Функции Общения. Межличностные взаимоотношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 19:21, контрольная работа

Описание работы

Сложность общения заключается в том, чтобы понять друг друга, но это не всегда и не у всех получается. Для того чтобы понимать людей с других континентов, нам приходиться изучать различные языки только для того чтобы быть понятыми. Но в своей стране, где все разговаривают на одном языке не всегда получается «найти общий язык». Таких случаев очень много. Для этого существует профессия психолог, которые знают приблизительную тактику подхода к тому или иному человеку.

Содержание

Введение 3 стр.

Глава 1. Понятие общения. Функции общения 5 стр.

Глава 2. Процесс общения 10 стр.

Глава 3. Межличностные взаимоотношения 14 стр.

Заключение 17 стр.

Список использованной литературы 18 стр.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 38.05 Кб (Скачать)

(обычно  бессознательно), что именно скажет.

5.      Бессознательно (иногда сознательно)  человек выбирает конкретные

средства, фразы, которыми будет пользоваться,  решает как говорить, как себя вести.

6.      Восприятие и оценка ответной  реакции собеседника, контроль

эффективности общения на основе установления обратной связи.

7.      Корректировка направления, стиля,  методов общения.

Если  какое-либо из звеньев акта общения  нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называют “социальным интеллектом”,  “практически – психологическим умом”, “коммуникативной компетентностью”, “коммуникабельностью”.

                Традиционно выделяют три основные стороны, определяющие составляющие процесса общения — коммуникативная, интерактивная и перцептивные компоненты.  
                Коммуникативная сторона общения отражает тот аспект межличностного контакта, который выражается в обмене участниками общения информацией.  
                Интерактивная сторона общения предполагает выработку общих для участников планов и программ как тактического, так и стратегического взаимодействия. Решающим фактором здесь является сама форма интеракции (конкуренция или кооперация), приводящая в содержательном плане или к ровному течению нейтрального взаимодействия, к конфликту или к эмоционально насыщенному соучаствованию в условиях совместной деятельности. 
                Перцептивная сторона общения предполагает понимание и адекватное восприятие, видение образа партнера, что достигается через механизмы идентификации — конфронтации, каузальной атрибуции и рефлексии, то есть понимания того, каким видят партнеры по общению самого субъекта. Здесь немаловажным фактором, резко повышающим эффективность общения, оказывается его эмоциональная сторона, степень эмпатической выраженности оценочного восприятия.

                На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во – первых, познавая другого человека, формируется и сам познающий индивид. Во – вторых, потому, что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.

                 Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Связь эта двоякая: с одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек, тем более полным становится и представление о самом себе.

                 В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия изменения его поведения, и построение стратегии своего собственного поведения.

Однако  в эти процессы включены как минимум  два человека, и каждый из них  является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. При построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию.

                 Термин «идентификация», буквально обозначающий отождествление себя с другим, выражает установленный эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему. в реальных ситуациях взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. В этом плане идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека.

               Процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии. В отличие от философского употребления термина, в социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, «глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера но взаимодействию, причем и этом внутреннем мире в свою очередь отражается внутренний мир первого исследователя»

                   
 

                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Межличностные взаимоотношения

               Человек – социальное существо, его жизнь и развитие невозможны без общения и взаимодействия с людьми.

             Взаимодействие – это действие индивидов, направленных друг к другу. Такое действие может быть рассмотрено как совокупность способов, применяемых человеком для достижения определенных целей – решения практических задач или реализации ценностей.

               Социальная жизнь возникает и развивается ввиду наличия зависимостей между людьми, что создает предпосылки взаимодействия людей друг с другом. Люди вступают во взаимодействие, так как зависят друг от друга. Социальная связь – это зависимость людей, реализованная через социальное действие, осуществляемое с ориентацией на других людей, с ожиданием соответствующего ответного действия партнера. В социальной связи можно выделить:

 - субъекты связи (два человека или тысячи людей);

 - предмет связи (по поводу чего осуществляется связь);

 - механизм регулирования взаимоотношений.

                 Прекращение связи может происходить при изменении или утрате предмета связи, либо при несогласии участников связи с принципами ее регулирования. Социальная связь может выступать в виде социального контакта (связь между людьми поверхностна, мимолетна, партнер по контакту может быть легко заменен другим человеком) и в виде взаимодействия (систематические, регулярные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие цель вызвать вполне определенную ответную реакцию со стороны партнера, причем ответная реакция порождает новую реакцию воздействующего. Социальные отношения – это устойчивая система взаимодействия между партнерами, имеющая самовозобновляющийся характер.

