Характер

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:59, реферат

Описание работы

Все психические качества личности, объединяясь и взаимодействуя друг с другом, образуют характер. Характер – это индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей личности, определяющее типичные для нее способы поведения и жизнедеятельности в конкретных ситуациях. В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, манера общения, в способах реагирования на действия и поступки людей.
Характер возникает и формируется прижизненно, в процессе общения и совместной деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..………3
История учений о характере……………………………………..……….4
Типы характера…………………………………………………..……….11

Заключение……………………………………………………………….………19
Литература……………………………………………………………………….20

Работа содержит 1 файл

Характер.docx

— 54.27 Кб (Скачать)

         Министерство  Образования Республики Беларусь

         УО  «Полоцкий государственный университет» 
     

                  Кафедра технологий и методики преподавания 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

               Реферат

         По  дисциплине: «Основы психологии и педагогики»

                на тему:

               « Характер» 
         
         
         
         
         
         
         
         

               Выполнила:

                 студентка группы 08-БК

                     Скопьюк А. Б. 

                Проверил  преподаватель:

                       Струнина Н.Н 

    
 
 
 
 
 
 
 
 

          Новополоцк, 2008

             Содержание: 

Введение…………………………………………………………………..………3 

  1. История учений о характере……………………………………..……….4
  2. Типы характера…………………………………………………..……….11
 

Заключение……………………………………………………………….………19 

Литература……………………………………………………………………….20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                             Введение 

     Все психические качества личности, объединяясь  и взаимодействуя друг с другом, образуют характер. Характер – это  индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей личности, определяющее типичные для нее способы  поведения и жизнедеятельности  в конкретных ситуациях. В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, манера общения, в способах реагирования на действия и поступки людей.

     Характер возникает и формируется прижизненно, в процессе общения и совместной деятельности.

       Когда определяют характер человека, то говорят не о том, что такой-то человек проявил смелость, правдивость, откровенность, что этот человек смелый, правдивый, откровенный, т. е. названные качества – свойства данного человека, черты его характера, которые могут проявиться при соответствующих обстоятельствах. Знание характера человека позволяет со значительной долей вероятности предвидеть и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки.

     Характер  человека является одновременно и устойчивым и изменяющимся образованием. Устойчивым в силу того, что черты характера  обуславливают определенное поведение  индивида. Изменяющимся, так как  сами черты характера могут изменяться под воздействием внешних факторов (условий жизнедеятельности, профессиональной активности и т.п.).

     Как и при изучении, других образующих личности, при изучении характера  наблюдается ряд подходов. В некоторых  из них характер рассматривается  как созвездие основополагающих особенностей поведения личности. Например, с помощью MMPI диагностируются такие проявления характера как норма, оригинальность, интроверсия, твердость, воля, педантизм, ригидность, чувствительность, тревога, мнительность, самоконтроль и прочие. К. Леонгард при исследовании характера выделял ряд обобщенных проявлений – акцентуаций. По Г.Ю. Айзенку, опросники EPQ и FPI, служат определению личностных черт человека по двум основным «осям»: интроверсия – экстраверсия и стабильность – нестабильность и др.

     Исследование  характера и его формирования, до сих пор мало продвинутое, должно было бы сосредоточиться в первую очередь на этой проблеме – проблеме перехода ситуационно, стечением обстоятельств  порожденных мотивов (побуждений) в  устойчивые личностные побуждения. Этим в педагогическом плане определяется и основная линия воспитательной работы по формированию характера. Исходное здесь – отбор и прививка надлежащих мотивов путем их генерализации  и стереотипизации, перехода в привычки. 
 

ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ХАРАКТЕРЕ

 

     Попытки исследовать характер предпринимались  еще в незапамятные времена. Было сформировано самостоятельное учение о характере [2].     Характология - отрасль психологии личности (иногда рассматривается как самостоятельная психологическая наука в стволе индивидуальной психологии дерева психологической науки, предмет которой характер)[6].

     Учение  о характере — характерология имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было установление типов характера и их определения по его проявлениям с целью прогнозировать поведение человека в различных ситуациях. Так как характер является прижизненным образованием личности, большинство существующих его классификаций исходят из оснований, являющихся внешними, опосредованными факторами развития личности [11].

