Формы проявления психики человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:47, реферат

Описание работы

Цель работы: изучить формы проявления психики человек
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Разобрать понятие психики человека
Определить составляющие психики человека и дать описание каждой из них;

Содержание

Введение. 2
Понятие «психика человека». 2
Структура психики человека. 3
Психические процессы человека. 3
Основные состояния психики человека. 14
Основные характеристики человеческой личности. 16
Заключение. 22
Список литературы. 23
Приложение. 24

Работа содержит 1 файл

Основные формы проявления психики человека ПЕЧАТЬ.docx

— 388.64 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федерально  государственное автономное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

«Уральский  федеральный университет имени  первого Президента России Б. Н. Ельцина»

 

Оценка работы 


(подпись,  дата)


 Преподаватель    


(курс, специальность, группа)


Преподаватель


Студент

 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:


ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА

 

Оглавление

Введение. 2

Понятие «психика человека». 2

Структура психики человека. 3

Психические процессы человека. 3

Основные состояния психики человека. 14

Основные характеристики человеческой личности. 16

Заключение. 22

Список литературы. 23

Приложение. 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Тема данной работы « Основные формы проявления психики человека»  является важным звеном при изучении психологии человека в рамках дисциплины «Психология и педагогика».

Безусловно, данная тема актуальна. В  нашем мире необходимо владеть  знаниями о психики человека, ведь порой, именно они помогают нам сориентироваться в той или иной жизненной ситуации. В более широком плане такие  знания активно используются специалистами  разных отраслей для решения, например, проблем рационального распределения  функций между человеком и  компьютером, проблем проектирования автоматизированных рабочих мест специалистов разных профилей, проблем разработки систем искусственного интеллекта, робототехники  и других.

Очень важно, чтобы человек  оставался психически здоровым. Но как это сделать, находясь, порой, в невыносимых условиях? В данной работе мне хотелось бы разобраться  в таком понятии как стресс. По возможности перечислить основные методы борьбы с данным явлением и  упомянуть о критериях психического здоровья человека.

Цель работы: изучить формы проявления психики человек

 Для достижения  цели поставлены следующие задачи:

    • Разобрать понятие психики человека
    • Определить составляющие психики человека и дать описание каждой из них;

Понятие «психика человека».

Для начала, хотелось бы разобрать, что же в себя включает понятие  «психика». Если мы заглянем в словарь, то найдем несколько определений. На мой взгляд, более емкими и точными  являются данное изложение: психика  – это особая сторона жизнедеятельности  животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой. Нас, конечно же, интересует та часть, что связана с человеком. И, поэтому, стоит привести еще одно определение, данное в научной литературе: психика – это способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений (восприятие информации, субъективные ощущения, эмоции, память и т. п.).1 Таким образом, мы подошли к следующей части работы, где описывается структура человеческой психики.

Структура психики  человека.

Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникла в  силу необходимости осуществления  совместных действий для добывания  пищи при резком изменении условий  жизни первобытного человека. Все  мы знаем, что видовые биологически-морфологические  особенности человека устойчивы  в течение многих тысячелетий, развитие психики человека происходило именно в процессе трудовой деятельности. Трудовая деятельность имеет продуктивный характер; труд, осуществляя процесс  производства, запечатлевается в  своем продукте, т. е. происходит процесс  воплощения, опредмечивания в продуктах  деятельности людей их духовных сил  и способностей2. Можно сделать вывод о том, что материальная, духовная культура человечества — это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

   Психика человека  сложна и многообразна по своим  проявлениям. Выделяют три крупные  группы психических явлений (Приложение 1)3.

Психические процессы человека.

Психические процессы — процессы, условно выделенные в целостной структуре психики.

Выделение психических процессов  — сугубо условное разделение психики  на составные элементы, появившееся  ввиду существенного влияния  механистических представлений  на учёных-психологов в период становления  научной психологии; также данное выделение можно связать c аналитическими тенденциями в науке XIX — начала XX века4.

Особенность психических  процессов в том, что они наиболее кратковременные, быстропротекающие.

В современной психологии принято считать, что психические  процессы тесно взаимосвязаны и, строго говоря, сливаются в один целостный процесс. Деление сознания на психические процессы условно, оно не имеет теоретического обоснования. В настоящее время в науке разрабатываются интегративные подходы к психике, и классификация психических процессов имеет скорее педагогическую и пропедевтическую ценность, нисходящую по мере развития науки5.

Психические процессы делят на:

    • Ощущение
    • Восприятие
    • Внимание
    • Мышление
    • Память
    • Речь
    • Воображение

Ниже я изложу характеристику каждого их этих процессов. Стоит  начать с ощущения. Ощущение - это отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств. Ощущения – объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей. Как мы ощущаем? Для того, чтобы мы осознали какой-либо фактор или элемент действительности, нужно, чтобы

 

мы его прочувствовали, ощутили все его свойства. Только тогда, когда в нервных окончаниях одного из наших органов чувств возникнут электрические импульсы, и сможет начаться процесс ощущения. В данной работе указана наиболее распространенная классификация ощущений И. Шеррингтона6:

 

1) экстерорецептивные –  возникают при воздействии внешних  стимулов на рецепторы, расположенные  на поверхности тела;

 

2) интерорецептивные –  сигнализируют о том, что происходит  в организме (голод, жажда, боль);

 

3) проприорецептивные –  расположены в мышцах и сухожилиях.

 

Общую массу экстерорецептивных ощущений  И. Шеррингтон позволяет разделить на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Обонятельные ощущения занимают в этом случае промежуточное положение. Наиболее древней является органическая чувствительность (чувство голода, жажды, насыщения, а также комплексы болевых и половых ощущений), затем появились контактные, прежде всего тактильная (ощущения давления, прикосновения) формы. И самыми эволюционно молодыми следует считать слуховые; и особенно зрительные системы рецепторов.

Прием и переработка человеком  поступившей через органы чувств информации завершается появлением образов предметов или явлений. Процесс формирования этих образов называется восприятие. К основным качествам восприятия относят следующие: 1) восприятие зависит от прошлого опыта, от содержания психической деятельности человека. Эта особенность называется аперцепцией. Когда мозг получает неполные, неоднозначные или противоречивые данные, он обычно интерпретирует их в соответствии с уже сложившейся системой образов, знаний, индивидуально-психологических различий (по потребностям, склонностям, мотивам, эмоциональным состояниям). Фактор аперцепции объясняет значительные различия при восприятии одних и тех же явлений различными людьми или одним и тем же человеком в разных условиях и в разное время.

Факты о восприятии человеком  окружающей стреды:

За сложившимися образами предметов восприятие сохраняет их размеры и цвет независимо от того, с какого расстояния мы на них смотрим и под каким углом видим. (Белая рубашка остается для нас белой и на ярком свету и в тени. Но если бы мы видели только небольшой ее кусок через отверстие, она показалась бы нам в тени скорее серой). Эта особенность восприятия называется константностью.

Человек воспринимает мир  в форме отдельных предметов, независимо от него существующих, противостоящих ему, то есть восприятие носит предметный характер.

Восприятие как бы «достраивает»  образы воспринимаемых им предметов, дополняя данные ощущений необходимыми элементами. В этом заключается целостность  восприятия.7

Восприятие не сводится только к образованию новых образов, человек способен осознавать процессы «своего» восприятия, что позволяет говорить об осмысленно-обобщенном характере восприятия.

Для восприятия любого явления  необходимо, чтобы оно смогло вызвать  реакцию, которая и позволит нам  «настроить» на нее свои органы чувств. Подобная произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия называется вниманием. Без него восприятие невозможно8.

 

Объекты внимания:

В зону внимания попадают лишь объекты, имеющие в данный момент для человека устойчивую или ситуативную  значимость, которая определяется соответствием  свойств объекта актуальным потребностям человека, а также положением данного  объекта в структуре деятельности человека. Направленность сознания на значимый объект необходимо в течение  определенного времени удерживать на нем. Этот момент удержания описывает  понятие «сосредоточенность». Она  понимается как большая или меньшая  углубленность человека в деятельность и в этой связи отвлечение от всех посторонних объектов, не вовлеченных  в нее. Таким образом, направленность и сосредоточенность сознания как  признаки внимания связаны друг с  другом, но не тождественны.

Функции внимания:

  • обнаружение сигнала
  • бдительность
  • поиск
  • избирательное внимание
  • распределенное внимание

 

Виды внимания:

В зависимости от наличия  сознательного выбора направления  и регуляции выделяют послепроизвольное (или вторично непроизвольное), произвольное и непроизвольное.

Непроизвольное внимание (пассивное).

Вид внимания, при котором  отсутствует сознательный выбор  направления и регуляции. Оно  устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения  человека. В основе него лежат неосознаваемые установки человека. Как правило, кратковременно, быстро переходящее  в произвольное. Возникновение непроизвольного  внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а  также обусловливаться соответствием  этих раздражителей прошлому опыту  или психическому состоянию человека. Иногда непроизвольное внимание может  быть полезным, как в работе, так  и в быту, оно дает нам возможность  своевременно выявить появление  раздражителя и принять необходимые  меры, и облегчает включение в  привычную деятельность. Но в то же время непроизвольное внимание может  иметь отрицательное значение для  успеха выполняемой деятельности, отвлекая нас от главного в решаемой задаче, снижая продуктивность работы в целом. Например, необычный шум, выкрики  и вспышки света во время работы отвлекают наше внимание и мешают сосредоточиться.

Причины возникновения непроизвольного  внимания:

    • Неожиданность раздражителя.
    • Относительная сила раздражителя.
    • Новизна раздражителя.
    • Движущиеся предметы.
    • Контрастность предметов или явлений.
    • Внутреннее состояние человека.

 

Произвольное внимание.

Физиологическим механизмом произвольного внимания служит очаг оптимального возбуждения в коре мозга, поддерживаемый сигналами, идущими от второй сигнальной системы. Отсюда очевидна роль слова родителей или преподавателя для формирования у ребёнка произвольного внимания.

Возникновение произвольного  внимания у человека исторически  связано с процессом труда, так  как без управления своим вниманием  невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность.

Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение  его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.

Полезно чередовать сильную  концентрацию внимания с менее напряженной  работой, путем переключения на более  легкие или интересные виды действия или же вызвать у человека сильный  интерес к делу, требующему напряженного внимания.

Человек прилагает значительное усилие воли, концентрирует свое внимание, понимает содержание необходимое для  себя и уже дальше без волевого напряжения внимательно следит за изучаемым  материалом. Его внимание становится теперь вторично непроизвольным, или послепроизвольным. Оно будет значительно облегчать процесс усвоения знаний, и предупреждать развитие утомления.

Послепроизвольное внимание.

Вид внимания, при котором  в наличии сознательный выбор  объекта внимания, но отсутствует  напряжение, характерное для произвольного  внимания. Связано с образованием новой установки, связанной в  большей мере с актуальной деятельностью, нежели с предшествующим опытом человека (в отличие от непроизвольного).9

 

 

Формы внимания:

Так как внимание выступает  стороной познавательных процессов  как деятельности, направленной на объект, то, в зависимости от содержания этой деятельности, выделяют:

  1. внешнее внимание (сенсорно-перцептивное) — обращено на объекты внешнего мира. Необходимое условие познания и преобразования внешнего мира;
  2. внутреннее внимание (интеллектуальное) — обращено на объекты субъективного мира человека. Необходимое условие самопознания и самовоспитания;
  3. моторное (двигательное) внимание;

Информация о работе Формы проявления психики человека