                 Пожизненная зависимость людей  друг от друга помещает проблему  человеческих взаимоотношений в  самую сердцевину существования  человека. Люди имеют сильнейшую  потребность в присоединенности: входить с другими людьми в  продолжительные тесные взаимоотношения,  гарантирующие позитивные переживания  и результаты.

                 Можно выделить разнообразные формы межличностного взаимодействия: привязанность, дружба, любовь, соревнование, уход, времяпровождение, операция, игра, социальное влияние, подчинение, конфликты, ритуальное взаимодействие и др. Различные  формы взаимодействия людей характеризуются специфическими позициями.

                Ритуальное взаимодействие – одна из распространенных форм взаимодействия, которое строится по определенным правилам, символически выражая реальные социальные отношения и статус человека в группе и обществе. Ритуал выступает как специальная форма взаимодействия, придуманная людьми для удовлетворения потребности в признании. Ритуальные действия важны для осуществления преемственности между различными поколениями в той или иной организации, для поддержания традиций и передачи накопленного опыта через символы. Ритуальное взаимодействие идет с позиции «родитель-Родитель». Ритуал обнаруживает ценности группы, люди выражают ритуалом то, что более всего трогает их, что составляет их социальные ценностные ориентации.

                В следующем виде взаимодействия – операциях – трансакция осуществляется с позиций «Взрослый-Взрослый». С операциями мы встречаемся ежедневно: это прежде всего взаимодействия на работе, учебе, а также приготовление пищи, ремонт квартиры и пр. Успешно проведя операцию, человек подтверждает свою компетентность и получает подтверждение окружающих.

                 Трудовое взаимодействие, распределение и выполнение профессиональных, семейных функций, умелое и эффективное осуществление этих обязанностей – вот те операции, которые заполняют жизнь.

                Соревнование – форма социального взаимодействия, при которой имеется четко определенная цель, которая должна быть достигнута.

                Следующий тип одобряемых фиксированных взаимодействий - времяпрепровождение, обеспечивающие хотя бы минимум приятных ощущений, знаков внимания, «поглаживания» между взаимодействующими людьми. Времяпрепровождение – фиксированная форма трансакций, Призванная удовлетворять потребность людей в признании. Во время подобных времяпрепровождений происходит оценивание партнеров и перспектив развития отношений с ними.

Устойчивое  взаимодействие людей может быть обусловлено появлением взаимной симпатии – аттракции. Тесные взаимоотношения, обеспечивающие дружескую поддержку  и чувство, связаны с ощущением  счастья.

                Если двух и более людей многое связывает, формируется фактор близости, если их связи улучшаются, они делают друг для друга приятное - формируется симпатия; если они видят друг в друге достоинства, признают право за собой и другими быть такими, какие они есть, - формируется уважение. Такие формы взаимодействия, как дружба и любовь, удовлетворяют потребность людей в приятии. Дружба и любовь внешне похожи на времяпровождение, однако здесь всегда присутствует четко фиксированный партнер, по отношению к которому испытывается симпатия.

                 
 

               

                
 
 
 
 
 

Заключение

               Общение это очень сложный процесс. Поэтому необходимо каким то образом обозначить его важность. В первую очередь нужно выделить структуру общения и провести анализ каждого элемента. К этому процессу можно подойти по – разному. Из этого можно выделить три взаимосвязанные стороны: коммуникативная, интерактивная и перцептивная.

               Коммуникативная сторона общения, или коммуникация  состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Естественно, что все эти термины весьма условны.

                 В общении выделяются три функции: информационно –коммуникативная, регуляционно – коммуникативная, аффективно – коммуникативная. Задача заключается в том, чтобы тщательно проанализировать содержание каждой из этих сторон или функций.

                 После тщательного анализа этих  трех функций общения можно  определить цель каждой из  функций. При этом нужно учитывать,  что функции тесно связанны  друг с другом и не разделимы.  Из этого выходит что, общение  невозможно без индивидов. 

                 Таким  образом, в современном  мире человечество так быстро  прогрессирует, что прожить без  общения уже невозможно.  
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

  1. Асмолов А.Г. психология: вопросы теории и практики, СПб, 2006.
  2. Рогов Е.И. Психология общения. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 528 стр.
  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, СПб., 1999. – 720 стр.
  4. Андреева Г.М. Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания // Межличностное восприятие в группе. М., 1998. – 288 стр.
  5. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2002. – 229  стр.
  6. Немов Р.С. Психология. Том 1. Общие основы психологии. – М., 2000. – 688 стр.

Информация о работе Функции Общения. Межличностные взаимоотношения