Формирование студенческого коллектива

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

В современном обществе формируется потребность в новом типе личности, качествами которой являются практичность, инициативность, способность ориентироваться в рыночных условиях, динамичность, постоянное стремление к развитию, интеллектуальная развитость. Студенчество является наиболее интеллектуальной, творчески развитой и прогрессивной частью молодежи, важнейшим фактором политического, духовного и экономического преобразования российского общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..….3
Глава I. Коллектив как объект психолого-педагогического исследования……...8
1.1. Теории и подходы к разработке проблемы формирования коллектива….
1.2. Понятие коллектива, структура коллектива……………………………......
Глава II. Формирование студенческого коллектива……………………………….
2.1 Особенности развития личности студента ………………………………..
2.2. Особенности формирования студенческого коллектива………………….
Заключение……………………………………………………………………………
Литература…………………

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 33.85 Кб (Скачать)

 Основным  источником и условием коллективообразования является социально обусловленная совместная  предметная деятельность людей; в условиях вуза -  это совместная учебная, познавательная деятельность и подготовка к будущей профессиональной деятельности. Поэтому основным путем формирования студенческих групп как коллективов является воздействие на них прежде всего через организацию совместной учебно-познавательной деятельности членов группы при этом осуществлять субъект-субъектные взаимоотношения. В практике уже давно утвердили себя такие формы работы как разного уровня проблемные лекции и проблемные семинарские занятия, студенческие научные группы, деловые игры и многие другие виды учебно-познавательной деятельности, которые приобщают к будущей профессии и делают учебную деятельность коллективной.      

 Одним из  важнейших факторов формирования  личности специалиста через коллективную  деятельность являются личность  педагога вуза и характер педагогического  общения. Педагогическое общение-  это один из видов профессионального  общения, осуществляющего определенные  функции: регуляции отношений  между педагогом и учащимися,  оптимизации учебной деятельности, создания благоприятного психологического  климата в коллективе и др. А. А. Леонтьев проанализировал  этот вид общения и выделил  его три основных вида:    

  социально-ориентированное общение, в котором непосредственно реализуются общественные отношения, педагог побуждает студентов к активности, формирующей их ценностные ориентации и интересы, убеждения и установки;     

 групповое  предметно- ориентированное общение, направленное на организацию коллективного взаимодействия, включенное в совместную деятельность и помогающее коллективу решать стоящие перед ним задачи;     

 личностно-ориентированное  как деловое, официальное, так  и не деловое, неформальное, направленное  на развитие психологических  взаимоотношений в системе «педагог-студент»;

Одним из путей  эффективного воспитательного воздействия  на студенческую группу является путь равного развития трех видов педагогического  общения. При этом изучение индивидуальных особенностей и возможностей каждого  члена группы, учет их в организации учебной работы, может являться  мощным фактором преобразования студенческой группы в коллектив.           

 Советский  психолог А.В.Петровский выделяет  три основных психологических  уровня группового развития:      

 Низший, на  котором легкость или затрудненность межличностных контактов, совместимость или несовместимость в совместной деятельности между отдельными членами групп, слаженность или разобщенность их действий обусловлены непосредственными симпатиями или антипатиями членов группы, степенью их эмоциональной привлекательности или непривлекательности друг для друга. Если отношения в академической группе останутся на данном уровне, то они будут сводится к образованию микрогруппировок по симпатиям и ни о каком развитии коллектива не может идти и речи.     

 Средний уровень  развития характеризуется системой  межличностных и личных отношений,  опосредованных содержанием коллективной  деятельности и основными групповыми  ценностями. Эти ценности у членов  группы сходны, поэтому личные  симпатии и антипатии отходят  на второй план.     

 Высший уровень  группового развития характеризуется  тем, что ядро межличностных  и личных отношений опосредованно  связями и отношениями к предмету  коллективной деятельности, ее смыслу. На этом уровне сплоченность  группы оказывается наиболее  высокоразвитой и устойчивой. Для  этого уровня характерна общность  единств жизненных целей и  жизненных планов членов группы, взаимопонимание и взаимоподдержка.

Становление коллектива студенческой группы зависит от:

·        характера организации учебно-познавательной деятельности студентов, контроля над ней и ее оценки;

·        степени ясности функций, задач и программы деятельности группы, от групповых норм и особенностей преломления в них общих социальных норм;

·        частоты контактов и особенностей общения между членами группы и от особенностей педагогического общения в системе «педагог-студент»;

·        особенностей микрогрупп в группе (способствует ли она сплочению группы или противопоставляют себя группе);

·        характера привлечения каждого члена группы к выполнению групповых заданий, от качества кооперации сил при выполнении общественно значимых задач, стоящих перед группой;

·        размера группы и времени ее существования;

·        качеств руководителей-наставников, межличностных отношений в системе «педагог-студент» и «студент-студент».     

   В научной психологической и педагогической литературе можно встретить множество разнообразнейших характеристик критериев уровня развития студенческих учебных групп,  начиная от единства мировоззренческой направленности и ценностных ориентации в  них до таких признаков как "совпадение формальной и неформальной структуры",   "высокая успеваемость» и даже отсутствие  в  группах конфликтов.   Из этого множества критериев можно выделить группы наиболее значимых:

1.     уровень социальной значимости предметной деятельности студенческой группы, выполнение основной студенческой функции, влияние на гармоническое развитие личности члена коллектива;

2.     уровень  сплоченности  как ценностно-ориентационного единства группы;

3.     уровень  организационного единства группа;

4.     уровень удовлетворенности  членов группы положением дел и взаимоотношениями в группе;

5.     уровень  ее эмоциональной культуры и преобладание мажорного тона;

6.     уровень всех видов групповой общественной активности;

7.     уровень  группового самосознания и потребность  в  его развитии.

Первым,   главным и наиболее   общим критерием оценки  группы как коллектива должна быть оценка ее предметной деятельности: оценка выполнения коллективом основной общественной  функции - овладение глубокими знаниями,   подготовка к будущему высококвалифицированному труду, оценка   возможности группы  способствовать,  полноценному всестороннему гармоническому развитию личности каждого члена группы, его активному включению в различные виды деятельности.  

 Иногда оценку  исполнения коллективом  основной общественной функции сводят  к анализу успеваемости в периоды межсессионного и  сессионного контроля    знаний.   Поэтому некоторые  вузовские сотрудники  основным критерием благополучного психологического климата академической группы и успешной учебно-воспитательной работы на курсе, факультете, во всем вузе считают процент успеваемости  и   количество хороших и  отличных оценок на экзаменах. На самом деле процент успеваемости не  только не может быть сам по себе главным критерием благополучия психологического климата в группе или на курсе, он даже   не может достоверно свидетельствовать  о глубине  и прочности  студенческих знаний. Уровень абсолютной и качественной успеваемости студентов может быть лишь одним из показателей оценки предметной деятельности студенческой группы. Вторым  критерием социальной зрелости студенческой академической группы,   непосредственно связанным с первым, является его сплоченность как ценностно-ориентационное единство,   которое проявляется:     

 в частоте  совпадения оценок,   мнений и суждений по  отношению к существенно значимым для группы в  целом объектов;     

 в стремлении  как можно чаще  коллективно действовать или решать разлитые вопросы,   оказывая друг    другу помощь;     

 в росте  принципиальной доброжелательной  требовательности друг к другу по отношению к учебной и трудовой деятельности, развитии нравственно-волевых качеств  и культуры поведения, ответственности  не только за свое поведение, но и  за поведение товарищей.

Одним из значимых критериев высокого - развития группы как

коллектива является ее организационное  единство.   О его наличии судят  обычно по тому, существует ли в группе  авторитетный и полномочный  центр - актив, пользуется ли он уважением, симпатиям преобладающего большинства группы,  обладает ли необходимыми  деловыми качествами.

Важным критерием  социальной  зрелости  студенческой  группы является удовлетворенность членов группы положением дел и взаимоотношениями в ней, стержнем которых является уровень эмоциональной культуры.

Одним из важных критериев благополучного психологического климата студенческого коллектива и уровня его социальной зрелости является степень групповой общественной активности, понимание смысла участия  в различных видах общественной деятельности.     

 Деятельность, направленная на формирование  студенческого коллектива, по своей  сути творческая, поэтому невозможно  дать универсальных способов  осуществления ее. Искусство руководства  группой и воспитательного воздействия  на нее требует владения навыками  организационной работы и знаниями  основ науки общения, основ  психологии, педагогики и этики,  умением менять стиль руководства  в зависимости от стадий развития  коллектива, проявлять динамизм  и гибкость в действиях и  непрерывно учится мастерству  руководства.

Заключение       

 Усилиями  многих отечественных педагогов  и психологов создавалась теория  становления и развития коллектива. На современном этапе при формировании  успешного коллектива необходимо учитывать принципы, сформулированные еще А.С.Макаренко, и дополненные его последователями. Знание внутригрупповых отношений и эмоционального фона, поможет успешно реализовать цели и задачи, поставленные перед формирующимся коллективом.      

 Студенческая  среда и особенности студенческой  группы, оказывают мощное социализирующее  и воспитательное воздействие  на личность студента. Известно, что поведение людей в группе  имеет свою специфику по сравнению  с индивидуальным поведением, происходит  как унификация, рост схожести  поведения членов группы за  счет формирования и подчинения  групповым нормам и ценностям  на основе механизма внушаемости,  подчинения власти, так и рост  возможностей оказывать свое  ответное влияние на группу. В  студенческой группе происходят  динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных  взаимоотношений, распределения  групповых ролей и выдвижения  лидеров и т.п. Все эти групповые  процессы оказывают сильное влияние  на личность студента, на успешность  его учебной деятельности и  профессионального становления,  на его поведение. Преподаватель-куратор  должен знать и понимать закономерности  групповых процессов, этапы и  условия преобразования группы  в коллектив, обладать необходимой  теоретической базой, предполагающей  знания основ педагогики, психологии, социологии и других наук, для  благотворного воздействия на  коллектив и сохранении его  в течении всего периода обучения в вузе.

Литература

1.     Андреева, Г.М. Социальная психология: Учеб. Пособие/ Г.М. Андреева.- 5-е изд. испр. и доп.- М.: Аспект Пресс, 2003.-344с.

2.     Макаренко, А.С. Коллектив и воспитание личности/ [Сост. и автор вступ. ст., В.В. Кумарин].- Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1988-261с.

3.     Марисова, Л.И. Студенческий коллектив: основы формирования и деятельности/ От ред. Б.И. Королев.- Киев, 1985- 51с.

4.     Новиков, В.В. Социальная психология: феномен и наука: Учеб. Пособие/ В.В. Новиков; Междунар. акад. психол. науки, Ярослав. гос. ун-т.- М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2003.- 344с.

5.     Педагогика и психология высшей школы: Учеб. пособие для вузов       / Отв. ред. С.И. Самыгин.- Ростов нД: Феникс, 1998- 534с.

Информация о работе Формирование студенческого коллектива