Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 08:09, курсовая работа
Цель  исследования: выявить гендерные различия в отношении к семье и браку у студенческой молодежи.
Объект  исследования: гендерные различия
Предмет исследования: гендерные различия в отношении к семье и браку у студенческой молодежи
Введение…………………………………………………………………………..3 
Глава I. Теоретический анализ психологии семьи и брака и гендерных различий в отношении к  семье и браку у студенческой молодежи………5
Семья и брак
1.1.1.Понятия «семья», «брак» в научной литературе.......................................5
1.1.2.Типы семьи и брака……………………………………………………......14
Гендерные исследования в отношении  к семье браку  у  студенческой молодежи
1.2.1.Определение  гендера……………………………………………………....21
1.2.2.Гендерные  исследования……………………………………………….....22
1.2.3.Представления  о семье и браке у юношей  и девушек…………………..29 
Глава II.  Эмпирическое исследование гендерных различий в отношении к семье и браку у студенческой молодежи………………………………….34
2.1    Процедура  проведения эксперимента……………………………………34
2.2    Описание  методического  инструментария..………………………….....35
2.3    Анализ  полученных данных……………………………………………....37
2.4    Выводы  по главе…………………………………………………………...45
Заключение……………………………………………………………………….46
Список литературы……
Мы, в своем 
исследовании, рассматриваем семью 
как духовно-нравственный союз, состоящий 
из родителей и детей и связанный 
не только жилищем и экономической 
зависимостью, но и чувствами, основанными 
на кровном родстве. Относительно понятий 
«брак» и «семья» нужно отметить, 
что между ними существует тесная 
взаимосвязь. Так, ученые убедительно 
доказали, что брак и семья возникли 
в разные исторические периоды. Именно 
поэтому в литературе прошлого, а 
иногда и настоящего, они нередко 
используются как синонимы. Однако 
в сути этих понятий есть не только 
общее, но немало и особенного, специфического. 
Современные социологи 
Согласно Закону Республики Казахстан о браке и семье,
«семья – это круг лиц, связанных имущественными и личными неимущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание и призванными способствовать укреплению и развитию семейных отношений»; а «брак – это равноправный союз между мужчиной и женщиной, заключенный при свободном и полном согласии сторон в установленном законом порядке, с целью создания семьи, порождающий имущественные и личные неимущественные отношения между супругами».
Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей. Утверждение исторического взгляда на брак и семью происходило двумя путями:
   1) 
при помощи исследования 
   2)   
путем изучения семьи в 
   У 
истоков первого направления 
стоит швейцарский ученый Иоганн 
Бахофен, автор работы «Материнское 
право», где он выдвинул тезис об 
универсально-историческом развитии первобытного 
человека от первоначального беспорядочного 
общения полов («гетеризма») к материнскому, 
а затем к отцовскому праву. Через 
анализ древних классических произведений 
он доказал, что до единобрачия и 
у греков и у азиатов было такое 
состояние, когда не только мужчина 
вступал в половые отношения 
с несколькими женщинами, но и 
женщина – с несколькими 
С середины XX века в развитии социологии семьи начинается стадия, которую назвали «периодом построения систематической теории». Именно с этого времени началось накопление большого количества эмпирических данных по многочисленным аспектам брачно-семейных отношений. Быстрое развитие электронно-вычислительной техники дало возможность более глубоко и серьезного анализа полученных данных. Проблематика семьи в этот период становится все более актуальной, что связано с началом дестабилизации семьи и брака. Увеличивается число исследовательских центров. Вначале в США, затем в Англии, Австрии, Канаде, Нидерландах, Финляндии, Франции, Швеции, а позже – в СССР и странах восточной Европы. В социологии семьи и брака сделано немало. Отмечается значительное продвижение в разработке теории, ее понятийно-категориального аппарата, практических рекомендаций по совершенствованию социальной политики в сфере брачно-семейных отношений, имеются плодотворные подходы к исследованию семьи и брака, накоплен огромный эмпирический материал. При должной систематизации и дополнениях разработанные концепции, утверждения, полученные выводы могли бы придать фундаментальность и укрепить целостность специальной социологической теории семьи и брака. Семья считается одним из четырех фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду или спортивную команду, – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.
    
А.В. Мудрик считает, что «...
    
Семья - это важнейшая форма 
организации личной жизни, вид 
социальной общности, малая группа, 
основанная на супружеском 
В науке сложилась традиция изучения семьи и как социального института, и как малой группы. Согласно общепринятой трактовке, понятие «социального института» означает устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, посредством которых общество регулирует и контролирует деятельность людей в наиболее важных сферах человеческой жизни. Это заданный набор целесообразных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Стандарты поведения организуются в систему ролей и статусов. Обычно выделяют пять основных социальных институтов, существующих в любом современном обществе: семья, экономика, политика, образование и религия. Каждый из них специализируется на решении принципиально важной для выживания и нормальн6ого функционирования общества проблемы. Выступая существенным элементом структуры общества, семья осуществляет воспроизводство его членов и их первичную социализацию. Никакое другое объединение людей не обладает такой мощной способностью самовоспроизводства. Благодаря рождению детей семья не только разрастается сама, но и поддерживает непрерывность человеческих поколений, их физическую и духовную преемственность. Семью можно считать состоявшейся тогда, кода муж и жена, мужчина и женщина, берут на себя ответственность за жизнь ребенка, его экономическое благосостояние и воспитание. Семья образует первичную окружающую среду в развитии индивида. Она формирует у ребенка представление о социальны связях и с момента рождения включает его в них. Семья в значительной мере приобщает ребенка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения. Семья определяет возможности и ограничения личных отношений ребенка, а затем и взрослого с другими людьми. Способность членов семьи принять ребенка в качестве существа с уникальными характеристиками в большей мере влияет на его представление о себе самом. Семья удовлетворяет индивидуальные потребности членов и в то же время регулирует их поведение в ответ на требования социума. Институт семьи – важнейший посредник во взаимосвязи личности и общества. Именно институт семьи может противостоять как тоталитаризму, так индивидуализму. Поэтому и общество, и личность обоюдно заинтересованы в укреплении семьи. Институциональный характер семьи проявляется и в том, что каждая отдельная семья может быть понята только в связи с другими семьями. В частности, можно прогнозировать будущее конкретной семьи, опираясь на знания логики развития многих тысяч других семей[7, с.44-48].
Понимание семьи 
как малой группы находит множество 
своих сторонников среди 
  Содержание 
жизнедеятельности семьи может 
быть понято через описание 
основных функций, на 
Таблица 1.1
| Функции семьи | Характеристика функций | 
| Хозяйственно-экономическая функция | Ведение членами семьи общего хозяйства, общего бизнеса способствуют формированию крепких экономических связей между ними. Семья представляет собой самую крепкую экономическую ячейку общества, где обязательны помощь и поддержка. Также, эта функция связана с питанием семьи, приобретением и содержанием домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройства жилища, созданием домашнего уюта, организацией быта и жизни семьи, формированием и расходованием домашнего бюджета. В сфере «домашних дел» формируются внутрисемейные отношения, содержание которых определяется видом хозяйственной деятельности. В этих условиях лучше познаются мотивационные и волевые компоненты каждого члена семьи, а также определяются возможные конфликтогенные области взаимоотношений и представляется более удобная форма отхода от них. | 
| Репродуктивная функция | Одна из основных 
  задач любого общества – воспроизводство 
  новых поколений его членов. При 
  этом важно, чтобы дети были физически 
  и психически здоровыми и в 
  последствии имели способности 
  к обучению социализации. Важным условием 
  существования общества является регулирования 
  рождаемости, избегания демографических 
  взрывов и спадов. Семья - основной 
  институт, ответственный за воспроизводство 
  новых членов общества. Другие пути 
  неэффективны и, как правило, социально 
  не одобряются. Цельность сексуальной 
  потребности, обеспечивающей продолжение 
  рода, и любви как высшего чувства 
  делает невозможным отделение одного 
  от другого. Супружеская любовь в 
  значительной мере зависит от характера 
  удовлетворения сексуальных потребностей, 
  особенностей их регулирования и 
  отношения супругов к проблеме деторождения, 
  самим детям.  В  любой семье 
  важнейшей является проблема деторождения. 
  В нынешних условиях она сопряжена 
  часто с неразрешимым противоречием. 
  С одной стороны, дети – это 
  фактор стабилизации семьи, а с другой 
  – это неотвратимая масса проблем: 
  от неприемлемых условий для жизнеобеспечения 
  детей до складывающихся со временем 
  деформированных  | 
| Регенеративная функция | (лат. regeneratio – возрождение, 
  возобновление). Она связана с 
  наследованием статуса,  | 
| Функция 
  безопасности
   (защитная)  | 
  Она подразумевает охрану биологического и социального бытия членов семьи, защиту от физических и психологических опасностей, исходящих от окружающего мира. Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. Общеизвестно, что, задевая интересы и безопасность любой личности, мы задеваем и его семью, члены которой защищают своего близкого. | 
| Рекреативная функция | Она связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи. | 
| Образовательно-воспитательная функция (социализирующая) | Семья – это самый мощный механизм социализации личности, накопления ребенком социального опыта. Неформальное общение, атмосфера любви и заботы друг о друге, повседневная, полезная деятельность детей и взрослых создает уникальные возможности для формирования у ребенка нравственных ценностей, отношений, жизненных установок, социальной зрелости. Воспитательная функция состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. | 
Информация о работе Гендерные различия в отношении к семье и браку у студенческой молодежи