприятия типа «такой», «разные», «не такой».

Запоминание и  правильное употребление слов, обозначающих цвет, - очень сложный и трудный процесс, формирование его заканчивается только к пяти годам.

К концу второго  года жизни дети начинают повторять  вслед за взрослым названия отдельных цветов. Произнося такие слова, как «белый», «синий» или «голубой», малыш не в состоянии соотнести эти слова с цветом конкретных предметов. Слово-название существует само по себе, а конкретная цветовая характеристика - сама по себе. В лучшем случае ребенок механически запоминает и в конкретной ситуации после длительных упражнений может иногда им воспользоваться [53, С 63].

Случайное употребление слова, названия цвета или формы (овал, круг), еще не значит, что ребенок понимает суть этих слов.

Правильнее использовать местоимения типа «такой», «не такой». Эти слова произносит взрослый по мере необходимости, от ребенка ни в коем случае не следует требовать их употребления. Основная задача, стоящая перед взрослым, - научить детей группировать предметы или по цвету, или по форме, или по величине.

Ребенок после 1 года 9 месяцев - 1 года 10 месяцев уже в состоянии выбирать предметы заданной формы или заданной величины.

После 1 года 9 месяцев - 1 года 10 месяцев ребенок справляется с размещением вкладышей любой формы при выборе из предметов двух форм.

Дети с рождения различают все цвета спектра  и даже некоторые оттенки, но учитывать цветовую характеристику предметов при действиях с ними ему сложнее: цвет нельзя пощупать, он доступен только визуальному наблюдению.

В период от 1 года 8 месяцев  до 1 года 9 месяцев, фиксируется способность сравнивать предметы на глаз при практических действиях с ними. А это позволяет ребенку ориентироваться и на цвет при выполнении простых заданий на группировку однородных (палочки разного цвета) предметов и на соотнесение разнородных предметов (столики с грибочками) [53, С 74].

В течение второго  года жизни при целенаправленном сенсорном воспитании у ребенка наблюдается положительное отношение к действиям с предметами разной величины, формы, цвета. Он подолгу манипулирует ими, рассматривает, ощупывает, перекладывает их с места на место, обнаруживая новые параметры предметного мира. Группирует однородные предметы по величине, форме (1 год 6 месяцев), цвету (1 год 9 месяцев), осуществляя выбор предметов из двух разновидностей. При этом используются предметы восьми цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный и белый), пяти форм (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), разной величины. К 2 годам ребенок способен соотносить разнородные предметы по цвету, форме, величине в соответствии с образцом при выборе из 2-4 разновидностей, имеет элементарные представления об основных разновидностях (предэталонах) величины, формы, цвета. Предмет круглой формы или нарисованный кружок, как уже говорилось, он называет мячиком, шариком, колесиком от машины и т. п. В различных цветовых пятнах или элементах мозаики узнает характерные предметы: оранжевую мозаику он соотносит с морковкой или апельсином; белым цветом обозначает снег, зайца и т. д. При этом важно, чтобы ребенок использовал свой индивидуальный опыт, а не воспроизводил примеры, заданные взрослым или другими детьми [53, С 76].

В процессе игр-занятий  по сенсорному воспитанию у ребенка оказываются сформированными приемы прикладывания, сравнения, сопоставления цвета, формы, величины. К 2 годам эти процессы осуществляются без предварительных примериваний, переходя из внешнего плана во внутренний.

Для детей третьего года жизни - при создании необходимых для этого условий - характерен ускоренный темп сенсорного развития. В данный возрастной период сенсорное воспитание является, с одной стороны, как и прежде, основной линией развития, а с другой стороны, все остальные линии развития базируются на сенсорной основе.

Ребенок третьего года жизни продолжает интенсивно накапливать  впечатления и представления  о важнейших признаках, свойствах предметов. Накопленный сенсорный опыт, т. е. представления о величине, цвете, форме, фактуре, положении в пространстве и т.п., связывается с конкретными предметами и явлениями [53, С77].

