Характер и личность: общие и различное в этих понятиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:52, контрольная работа

Описание работы

Загадка природы самого человека, вероятнее всего самая запутанная проблема из всех проблем человечества. Познавая тайны мироздания и законы общественного развития, исследуя атом и живую клетку, люди всё чаще задают себе вопрос: «Кто же я?». Да же в V веке до нашей эры в Греции было начертано на арке Дельфийского храма «познай самого себя», что говорит о том, что вопрос о сущности и природе человека всегда волновал людей .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….….3
1 ОПРЕДЕЛЕНИЯ ХАРАКТЕРА И ЛИЧНОСТИ......……….….……………4
2. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ХАРАКТЕРЕ. ХАРАКТЕР КАК ОДИН ИЗ
КОМПОНЕНТОВ ЛИЧНОСТИ .......................................................................5
3. ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ХАРАКТЕРА..……..............................8
4. НАПРАВЛЕННОСТЬ И ВОЛЯ, КАК КОМПОНЕНТЫ
ХАРАКТЕРА ……………...……………...……………………………………9
5. ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА………………………………………………………..11
6. СТРОЕНИЕ ХАРАКТЕРА КАК ЦЕЛОГО…………………………………13
7. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ХАРАКТЕРА………………….......…..14
8. ПРОЯВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА…………………………...…………………..14
9. МЕТОДЫ И ИСТОЧНИКИ ПОЗНАНИЯ ХАРАКТЕРА…………………..18
10. ЕДИНСТВО ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ТИПИЧНЫХ ЧЕРТ В
ХАРАКТЕРЕ ЧЕЛОВЕКА…….……………………………………………….19
11. КЛАССИФИКАЦИЯ И ТИПОЛОГИЯ ХАРАКТЕРОВ……………….….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………..………………………...….…23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………….…………………………………………24

Работа содержит 1 файл

общая психология.docx

— 65.54 Кб (Скачать)

Тема: Характер и личность: общие и различие в этих понятиях. 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….….3

1 ОПРЕДЕЛЕНИЯ ХАРАКТЕРА И ЛИЧНОСТИ......……….….……………4

2. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ХАРАКТЕРЕ. ХАРАКТЕР КАК ОДИН ИЗ

 КОМПОНЕНТОВ  ЛИЧНОСТИ .......................................................................5

3. ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ХАРАКТЕРА..……..............................8

4. НАПРАВЛЕННОСТЬ И ВОЛЯ,  КАК КОМПОНЕНТЫ

 ХАРАКТЕРА  ……………...……………...……………………………………9

5. ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА………………………………………………………..11

6. СТРОЕНИЕ ХАРАКТЕРА  КАК ЦЕЛОГО…………………………………13

7. ФОРМИРОВАНИЕ  И РАЗВИТИЕ ХАРАКТЕРА………………….......…..14

8. ПРОЯВЛЕНИЕ  ХАРАКТЕРА…………………………...…………………..14

9. МЕТОДЫ И  ИСТОЧНИКИ ПОЗНАНИЯ ХАРАКТЕРА…………………..18

10. ЕДИНСТВО ИНДИВИДУАЛЬНЫХ  И ТИПИЧНЫХ ЧЕРТ В

 ХАРАКТЕРЕ ЧЕЛОВЕКА…….……………………………………………….19

11. КЛАССИФИКАЦИЯ  И ТИПОЛОГИЯ ХАРАКТЕРОВ……………….….20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………..………………………...….…23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………….…………………………………………24 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ.

     Загадка  природы самого человека, вероятнее  всего самая запутанная проблема  из всех проблем человечества. Познавая тайны мироздания и  законы общественного развития, исследуя атом и живую клетку, люди всё чаще задают себе  вопрос: «Кто же я?». Да же  в V веке до нашей эры в  Греции было  начертано  на арке Дельфийского храма «познай самого себя», что говорит о том, что вопрос о сущности и природе человека всегда волновал людей .

    Астрология, теология, философия, психология, литература  и социальные науки – вот  лишь некоторые из течений,  в русле которых предпринимаются  попытки понять всю сложность  человеческого поведения и саму  сущность человека. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем,  как, возможно, и само существование  человеческой цивилизации будут  зависеть от того, насколько мы  продвинемся в понимании себя  и других.

    Изучение  природы характера, его строения  и структуры, как мне кажется,  может помочь в этом нелёгком  деле –познание самого себя. Самопознание необходимо для самовоспитания. Стать лучше, не зная, что ты собой представляешь, на что способен, невозможно. На эту тему есть даже одна восточная поговорка: «Посеешь характер –пожнешь судьбу». Я  думаю, в этой фразе заложен глубокий смысл. Кому же не хочется иметь хорошую судьбу? Каждый человек хочет быть счастливым. А для этого нужно работать над собой, воспитывать в себе положительные качества, искоренять имеющиеся недостатки, преодолевать трудности, закаляя волю и вырабатывая характер.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ХАРАКТЕРА И ЛИЧНОСТИ.

    Хотелось  бы начать с определения характера,  но в психологии существуют определенные трудности, т к. «характер» трактуеться далеко не однозначно. Существуют определённые трудности различения характера и темперамента. Еще больше спорных вопросов возникает при попытке развести понятия «характер» и «личность».

   В литературе по психологии можно найти всевозможные варианты соотнесения этих двух понятий: характер и личность, эти термины употребляются как синонимы; характер включается в личность и рассматривается как ее подструктура; наоборот, личность понимается как специфическая часть характера; личность и характер рассматриваются как «пересекающиеся» образования.

   В психологии по-разному подходят к определению характера. К примеру, по определению А.В.Петровского, характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения.

   Какие определения понятия "личность" даются в психологии? Американский психолог Г.В. Олпорт в своей книге "Личность" привёл около пятидесяти определений личности. А вообще их существует более шестидесяти. Ниже преведены некоторые из них, так как до сих пор ещё не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения.

   Личность  - динамическая организация тех психофизиологических систем в индивиде, которые определяют единственные способы приспособляемости к внешней среде в смысле характерических способов поведения и переживания. (Г.В. Олпорт).

   Личность  - более или менее стабильная, прочная организация характера, темперамента, интеллекта и тела, которая определяет ее единственную индивидуальную адаптацию к среде. (Г.Ю. Айзенк).

   Личность определяемое включённостью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. (А.В. Петровский)

   Под личностью мы понимаем человека как носителя сознания. (К.К. Платонов).

   Чтобы избежать смешения понятий характера и личности, следует дать более узкое толкование характера. Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых вырожаються способы его поведения и способы эмоционального реагирования.

   При таком определении характера его свойства, так же как и свойства темперамента, могут быть отнесены к формально-динамическим особенностям поведения. Однако в первом случае эти свойства, если можно так выразиться, предельно формальны, во втором же они несут признаки несколько большей содержательности, оформеленности. Так, для двигательной сферы прилагательными, описывающими темперамент, будут «быстрый», «подвижный», «резкий», «вялый», а качествами характера — «собранный», «организованный», «аккуратный», «расхлябанный». Для характеристики эмоциональной сферы, в случае темперамента, применяют такие слова, как «живой», «импульсивный», «вспыльчивый», «чувствительный», а в случае характера — «добродушный», «замкнутый», «недоверчивый». Впрочем, граница, разделяющая темперамент и характер, достаточно условна. Гораздо важнее глубже понять различие между характером и личностью (в узком смысле).

   Рассмотрим, как употребляются эти понятия в обыденной речи. Прежде всего, обратим внимание на то, как сильно различаются наборы прилагательных, которые применяют для описания личности и характера. Говорят о личности «высокой», «выдающейся», «творческой», «серой», «преступной» и т. п. В отношении характера используются такие прилагательные, как «тяжелый», «жестокий», «железный», «мягкий», «золотой». Ведь мы не говорим «высокий характер» или «мягкая личность».

   Таким образом, анализ житейской терминологии показывает, что налицо разные образования. Но еще более убеждает в этом следующее соображение: когда даются оценки характера и личности одного и того же человека, то эти оценки могут не только не совпадать, но и быть противоположными по знаку.

   Вспомним для примера личности выдающихся людей. Возникает вопрос: известны ли истории великие люди с плохим характером? Да сколько угодно. Существует мнение, что тяжелым характером отличался Ф. М. Достоевский, очень «крутой» характер был у И. П. Павлова. Однако это не помешало обоим стать выдающимися личностями. Значит, характер и личность далеко не одно и то же.

   Интересно в связи с этим одно высказывание П. Б. Ганнушкина. Констатируя тот факт, что высокая одарённость часто сочетается с психопатией, он пишет, что для оценки творческих личностей недостатки их характера не имеют значения. «Историю, — пишет он, — интересует только творение и главным образом те его элементы, которые имеют не личный, индивидуальный, а общий, непреходящий характер».

   Итак, «творение» человека есть по преимуществу выражение его личности. Потомки используют результаты деятельности личности, а не характера. А вот с характером человека сталкиваются не потомки, а непосредственно окружающие его люди: родные и близкие, друзья, коллеги. Они несут на себе бремя его характера. Для них, в отличие от потомков, характер человека может стать, и часто становится, более значимым, чем его личность.

   Если попытаться совсем кратко выразить суть различий между характером и личностью, то можно сказать, что черты характера отражают то,как действует человек, а черты личности — то, ради чего он действует. При этом очевидно, что способы поведения и направленность личности относительно независимы: применяя одни и те же способы, можно добиваться разных целей и, наоборот, устремляться к одной и той же цели разными способами.

2. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ  О ХАРАКТЕРЕ. ХАРАКТЕР КАК ОДИН  ИЗ КОМПОНЕНТОВ ЛИЧНОСТИ.

   Говоря о характере (что в переводе с греческого означает "чеканка", "печать"), обычно разумеют те свойства личности, которые накладывают определенный отпечаток на все ее проявления и выражают специфическое для нее отношение к миру и прежде всего к другим людям. Именно в этом смысле мы обычно говорим, что у человека плохой характер или хороший, благородный и т. п. Мы говорим иногда в том же смысле, что такой - то человек бесхарактерный, желая этим сказать, что у него нет такого внутреннего стержня, который определял бы его поведение; его деяния не носят на себе печати их творца. Другими словами, бесхарактерный человек - это человек, лишенный внутренней определенности; каждый поступок, им совершаемый, зависит больше от внешних обстоятельств, чем от него самого. Человек с характером, напротив, выделяется прежде всего определенностью своего отношения к окружающему, выражающейся в определенности его действий и поступков; о человеке с характером мы знаем, что в таких - то обстоятельствах он так - то поступит. "Этот человек, - говорят часто, - должен был поступить именно так, он не мог поступить иначе - такой уж у него характер". Характер обусловливает определенность человека как субъекта деятельности, который, выделяясь из окружающего, конкретным образом относится к нему. Знать характер человека - это знать те существенные для него черты, из которых вытекает, которыми определяется весь образ его действий. Черты характера - это те существенные свойства человека, из которых с определенной логикой и внутренней последовательностью вытекает одна линия поведения, одни поступки и которыми исключаются, как не совместимые с ними, им противоречащие другие.

    В  характере различают следующие  основные качества: моральную воспитанность,  полноту, цельность, определенность, силу, уравновешенность.

    Моральная   воспитанность характеризует человека, как со стороны его отношений,  так и формы поведения, и  является ведущим и наиболее  социально ценным качеством характера.

    Полнота  характеризует разносторонность  потребностей и интересов, стремлений  и увлечений, разнообразие деятельности  человека. Одни люди отличаются  многосторонностью, другие узостью,  однобокостью и ограниченностью  развития.

    Цельность  характеризует внутреннее единство  психического склада человека, согласованность  его отношений с различными  сторонами действительности, отсутствие  противоречий в стремлениях и  интересах, единство слова и  дела.

   Определенность  характеризует твердость и непреклонность  поведения, которое постоянно  соответствует сложившимся убеждениям, морально-политическим представлениям  и понятиям, выработавшейся основной  направленности, составляющей смысл  жизни и деятельности человека.

   Сила характеризует энергию, с какой человек преследует поставленные перед собой цели, способность страстно увлекаться и развивать большое напряжение сил при встрече с трудностями и препятствиями и преодолевать их.

    Уравновешенность характеризует наиболее оптимальное или благоприятное для деятельности и общения с людьми соотношение сдержанности и активности.

   Эти основные свойства находятся в сложной, иногда противоречивой связи. Полнота, цельность, определенность и сила характера определяются в результате жизненных влияний и воспитания. Характер образуется в процессе непрерывного взаимодействия индивида с окружающими людьми, в процессе отражения складывающихся обстоятельств жизни и воспитания. От круга впечатлений и разнообразия деятельности людей зависят полнота и сила их характера.

Характер взаимосвязан с другими сторонами личности , в частности с темпераментом и способностями. Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и мало изменяемым.  Темперамент влияет на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности . Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм - чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой - трудолюбие как черта характера.

Информация о работе Характер и личность: общие и различное в этих понятиях