     Типология характеров, как правило, строится на существовании определенных типических черт. Типическими называются черты и проявления характера, которые являются общими и показательными для некоторых группы людей. Соответственно под типом характера следует понимать выражение в индивидуальном характере черт, общие для некоторых групп людей.

     Следует также отметить, что все типологии  человеческого характеров, как правило, исходят из ряда общих идей.

  1. Характер человека формируется в онтогенезе относительно рано и на протяжении остальной жизни проявляет себя как более или менее устойчивое личностное образование.
  2. Сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными.
  3. Большая часть людей в соответствии со своими основными чертами характера может быть разделена на типовые группы.

     Необходимо  отметить, что попытки создания типологии  характера не всегда основывались на научных методах [4].

     Одной из наиболее древних попыток прогнозирования  поведения человека является объяснение его характера датой рождения. Разнообразные способы предсказания судьбы и характера человека получили название – гороскопов [5]. Практически, все гороскопы составляются одинаково: общепринятый временной период разбивается на определенные интервалы, каждому из которых присваивается определенный знак, символ. Описание характера человека дается через призму различных свойств этого символа. Однако характеры людей, родившихся в одно и то же время, по разным гороскопам оказываются различными. Так, например, в соответствии с гороскопом друидов, проводящих связь человеческих характеров с деревьями, человек, родившийся в интервале с 22 декабря по 1 января, является яблоней. Согласно гороскопу яблоня редко бывает высокой, много в ней симпатичного, много обаяния, сердечности. Внушает мысль о любви, даже когда сама о ней и не думает. По астрологическим знакам Зодиака человек, родившийся в период с 22 декабря по 20 января — Козерог. По данному гороскопу это предполагает упрямый характер, наиболее стойкий, выносливый, скрытый, тайно самолюбивый. Живет реальной действительностью, преодолевая неприятности и препятствия. Восточные гороскопы устанавливают 12-годичные циклы, каждый из которых проходит под знаком какого-нибудь животного. Человек, рожденный в определенном году, получает ряд врожденных свойств, в соответствии с которыми и складывается его характер. Однако сравнение характеристик аналогичных животных в японском или, скажем, китайском гороскопах также существенно различается [1].

     Не  менее популярны попытки связать  характер человека с его именем. В последнее время эта ветвь  характерологии получила новый импульс развития. Теоретики данного направления считают, что определяющее влияние имени человека на его характер вызвано следующими факторами. С одной стороны, максимальная скорость роста мышечной ткани у ребенка наблюдается в первые месяцы жизни, с другой - в это же время самой гаммой звуков, которую наблюдает ребенок, является его собственное имя. Младенец не подражает услышанным звукам, а подражает озвученной мимике. В результате у ребенка рефлекторно возбуждаются нервные импульсы именно в тех  группах мышц - мимических, артикуляционных и дыхательных, которые участвуют в произнесение имени. Обмен веществ в мышцах, где возникает импульс,  ускоряется на фоне и без того  стремительного роста. В конце концов эти маленькие, но заметные в своем влиянии на строение мышц лица мимические мышцы окажутся акцентировано развитыми. Именно поэтому люди с одинаковыми именами похожи друг на друга [7]. Подобным образом формируется и характер. Подобным образом формируется и характер, который у Антонов – противоречивый, упрямый, настойчивый; у Владимиров – более тонкий и цельный; Борисы же склонны к лидерству, самолюбивы, уравновешенны, но не лишены горячности и т. д [3].

     Значительное  влияние на развитие характерологии оказала физиогномика (от греч. physis – «природа», gnomon – «знающий») - учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности, благодаря чему по внешним признакам могут быть установлены психологические характеристики этого типа. Уже Аристотель и Платон предлагали определять характер человека, отыскивая в его внешности черты сходства с каким-нибудь животным, а затем отождествляли его характер, как в восточном гороскопе, с характером этого животного. Так, по Аристотелю, толстый, как у быка, нос означал лень, широкий нос с большими ноздрями, как у свиньи, - глупость, нос, как у льва, - важность, волосы тонкие, как шерсть у коз, овец и зайцев, робость, волосы жесткие, как у львов и кабанов, - храбрость [8].

