ПЛАН
Введение…………………………………………………………………….3
1. Общие 
положения гештальт-психологии………………………………5
2. Законы 
восприятия………………………………………………………9
Выводы……………………………………………………………………...18
Список 
использованной литературы……………………………………...19
Введение
    Гештальт-терапия 
(от немецкого Gestalt - образ, форма, структура) 
- форма психотерапии, разработанная в 
рамках гештальт-психологии Фредериком 
Перлзом. Гештальт-терапия - это направление 
психотерапии, которое ставит своими целями 
расширение осознания человека и посредством 
этого лучшее понимание и принятие человеком 
себя, достижение большей внутриличностной 
целостности, большей наполненности и 
осмысленности жизни, улучшение контакта 
с внешним миров, в том числе с окружающими 
людьми.
    В 
психологии под гештальтом понимают 
специфическую организацию частей, которая 
составляет единое целое. Гештальт-психология 
- это направление психологической мысли, 
которое возникло в начале XX века и исходило 
из того, что анализ частей не может обеспечить 
понимание целого. Эксперименты гештальт-психологов 
показали, что человеческое восприятие 
не детерминировано механическим суммированием 
внешних раздражителей, а обладает своей 
собственной организацией. В своем восприятии 
организм выбирает то, что ему важно и 
интересно. Восприятие устроено таким 
образом, что значимая фигура выделяется 
на первый план. Все остальные объекты 
в этот момент сливаются, становятся нечеткими 
и уходят в так называемый фон. Для иллюстрации 
этого феномена существуют картинки, содержащие 
двойные изображения. Открытия гештальт-психологов 
имели важные философские следствия: человек 
несет ответственность за то, что именно 
он воспринимает и как себя чувствует.
    Теоретические 
открытия гештальт-психологии к практике 
психотерапии применил в 40-е годы ХХ 
века психоаналитик Фредерик Соломон 
(Фриц) Перлз. В то время его не устраивали 
многие положения современного ему психоанализа, 
в частности, преимущественно интеллектуальный 
характер переработки проблем пациента. 
Фредерик Перлз задумался о создании собственной 
системы психотерапии.
    Актуальность 
данной темы.  Этот метод психотерапии 
является и сейчас актуальным. Его использует 
большое количество психотерапевтов. 
Гештальт-психология повлияла на формирование 
представления об организме как о едином 
целом, неделимом на отдельные части (например, 
на независимо существующие органы или 
независимо существующие душу и тело). 
    Объектом 
данной работы являются теории гештальт-терапии.
    Предмет 
данной работы: изучить влияние гештальт-терапии 
на человека.
    Цель 
данной работы рассмотреть гештальт-психологию 
как метод психотерапии. Соответственно 
к данной цели были поставлены следующие 
задачи:
  - Рассмотреть 
  общие положения гештальт-психологии.
 
  - Рассмотреть 
  законы восприятия в гештальт-психологии.
 
 
1. 
Общие положения 
гештальт-психологии
    В 
целом теория гештальт-терапии основывается 
на следующих положениях. 
    Человек 
представляет собой целостное социобиопсихологическое 
существо. Любое деление его на 
составные части, например, психику 
и тело, является искусственным. 
    Человек 
и окружающая его среда представляют 
собой единый гештальт, структурное целое, 
которое называют полем, организм - окружающая 
среда. Среда влияет на организм, а организм 
преобразует свою среду. Применительно 
к психологии межличностных отношений 
это означает, что, с одной стороны, на 
нас влияет поведение окружающих людей, 
с другой, если мы изменяем свое поведение, 
то и окружающие должны меняться [1].
    Человеческое 
поведение, согласно теории гештальт-терапии, 
подчиняется принципу формирования 
и разрушения гештальтов. Здоровый 
организм функционирует на основе саморегуляции. 
Насущная потребность возникает и начинает 
привлекать доминирующее внимание организма 
- фигура проявляется из фона. Далее организм 
ищет во внешней среде объект, который 
способен удовлетворить эту доминирующую 
потребность, например, пищу при чувстве 
голода. Сближение и адекватное взаимодействие 
с объектом (разжевывание и проглатывание 
пищи в данном примере) приводит к удовлетворению 
потребности - гештальт завершается и 
разрушается. 
    Контакт 
- базовое понятие гештальт-терапии. 
Организм не может существовать в безвоздушном 
пространстве, так же, как и в пространстве, 
лишенном воды, растений и живых существ. 
Человеческое существо не может развиться 
в среде, лишенной других людей. Все основные 
потребности могут удовлетворяться только 
в контакте с окружающей средой. Контакт 
- это явление, которое мы осознаем не больше, 
чем земное притяжение, когда ходим или 
стоим. Когда мы чем-то занимаемся, то осознаем, 
что говорим, видим и слышим. Но едва ли 
в этот момент мы будем задумываться о 
том, что упражняемся в общении. Его обеспечивают 
наши сенсорные и моторные функции, но 
при этом важно помнить, что так же, как 
целое больше, чем просто сумма частей, 
контакт больше, чем сумма всевозможных 
входящих в него функций. Наличие зрения 
и слуха еще не гарантируют хорошего контакта, 
важнее, как видеть или слышать. Более 
того, контакт определяет взаимодействие 
как с одушевленными, так и с неодушевленными 
предметами. Видеть дерево и рассвет, слышать 
шум водопада или горное эхо - это тоже 
контакт. Контакт может быть и с воспоминаниями 
или образами будущего, которые чувствуешь 
сильно и ярко.
    Место, 
в котором организм встречается 
с окружающей средой, в гештальт-терапии 
называют границей контакта. То, насколько 
человек способен удовлетворять 
свои потребности, зависит от того, насколько 
гибко он может регулировать контактную 
границу. Гештальт-терапия описывает типичные 
нарушения контактной границы, которые 
делают взаимодействие со средой, в том 
числе межличностное, неэффективным[1]. 
    Осознание 
- осведомленность о том, что происходит 
внутри организма и в окружающей его среде. 
Осознание нетождественно интеллектуальному 
знанию о себе и окружающем мире. Оно включает 
переживание восприятия как стимулов 
внешнего мира, так и внутренних процессов 
организма - ощущений, эмоций, а также мыслительной 
деятельности - идей, образов, воспоминаний 
и предвосхищений, то есть охватывает 
многие уровни. Осознанием, за исключением 
его мыслительного слоя, обладают и животные. 
Однако в цивилизованном мире у людей 
гипертрофировано мышление в ущерб эмоциям 
и восприятию внешнего мира. Именно осознание, 
в противоположность рациональному знанию, 
дает реальную информацию о потребностях 
организма и об окружающей среде. 
    Основная 
цель практики гештальт-терапии - это 
расширение осознания. Огромное количество 
человеческих проблем связано с тем, что 
подлинное осознание реальности подменяется 
интеллектуальными и, зачастую, ложными 
представлениями о ней, например, о том, 
что можно ожидать от людей, как они относятся 
ко мне, что я должен хотеть и что должен 
делать. Такие ложные представления заслоняют 
реальность и затрудняют удовлетворение 
потребностей организма - процесс формирования 
и разрушения гештальта нарушается. Гештальт-терапия 
исходит из того, что если люди достигают 
ясного осознания внутренней и внешней 
реальности, то они способны самостоятельно 
разрешить все свои проблемы. Поэтому 
терапия не ставит своей целью изменение 
поведения, поведение меняется само по 
мере роста осознания. 
    Здесь 
и теперь - принцип, который означает, 
что актуальное для организма всегда 
происходит в настоящем, будь то восприятия, 
чувства, действия, мысли, фантазии о прошлом 
или будущем, все они находятся в настоящем 
моменте. Использование этого принципа 
позволяет интенсифицировать процесс 
осознания. 
    Ответственность 
- способность отвечать на происходящее 
и выбирать свои реакции. Реальная ответственность 
связана с осознанием. Чем в большей степени 
человек осознает реальность, тем в большей 
степени он способен отвечать за свою 
жизнь - за свои желания, действия, говоря 
словами Перлза, опираться на себя. 
    Феноменологический 
подход в гештальт-терапии реализуется 
через то, что терапевт с уважением 
относится как к субъективному 
опыту клиента, так и к своему 
субъективному личному опыту. Гештальт-терапевт 
не вкладывает какого-либо определенного 
значения в переживания и поведение клиента, 
в процессе осознавания клиент сам обнаруживает 
их значение.
    Главная 
цель гештальт-терапии - достижение возможно 
более полного осознания себя: 
своих чувств, потребностей, желаний, 
телесных процессов, своей мыслительной 
деятельности, а также насколько возможно 
полного осознания внешнего мира, прежде 
всего мира межличностных отношений. Гештальт-терапия 
не стремится к немедленному изменению 
поведения и быстрому устранению симптомов. 
Устранение симптомов или изменение поведения, 
достигнутое без достаточного осознания, 
не дает стойких результатов или приводит 
к возникновению новых проблем на месте 
старых[2].
    В 
результате гештальт-терапии клиент 
приобретает способность сознательно 
выбирать свое поведение, используя различные 
аспекты своей личности, сделать свою 
жизнь более наполненной, избавиться от 
невротических и других болезненных симптомов. 
Он становится устойчивым к манипуляциям 
других людей и сам способен обходиться 
без манипуляций, другими словами, он научается 
стоять на собственных ногах.
    Гештальт-терапия 
проводится как в индивидуальной, 
так и в групповой форме. Если 
гештальт-терапия проводится в группе, 
то психотерапевт обычно работает с 
одним (реже с двумя) из участников. 
Остальные члены группы могут 
идентифицироваться с "работающим" 
участником, оказывать ему эмоциональную 
поддержку, а в некоторых случаях обеспечивать 
обратную связь[5].
 
2. 
Законы восприятия
    В 
процессе саморегуляции здоровый человек 
из всего обилия информации выбирает 
ту, которая для него в данный момент 
наиболее важна и значима. Это фигура. 
Остальная информация временно отодвигается 
на задний план. Это фон. Нередко фигура 
и фон меняются местами.
    Отношение 
между фигурой и фоном - одно из 
центральных понятий гештальт-психологии. 
Фредерик Перлз применил это положение 
к описанию функционирования личности.
    В 
его понимании фигура выступает 
в качестве доминирующей потребности, 
а ритмическая смена фигур 
и фона лежит в основе саморегуляции 
организма.
    В 
качестве фигуры (гештальта) могут быть 
желание, чувство или мысль, которые в 
данный момент преобладают над всеми остальными 
желаниями, чувствами и мыслями. Как только 
потребность удовлетворяется, гештальт 
завершается, теряет свою значимость и 
отодвигается на задний план, уступая 
место новому гештальту. Этот ритм формирования 
и завершения гештальтов является естественным 
ритмом жизнедеятельности организма, 
посредством которого он поддерживает 
свой динамический баланс, или гомеостазис. 
    Жизнь 
и поведение - управляются процессом, 
который в науке называется гомеостазом, 
а проще - приспособлением или адаптацией. 
Гомеостаз - это процесс, по средствам 
которого организм поддерживает свое 
равновесие и соответственно здоровое 
состояние в изменяющихся условиях. Иными 
словами, гомеостаз - это процесс удовлетворения 
организмом своих потребностей. Поскольку 
потребности эти многочисленны и каждая 
из них угрожает равновесию организма, 
гомеастатический процесс продолжается 
непрерывно. Вся жизнь характеризуется 
этой постоянной игрой равновесия и не 
равновесия в организме. Если гомеостатический 
процесс до некоторой степени нарушается, 
так что организм слишком долго остается 
в состояние не равновесия, - это значит 
что он болен. Если процесс гомеостаза 
терпит полную неудачу - организм умирает. 
    Иногда 
потребность удовлетворить нельзя. 
В таком случае гештальт остается незавершенным, 
а поэтому не может быть отреагирован 
и не может уступить место другому. Такая 
неотреагированная потребность становится, 
по Перлзу, причиной многих незавершенных 
проблем, которые через некоторое время 
начинают оказывать воздействие на текущие 
психические процессы. К примеру, если 
человек не выразил сразу и прямо свой 
гнев и злобу, то в последующем эти чувства 
не исчезнут совсем, а будут проявляться 
в более скрытых и коварных формах. Полная 
блокировка незавершенных гештальтов 
может привести к неврозу. 
    Задача 
гештальт-терапевта заключается 
в том, чтобы помочь пациенту осознать 
свою потребность, сделать ее более 
четкой (сформировать гештальт) и в 
конечном итоге - нейтрализовать (завершить) 
ее.
    Основным 
условием, необходимым для того, чтобы 
сформировать и завершить гештальт, является 
способность человека осознавать себя 
и свою доминирующую потребность в данный 
момент. Осознание и сосредоточенность 
на потребности является важным принципом 
в гештальт-терапии, получившим название 
здесь и теперь[4].
    "Нет 
ничего, - учил Перлз, - кроме того, 
что есть здесь и теперь. Теперь 
есть настоящее… Прошлого уже 
нет. Будущее еще не наступило".