Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 21:39, реферат
Вопросы изучения гиперактивности у детей волновали врачей и педагогов с середины XIX века. За это время несколько раз менялось название заболевания, появлялись новые точки зрения относительно причин и механизмов его возникновения, предлагались новые методы лечения.
1. Причины заболевания
   2. Признаки СДВГ
   3. Коррекция СДВГ
   4. Практические рекомендации родителям и педагогам
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
    ИМ. 
М. А. ШОЛОХОВА 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Педагогический факультет
    Специальность 
«Педагогика и методика дошкольного 
образования» 
Реферат
На тему: «Гиперактивные дети»
    Дисциплина 
«Современные исследования в психологии» 
 
 
 
 
 
 
                              
                              
                              
                              
                              
 
 
 
 
 
Москва, 2009
Содержание
Вопросы изучения гиперактивности у детей волновали врачей и педагогов с середины XIX века. За это время несколько раз менялось название заболевания, появлялись новые точки зрения относительно причин и механизмов его возникновения, предлагались новые методы лечения.
Впервые описал чрезвычайно подвижного ребенка, который ни секунды не мог спокойно усидеть на стуле, немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман в 1845 году.
В 1902 году в журнале Lancet появилась лекция английского врача G. F. Still, который связывал гиперактивность с биологической основой.
Наш отечественный педиатр Ю. Ф. Домбровская в выступлении на симпозиуме, посвященном роли психогенного фактора в происхождении, течении и лечении соматических болезней, который состоялся в 1972 году, выделила группу «трудновоспитуемые» дети, которые доставляют больше всего проблем родителям и педагогам.
    После 
множества изменений в 
СДВГ представляет собой большую социальную проблему, так как встречается у достаточно большого числа детей.
Гиперактивность, встречающаяся в детском возрасте совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Трудно провести четкие границы этого синдрома (т.е. совокупности симптомов), но обычно он диагностируется у детей, отличающихся повышенной импульсивностью и невнимательностью; такие дети быстро отвлекаются, их равно легко и обрадовать, и расстроить. Часто для них характерны агрессивное поведение и негативизм. В силу подобных личностных особенностей гиперактивным детям трудно концентрироваться на выполнении каких-либо задач, например в школьной деятельности. Родители и учителя часто сталкиваются с немалыми трудностями в обращении с такими детьми.
Диагноз гиперактивности обычно ставится, когда родители и учителя жалуются, что ребенок чрезвычайно подвижен, непоседлив и плохо себя ведет или плохо учится; его руки и ноги в постоянном движении, он ерзает на стуле, не успокаивается ни на минуту и неспособен концентрировать внимание на чем-то одном.
Однако не существует точного определения данного состояния или особого теста, который бы однозначно подтверждал диагноз гиперактивности. Многие родители отмечают начало такого поведения в младенчестве или в возрасте двух-трех лет.
У мальчиков гиперактивное состояние отмечается, по крайней мере, в 4 раза чаще, чем у девочек.
Причины СДВГ
    В 
происхождении СДВГ играют роль генетические 
механизмы, органическое повреждение 
головного мозга и 
Иногда можно говорить о гиперактивности как наследственной черте. Хотя обычно гиперактивность сочетается с нормальным интеллектуальным развитием, возможны также случаи умственной отсталости или эмоциональных нарушений. Только в редких случаях гиперактивное состояние возникает после травмы или мозгового заболевания либо одновременно с началом серьезного неврологического или психического расстройства.
Признаки СДВГ
Основные проявления. Клинические проявления заболевания определяются тремя основными симптомокомплексами: невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью.
Невнимательность. Говоря о СДВГ, чаще всего имеют в виду повышенную отвлекаемость и снижение концентрации внимания у детей.
Гиперактивность. Под гиперактивностью у детей с СДВГ обычно понимают повышенную двигательную (моторную) активность. Дети с СДВГ не могут неподвижно сидеть во время урока. В отличие от энергичный детей, активность у детей с СДВГ носит бесцельный характер.
    Импульсивность. 
Под импульсивностью понимают невозможность 
контроля над своими импульсами. Выделяют 
когнитивную импульсивность (отражающую 
поспешное мышление) и поведенческую импульсивность 
(отражающую трудности при подавлении 
реакций). Из-за импульсивности дети часто 
попадают в опасные ситуации из-за того, 
что не задумывались о последствиях. Склонность 
к риску становится причиной травм и несчастных 
случаев. Импульсивность часто сочетается 
с агрессивным поведением. 
Возрастная периодизация заболевания
    Различные 
периоды возрастного развития ребенка 
(как стабильные, так и кризисные) 
сопровождаются разнообразной сиптоматикой. 
Считается, что нижней границей для 
выявления СДВГ – возраст 3-4 года. 
Однако первые проявления иногда можно 
диагностировать уже на первом году 
жизни. Младенцы с таким расстройством 
чрезмерно чувствительны к 
В дошкольном возрасте основное проявление заболевания – гиперактивность. Такие дети бесцельно слоняются по группе детского сада, без умолку болтают, мешают занятиям других детей. В тяжелый случаях избыточная двигательная активность принимает характер расторможенности. Кроме этого, у таких детей часто встречается минимальная статико-моторная недостаточность, диспраксия – так называемая «неуклюжесть». После поступления ребенка в школу проблемы возрастают.
Классификация СДВГ (Л. С. Чутко)
Виды СДВГ:
Формы СДВГ:
- цереброастенический вариант
- неврозоподобный вариант
- сочетанный вариант
Степень тяжести:
Лечение ребенка должно проводиться с учетом его индивидуальных особенностей. Может быть использовано только медикаментозное лечение или в сочетании с педагогической и психологической помощью. Многим детям, чтобы повысить внимание, назначают стимулирующие центральную нервную систему препараты. Следует иметь в виду, что лекарства могут обладать значительным побочным действием, и их использование должно быть лишь частью общей программы лечения, осуществляемого совместными усилиями родителей, врачей, учителей, а иногда и других специалистов.
Гиперактивные дети нуждаются в строгом режиме, и вся их деятельность должна носить максимально регулярный характер. В их школьном расписании необходимо выделить время на дополнительные занятия. Чтобы такие дети охотно занимались и добивались успеха там, где прежде терпели только неудачу, им нужна частая похвала, ободрение и особое внимание. Очень важно научить членов семьи правильно обращаться с гиперактивным ребенком.
    При 
подборе игр следует учитывать 
такие индивидуальные особенности 
гиперактивных детей, как неумение 
длительное время подчиняться групповым 
правилам, быстрая утомляемость, неумение 
выслушивать и выполнять 
Нейропсихологическая коррекция детей с СДВГ
Нейропсихологическая коррекция должна включать в себя растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, перекрестные телесные упражнения, упражнения для мелкой моторики рук, упражнения для релаксации и визуализации, функциональные упражнения, упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения с правилами.
Растяжки нормализируют гипертонус и гипотонус мышц. Регуляция силы мышечного тонуса должна проходить от головы и шеи к нижним конечностям, от шеи и плеч к кистям и отдельным пальцам, от колен и пальцам ног.
Растяжка «Половинка». Цель: оптимизация тонуса мышц. И.п. — сидя на полу.
Общее напряжение тела. Расслабление. Напряжение и расслабление по осям: верх-низ (напряжение верхней половины тела, напряжение нижней половины тела), левостороннее и правостороннее (напряжение правой и затем левой половин тела), напряжение левой руки и правой ноги, а затем правой руки и левой ноги.
Растяжка «Лучики». И.п. — сидя на полу.
Поочередное напряжение и расслабление:
Растяжка. Ребенку предлагается сесть удобно, закрыть глаза и сосредоточить внимание на своем теле; выполнить 3—4 цикла глубокого дыхания в индивидуальном темпе, обращая внимание только на дыхание. Затем он должен напрячь все тело, как можно сильнее, через несколько секунд напряжение сбросить, расслабиться; проделать то же самое с каждой частью тела (педагог называет поочередно части тела, останавливаясь на каждом сегменте в отдельности — правая рука, левая рука, шея, грудь, спина, живот, поясница, правая нога, левая нога); по позе ребенка и «волне» его дыхания можно легко определить «зажатые» места. Необходимо научить ребенка прислушаться к своему телу и дополнительно поработать с напряженными участками тела, например сделать несколько медленных круговых движений головой или «размять» икры ног и т. д.
Дыхательные упражнения улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Дыхательное упражнение. Цель: развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма. И.п. — сидя на полу.
Вдох. Детям предлагается расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания). Выдох. Детям предлагается втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.