     Наиболее  известной стала физиогномическая система Иоганна Каспера Лафатера, считавшего основным путем познания человеческого характера изучение строения головы, конфигурации черепа, мимики и т.д. Так, о гениальности Гете, по мнению Лафатера, в наибольшей степени свидетельствует его нос, который «знаменует продуктивность, вкус и любовь - словом поэзию» [9].

     При определении характера человека физиономисты использовали в качестве определяющих самые различные признаки. Так, помимо носа, внимание уделялось  рту человека. Лафатер в своей «физиогномии» писал: «Все, что содержит человеческое естество, вложено в его уста. Как в спокойном состоянии, так и в бескрайнем разнообразии своих движений они содержат целый мир характеров. Они – главная резиденция разума и безумия, силы и слабости, добродетели и порока, деликатности и грубости человеческой, они – резиденция любви и ненависти, искренности и лицемерия, смирения и гордости, истины и лжи» [7]. А.Делестр отмечал, что степень сжимания губ прямо пропорциональна твердости характера; расслабленные губы - признак обладания “женскими” чертами характера (мягкость, любезность), и чем больше - тем выраженнее (у глупого человека, например, рот вообще открыт). Это объяснялось тем, что даже когда человек смеется, на его лице рефлекторно возникает определенная маска, соответствующим образом связанная с характером. Улыбка может быть самодовольной, сладкой, счастливой, светлой, холодной, насмешливой, кроткой, глупой и пр. [10].

     Характерные отношения человека проявляются  не только в мимике его рта, но и  речи. Характер человека раскрывается как в содержании речи, т. е. в том, о чем преимущественно говорит  данный человек, так и в форме  речи, в том, как он говорит. Великие  писатели нередко подчеркивали характер героев своих произведений через  речь. Оклик Простоковой: «Лежит! Ах, она бестия! Лежит! Как будто благородная!..», - свидетельствует о бессердечности, грубости, жестокости «благородной»  дворянки по отношению к преданной  ей Еремеевне [6].

     Однако  самым важным показателем характера  являлись глаза человека. Еще древние говорили: «Глаза - это зеркало души» [7]. Аристотель указывал, что большие добродушные, но выпуклые глаза являются признаком глупости. Л.Н.Толстой различал, например, хитрые глаза, лучистые, светлый взгляд, грустный, холодный, безжизненный.  Он писал: «Есть люди, у которых одни глаза смеются, - эти люди хитрые и эгоисты. Есть люди, у которых рот смеются без глаз, - это люди слабые, нерешительные, и оба эти смеха неприятны» [3].

     В настоящее время под эти чисто  беллитрические факты пытаются подвести научные доказательства Американские психологи Дж. Глайв и Э.Клери после пятилетнего изучения черт характера примерно 10 тыс. детей доказали, что дети с темными глазами обладают большей жизнью, инициативой и более неспокойным характером, нежели дети со светлыми глазами. У взрослых возможны некоторые отклонения. Авторы утверждают, что люди с темно-голубыми глазами весьма настойчивы, но имеют склонность к сентиментальности. Они легко поддаются настроению, долго помнят обиды, бывают капризны, иногда их поступки непредсказуемы. Люди с темно-серым цветом глаз - упрямы и смелы, они настойчивы и добиваются своего, несмотря на различные трудности. Бывают вспыльчивы и злопамятны. Ревнивы, большей частью однолюбы. Те, кто обладает темно карими глазами, веселы, остроумны, вспыльчивы, но отходчивы. Они влюбчивы, но не очень постоянны. Как правило, общительны, любят юмор, легко сходятся с людьми. Обладатели светло-карих глаз застенчивы, склонны к уединению, мечтательны, тяжело переносят нанесенную им обиду. Трудолюбивы, старательны, на них можно положиться - они не подведут. Синие глаза свидетельствуют о романтических наклонностях, но в тоже время об эгоизме и самомнении. Синеглазые легко поддаются порывам, но быстро остывают. Их несомненно положительная черта - правдивость. Что же касается людей с зелеными и серо зелеными глазами, то, как утверждают Дж. Глайв и Э.Клери, в большинстве случаев они имеют сильную волю, решительны и неукоснительно идут к своей цели. Они отличаются постоянством. Бывают жесткими и несговорчивыми [9].

Информация о работе Характер