Практические 
рекомендации родителям 
и педагогам гиперактивного 
ребенка
    Практические 
рекомендации родителям гиперактивного 
ребенка. В программе коррекции детей 
с синдромом дефицита внимания и гиперактивности 
должен преобладать поведенческий аспект:
    1. Изменение 
поведения взрослого и его отношения к 
ребенку:
  - проявляйте 
  достаточно твердости и последовательности 
  в воспитании;
 
  - помните, 
  что чрезмерная болтливость, подвижность 
  и недисциплинированность не являются 
  умышленными;
 
  - контролируйте 
  поведение ребенка, не навязывая ему жестких 
  правил;
 
  - не давайте 
  ребенку категорических указаний, избегайте 
  слов «нет» и «нельзя»;
 
  - стройте взаимоотношения 
  с ребенком на взаимопонимании и доверии;
 
  - избегайте, 
  с одной стороны, чрезмерной мягкости, 
  а с другой — завышенных требований к 
  ребенку;
 
  - реагируйте 
  на действия ребенка неожиданным способом 
  (пошутите, повторите действия ребенка, 
  сфотографируйте его, оставьте в комнате 
  одного и т. д.);
 
  - повторяйте 
  свою просьбу одними и теми же словами 
  много раз;
 
  -  не настаивайте 
  на том, чтобы ребенок обязательно принес 
  извинения за проступок;
 
  - выслушивайте 
  то, что хочет сказать ребенок;
 
  - для подкрепления 
  устных инструкций используйте зрительную 
  стимуляцию.
 
    2. Изменение 
психологического микроклимата в семье:
    — уделяйте 
ребенку достаточно внимания;
  - проводите 
  досуг всей семьей;
 
  - не допускайте 
  ссор в присутствии ребенка.
 
    3. Организация 
режима дня и места для занятий:
  - установите 
  твердый распорядок дня для ребенка и 
  всех членов семьи; 
 
  - чаще показывайте 
  ребенку, как лучше выполнить задание, 
  не отвлекаясь;
 
  - снижайте 
  влияние отвлекающих факторов во время 
  выполнения ребенком задания;
 
  - оградите 
  гиперактивных детей от длительных занятий 
  на компьютере и просмотра телевизионных 
  передач;
 
  - избегайте 
  по возможности больших скоплений людей;
 
  - помните, 
  что переутомление способствует снижению 
  самоконтроля и нарастанию гиперактивности;
 
  - организуйте 
  поддерживающие группы, состоящие из родителей, 
  имеющих детей с аналогичными проблемами.
 
    4. Специальная 
поведенческая программа:
  - придумайте 
  гибкую систему вознаграждений за хорошо 
  выполненное задание и наказаний за плохое 
  поведение. Можно использовать балльную 
  или знаковую систему, завести дневник 
  самоконтроля;
 
  - не прибегайте 
  к физическому наказанию! Если есть необходимость 
  прибегнуть к наказанию, то целесообразно 
  использовать спокойное сидение в определенном 
  месте после совершения поступка;
 
  - чаще хвалите 
  ребенка. Порог чувствительности к отрицательным 
  стимулам очень низок, поэтому гиперактивные 
  дети не воспринимают выговоры и наказания, 
  однако чувствительны к поощрениям;
 
    —составьте 
список обязанностей ребенка и повесьте 
его на стену, подпишите соглашение 
на определенные виды работ;
  - воспитывайте 
  в детях навыки управления гневом и агрессией;
 
  - не старайтесь 
  предотвратить последствия забывчивости 
  ребенка;
 
  - постепенно 
  расширяйте обязанности, предварительно 
  обсудив их с ребенком;
 
  - не разрешайте 
  откладывать выполнение задания на другое 
  время; 
 
  - не давайте 
  ребенку поручений, не соответствующих 
  его уровню развития, возрасту и способностям;
 
  - помогайте 
  ребенку приступить к выполнению задания, 
  так как это самый трудный этап;
 
  - не давайте 
  одновременно несколько указаний. Задание, 
  которое дается ребенку с нарушенным вниманием, 
  не должно иметь сложную конструкцию и 
  состоять из нескольких звеньев;
 
  - объясните 
  гиперактивному ребенку о его проблемах 
  и научите с ними справляться. 
 
    Помните, 
что вербальные средства убеждения, 
призывы, беседы редко оказываются 
результативными, так как гиперактивный 
ребенок еще не готов к такой форме работы,
    Помните, 
что для ребенка с синдромом 
дефицита внимания и гиперактивности 
наиболее действенными будут средства 
убеждения «через тело»: 
  - лишение 
  удовольствия, лакомства, привилегий;     
 
  - запретна 
  приятную деятельность, телефонные разговоры; 
 
  - прием «выключенного 
  времени? (изоляция, угол, скамья штрафников, 
  домашний арест, досрочное отправление 
  в постель);
 
  - чернильная 
  точка на запястье ребенка («черная метка»), 
  которая может быть обменена на 10-минутное 
  сидение на «скамейке штрафников»;
 
  - холдинг, 
  или простое удержание в «железных объятиях»;
 
  - внеочередное 
  дежурство по кухне и т.д.
 
      
      
      
      
 
    Список 
литературы
  - Брязгунов 
  И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок, 
  или все о гиперактивных детях. М., 2001.
 
  - Заваденко 
  Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью 
  и дефицитом внимания. М., 2000.
 
  - Монина Г. 
  Б., Лютова-Робертс Е. К., Чутко Л. С. Гиперактивные 
  дети. Психолого-педагогическая помощь. 
  СПб., 2007.  
 
  - Ситко А. Л. 
  Синдром дефицита внимания с гиперактивность. 
  М., 2002.
 
  - Шевченко 
  Ю. С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью 
  и психопатоподобным синдромом. М., 1997.