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия, происходит так бурно, что ребенок узнает в круглой форме и мячик, и шарик, и солнышко; треугольная форма у него теперь не только крыша, но и морковка, елочка; прямоугольная - домик; овальная - яйцо, огурец и т. п. Именно на третьем году жизни ребенок начинает обозначать сенсорные свойства и признаки краткими пояснениями; белые пятна на голубом фоне - это «снег идет», «зайчики прыгают»; оранжевое пятно - это «солнышко светит», «колобок». Цветовыми пятнами он обозначает траву, деревья, листья, крокодила и т. п. С помощью цвета обобщает характерные признаки достаточно широкого круга предметов и явлений [38, С 257].

Дальнейшее сенсорное  развитие ребенка происходит в ходе специальных игр-занятий, но в значительно большей степени, в повседневной жизни: в игре, на прогулке, в быту, в процессе практических действий с предметами и наблюдений. Ребенок учится соотносить свойства и положение в пространстве одних предметов с теми же характеристиками других, выделять общее в предметах и явлениях. Действуя с предметами, он учитывает их свойства, положение в пространстве, пытаясь изобразить это доступными ему средствами (элементы строительного набора, мозаики, краски, фломастеры, карандаши и т.п.).

Самым же главным  оказывается тот факт, что у  ребенка на третьем году жизни появляется стремление более четко следовать образцу, который задан взрослым. Теперь малыш при предъявлении дидактического материала с удовольствием рассматривает его, слушает пояснения взрослого, понимает, что от него хотят, и только потом начинает действовать, следуя инструкции взрослого [38, С 258].

Тем не менее у некоторых детей третьего года жизни отмечается примитивный способ выполнения заданий, характерный для более младших детей. Это показатель уровня сенсорного развития, обусловленного предшествующим опытом.

Более совершенной  становится координация движений руки под контролем глаза, что позволяет детям данного возраста справляться с такими заданиями, как игра с мозаикой, строительными наборами, рисование кистью и карандашом (размещать элементы мозаики в отверстиях панели, аккуратно накладывать детали строительных наборов одни на другие, наносить пятна или линии кистью, карандашом и т.п.).

На третьем  году жизни задачи сенсорного развития существенно усложняются, что связано  с общим психофизическим развитием, прежде всего началом формирования новых видов деятельности (игровой, элементарной продуктивной и др.).  В связи с этим необходимо создавать условия для интенсивного накопления разнообразных представлений о цвете, форме, величине, фактуре, удаленности предметов и явлений как в процессе специально организованных игр-занятий, так и в повседневной жизни. При этом важно, чтобы представления о сенсорных свойствах и качествах предметов были не только широкими, но и систематизированными (ребенка необходимо знакомить с восемью цветами: шесть цветов спектра, кроме голубого, черный и белый; с такими формами, как круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник) [38, С 267].

В процессе совершенствования  восприятия (сравнения и сопоставления) ребенок начинает узнавать предметы и явления по наиболее характерным признакам и свойствам.

Необходимо также  совершенствовать действия, направленные на углубление восприятия: учитывая различные свойства и качества предметов, разбирать и собирать кубы-вкладыши, пирамиды, матрешки; проталкивать предметы в соответствующие отверстия коробок; подбирать к коробкам разной величины, формы, цвета соответствующие крышки; заполнять вкладышами гнезда соответствующей величины и формы - первоначально при выборе из двух разновидностей, затем - из четырех.

Итак, к трехлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного развития ребенка.

После 3 лет основное место в сенсорном воспитании занимает ознакомление детей с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их употребления. Учитывая резкий скачок в развитии речи, необходимо учитывать стремление детей к воспроизведению вслед за взрослым - слов-названий формы, цвета и самостоятельному их употреблению.

К сожалению, в  практике работы с детьми раннего  возраста все еще встречается устаревшая тенденция - знакомить детей с тремя-четырьмя цветами или формами и требовать обязательного их называния. Такая практика мало способствует сенсорному развитию детей, не соответствует их психофизиологическим возможностям. Заучивание названий цветов и форм отвлекает внимание ребенка от других цветов и форм, и он старается все остальные сенсорные свойства и качества «втиснуть» в рамки заученных слов-названий.

Информация о работе Формирование сенсомоторной сферы у детей раннего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства