Формирование сенсомоторной сферы у детей раннего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 17:30, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучение особенности сенсомоторного развития детей раннего дошкольного возраста, разработка, реализация и оценка эффективности программы по данному направлению.
В соответствии с целью были определены основные задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по данной теме.
2. Выявить особенности сенсомоторного развития у детей раннего дошкольного возраста.
3. Составить и реализовать программу по сенсомоторному воспитанию для детей раннего дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка.
4. Провести оценку эффективности проделанной работы.

Работа содержит 1 файл

дипломная защита.docx

— 329.89 Кб (Скачать)

Введение

Актуальность исследования. Сенсомоторное  развитие имеет важное теоретическое и практическое значение. Оно создает предпосылки для возникновения всех других более сложных познавательных процессов - памяти, воображения, мышления.

Дошкольный возраст характеризуется  общей сензитивностью к развитию, ребенок дошкольного возраста, находящийся  в условиях учреждений интернатного типа, несет на себе воздействие  той среды, которая в большинстве  случаев искажает его развитие. Дети, находящиеся в условиях эмоциональной и сенсорной депривации, имеют задержки в психомоторном развитии.

Процессы восприятия у  таких детей замедлены, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и  не обобщены. Недостаточность  развития этих процессов задерживает развитие всей познавательной деятельности ребенка. Поэтому при подготовке ребенка очень важно развивать у него процессы ощущения и восприятия.

Особенности восприятий и  ощущений детей дошкольного возраста с отставанием в развитии очень  детально изучены советскими психологами(И.М. Соловьев, К.И. Вересотская, М.М. Нудельман, Е.М. Кудрявцева).

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное воспитание детей  дошкольного возраста осуществляется в тех формах педагогической организации, которые обеспечивают формирование сенсорных способностей как действенной  основы общего развития ребенка. Для детей раннего дошкольного возраста наиболее эффективной формой организации сенсомоторного воспитания является использование изобразительной деятельности и нетрадиционных художественных техник, которые способствуют лучшему усвоению сенсорных эталонов, целостному восприятию и развитию мелкой моторики.

Объект исследования: сенсомоторное развитие детей раннего  дошкольного возраста.

Предмет исследования: формирование сенсомоторной сферы у детей раннего дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка, средствами изобразительной деятельности.

Цель исследования: изучение особенности сенсомоторного развития детей раннего дошкольного возраста, разработка, реализация и оценка эффективности программы по данному направлению.

В соответствии с целью  были определены основные задачи исследования:

1.  Проанализировать литературу по данной теме.

2. Выявить особенности сенсомоторного развития у детей раннего дошкольного возраста.

3. Составить и реализовать программу по сенсомоторному воспитанию для детей раннего дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка.

4.  Провести оценку  эффективности проделанной работы.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что специальная организация обучения с использованием изобразительных видов деятельности, построенной с учетом особенностей развития детей раннего дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка, будет способствовать развитию сенсомоторной сферы.

Методы:

Теоретический метод: анализ общей и специальной литературы по проблеме.

Эмпирический метод: диагностика уровня сенсомоторного развития детей раннего  дошкольного возраста, по методике К. Л. Печоры.

Психолого – педагогический эксперимент.

Статистический метод: количественная и качественная обработка результатов.

База экспериментального исследования.

Экспериментальное исследование проводилось на базе КГУЗ «Дома ребенка  специализированного», города Бийска и на базе МДОУ №17.

Практическая  значимость заключается в том, что разработанная программа, может быть использована педагогами для развития сенсомоторной сферы у детей раннего дошкольного возраста.

Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.

Во введении представлен  методологический аппарат исследования.

В первой главе рассматривается: понятие сенсомоторного развития; возрастные закономерности сенсомоторного развития; особенности развития и воспитания детей в доме ребенка; особенности сенсомоторного развития  детей, воспитывающихся в условиях дома ребенка; влияние изобразительной деятельности и нетрадиционных художественных техник на сенсомоторное развитие ребенка раннего дошкольного возраста.

Во второй главе представлены результаты констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.

В заключении представлены выводы о проделанной работе.

Список литературы состоит  из 75 источников. Он представлен учебно-методическими  пособиями, монографиями, авторефератами и статьями по данной проблематике.

В приложении представлены методика обследования сенсомоторного развития детей дошкольного возраста, составленная К. Л. Печорой; диагностика уровней сенсомоторного развития детей констатирующего и контрольного экспериментов; программа по развитию сенсомоторной сферы.

Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ СЕНСОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Понятие сенсорного  развития

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания [38, С 34].

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

С восприятия предметов  и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета. Конструирование требует исследования формы предмета (образца), его строения. Ребенок выясняет взаимоотношения частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчетливые представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух - точное дифференцирование речевых звуков - и зрительное восприятие начертания букв. Эти примеры легко можно было бы умножить [43, С 76].

Готовность ребенка  к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные советскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в I классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.

Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства [43, С 78].

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей  жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.

Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори. Однако она считала, что для приобретения такой культуры достаточно систематически упражнять органы чувств ребенка в различении формы, цвета, величины и других свойств предметов. Такая точка зрения была ошибочной, она не учитывала, что развитие ребенка коренным образом отличается от развития детенышей животных. Ребенок развивается путем «социального наследования», которое, в отличие от наследования биологического, предполагает не упражнение врожденных способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта. Сенсорная культура ребенка - результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей) [43, С 87].

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

Сенсорное воспитание создает  необходимые предпосылки для  формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для  возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

Непосредственное, чувственное  познание действительности является первой ступенью познания. В дошкольном возрасте (и далее) происходит обогащение чувственного опыта через совершенствование работы разных анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, кожно-мышечного, обонятельного, вкусового, осязательного. Восприятие формируется на основе ощущений разной модальности. Информация, которую мы получаем при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, разных вкусах и т. п., неисчерпаема. Ученые (С. М. Вайнерман, Л. В. Филиппова и др.) констатируют, что в детском возрасте не обнаружено оптимумов развития даже по отношению к самым элементарным сенсомоторным реакциям, что свидетельствует о незавершенности в этой возрастной фазе процессов и сенсорного, и сенсомоторного («сенсо» - чувства, «моторика» - движение) развития [43, С 90].

Наиболее целостное отражение  предметов (объектов, явлений) возникает  при воздействии физических раздражителей  на рецепторные поверхности органов  чувств. Изначально вызываются ощущения какой-нибудь одной модальности, которые  затем объединяются и интегрируются в целостный образ. Например, формирование образа иллюстрированного журнала может начаться с тактильных ощущений: фактуры глянцевой бумаги, тяжести в руках, прохлады. Дополняется образ компонентами зрительной модальности: сочетание цветов, яркость, красочность, расположение текста и иллюстраций и др. В структуру образа могут быть включены ощущения запаха типографской краски и шелеста перелистываемых страниц. Так конструируются образы предметов и объектов действительности, моделируются различные явления. 
Восприятие представляет собой процесс непосредственного контакта с окружающей средой. Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность внутрианализаторного и межанализаторного комплекса нервных связей, обеспечивающих целостность и предметность отражаемых явлений. Это необходимый этап познания, который связан с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску. Психологическая наука и практика (В. Н. Аванесова, Э. Г. Пилюгина, Н. Н. Поддьяков и др.) убедительно доказали, что знания, получаемые словесным путем и неподкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны, порой весьма фантастичны, а это означает, что нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие [58, С 246].

Информация о работе Формирование сенсомоторной сферы у детей раннего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства