Характер

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 10:22, курсовая работа

Описание работы

Характер, наряду с темпераментом, является одной из наиболее значительных форм проявления личности. Если темперамент обусловливает динамическую сторону личности, то характер -- её содержание. Характер накладывает свой отпечаток на все поступки, мысли и чувства человека, по которым мы судим об особенностях личности. Не все её особенности входят в состав характера, а только существенные и устойчивые.

Содержание

1.Общее понятие и структура характера.
2.Типологии характера.
3.Черты характера.
4.Акцентуации характера.
5.Формирование характера.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

лекция...характер.....docx

— 31.07 Кб (Скачать)

Тема:                           «ХАРАКТЕР» 

План:

1.Общее понятие  и структура характера.

2.Типологии характера.

3.Черты характера.

4.Акцентуации характера.

5.Формирование характера.

Заключение.

Литература:  

Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. - 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1999. - с.394-425

Страхов «Психология  характера»

Мерлин «Структура личности. Характер. Способности. Самосознание». 
 

1.Общее понятие и структура  характера.

     Характер, наряду с темпераментом, является одной  из наиболее значительных форм проявления личности. Если темперамент обусловливает  динамическую сторону личности, то характер -- её содержание. Характер накладывает свой отпечаток на все поступки, мысли и чувства человека, по которым мы судим об особенностях личности. Не все её особенности входят в состав характера, а только существенные и устойчивые. 

     Определение. Характер -- это подструктура личности, которая образуется индивидуально своеобразной совокупностью устойчивых личностных особенностей, выражает её отношение к действительности и обуславливает типичный для данной личности способ поведения. 

     Характер  человеческой личности всегда многогранен. Его определяет совокупность черт, качеств личности. Все эти черты, или качества, личности можно условно  разделить на несколько групп, которые  отражают отношение человека к разным сторонам жизни. В каждую группу входят позитивные и негативные качества. 

     Выделяют  группу черт, в которых проявляется  отношение человека к окружающим его людям и к обществу в  целом. Позитивными качествами, которые входят в эту группу, являются коллективизм, общительность, чуткость, преданность, доброта, честность, правдивость, искренность и др., отрицательными -- эгоизм, черствость, лживость, лицемерие и т. д. 

     Следующая группа включает черты характера, в  которых выражаются отношение человека к самому себе, самооценка личности. В зависимости от самооценки личность может быть довольна собой или  осуждать себя, соглашаться с собой  или находиться в состоянии внутренней борьбы. Позитивными чертами характера являются уверенность в себе, реалистичная самооценка, к отрицательным относятся неадекватно завышенная самооценка, излишняя строгость к себе, недооценка себя, неуверенность в своих силах, застенчивость. 

     Значительную  роль в становлении характера  человека играют волевые и эмоциональные  качества. Волю называют основой характера, его стержнем. Значимая роль волевых  качеств личности находит отражение  в таких выражениях, как ``человек  с характером'', ``твердый характер'', ``бесхарактерный человек''. Выделяют положительные  волевые качества: смелость, решительность, целеустремленность и др., - и отрицательные: нерешительность, упрямство. Следует  сказать и об эмоциональных качествах  личности: тревожности или эмоциональной  устойчивости, сдержанности или импульсивности и т.д. Соответствующие качества будут рассмотрены подробнее  при изучении волевой и эмоциональной  сфер личности. 

     Все черты, или качества, личности значимы  для деятельности и общения. У каждого конкретного индивида выделяют основные черты характера, задающие общую направленность всего комплекса его проявлений, и второстепенные черты, которые в одних случаях определяются основными, а в других могут противоречить им. Таким образом, черты характера не существуют изолированно, отдельно друг от друга, а являются связанными воедино, образуя более или менее цельную структуру характера. 

     Структура характера обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными его  чертами. Например, У. Шелдон в процессе исследований установил, что если человек обнаруживает любовь к комфорту, то с большой вероятностью будет отличаться хорошим аппетитом, приветливостью, контактностью, жаждой похвалы и одобрения. Если человек трусоват, то ему не свойственны решительность и самостоятельность в принятии решений, характерные для инициативных людей, поскольку принятие решений предполагает личную ответственность. 

     Закономерно сочетающиеся черты характера образуют цельную структуру. Цельный характер -- характер, в котором преобладают положительные связи между чертами. 

     Однако  в жизни часто встречаются  противоречивые характеры. Противоречивый характер (дискордантный) - характер, в котором есть черты, которые противоречат друг другу и обусловливают разные формы поведения в похожих ситуациях. 

2. Типологии характеров. 

     1. Соматический подход. Исторически первыми, получившими широкое распространение на протяжении многих столетий, являются типологии характера, в основе которых лежит учение о темпераментах, соединяющее в своих основах физиологический и соматический подходы. С точки зрения этого учения психическое своеобразие людей определяется либо особенностями физиологических процессов, либо соматическим типом строения организма - конституцией тела, либо сочетанием других физических качеств, например, генных хромосом (авторы подхода Гиппократ, Гален, Э. Кречмер, У. Шелдон, Ч. Ломбразо). 

     2. Социально-психологический  подход. Вторая типология связывает характеры с направленностью личности и взаимодействием личности с обществом. Согласно этому подходу К. Юнг выделяет ряд психосоциотипов. Психосоциотип, с точки зрения К. Юнга, является врожденной психической структурой, определяющей конкретный вид информационного обмена личности с окружающей средой. К. Юнг выделяет 2 основания для типологии характера: 

     1) направленность личности вовне  или вовнутрь (экстраверсия - интроверсия); 

     2) психические функции (ощущения, интуиция, мышление, чувства). 

     В соответствии с этими признаками были выделены 8 типов характера: 

     экстравертно  ощущающий,

     экстравертно-интуитивный,

     экстравертно-мыслительный,

     экстравертно-эмотивный,

     интровертно ощущающий,

     интровертно-интуитивный,

     интровертно-мыслительный,

     интровертно-эмотивный. 

     К социально-психологическим типологиям характера можно отнести типологии  А. Адлера, К. Хорни, Э. Фромма. Можно также выделить типы в зависимости от профессиональной направленности личности. Например, такая типология людей представлена в концепции Е. А. Климова: типы людей, выбирающих деятельность в сфере ``человек - человек'', ``человек - техника'', ``человек - природа'', ``человек - знаковая система'' или ``человек - художественный образ''. 

     3. Психиатрический  подход. В последнее время широкое распространение получила типология характеров, связывающая особенности характера с акцентуацией -- чрезмерной выраженностью отдельных черт характера и их совокупностей (К. Леонгард, А. Е. Личко и др.). 

     Рассмотрим  подробнее учение об акцентуации  и основанную на нём типологию  характеров. 

3.Черты  характера.

     Под чертами характера понимаются сложные  индивидуальные особенности, достаточно показательные для человека и  позволяющие с известной вероятностью предугадывать его поведение  в том или ином конкретном случае.

     Зная, что данный человек обладает определенной чертой характера, возможно до некоторой  степени предвидеть, как он будет  поступать при тех или других обстоятельствах. Зная черты своего характера, человек сам нередко  руководствуется ими как своего рода критерием поведения. Имеются  черты - привычки (вежливость, аккуратность и т.п.), было бы неправильно каждую черту характера считать привычкой. Черты характера, особенно наиболее существенные для личности, включая  в себя некоторые навыки и привычки, отличаются ярко выраженной сознательностью. С другой стороны, не каждая привычка является чертой характера.

     Каждая  черта характера, даже самая ясная, всегда сложна и динамична. Одна и  та же черта формируется по-разному  и видоизменяется в зависимости, с одной стороны, от тех или  иных жизненных ситуаций и, с другой стороны, от других черт и от характера  в целом. Все черты характера "подлинны", то есть представляют собой реальное и конкретное выражение индивидуального  своеобразия личности человека, живущего в конкретных исторических условиях. Черты характера могут иметь  различную яркость, могут быть более  или менее определенными, но "неподвижными", или мнимыми, надо считать только несуществующие черты.

     В области изучения черт характера  перед психологами стоят несколько  основных задач.

     Первая  из них - выделить и описать черты  характера, которые являются ведущими или стержневыми для данной личности и прежде всего те из них, которые  отражают ее направленность и волю.

     Вторая  задача, теснейшим образом связана  с первой, - объяснить или проанализировать черты характера. Этот анализ может  идти в различных направлениях:

     а) раскрыть структуру черты, что означает выделить в данной черте более  частные и соподчиненные черты  и проявления;

     б) показать значение данной черты в  структуре характера путем установления соотношения между этой чертой и  другими чертами, а также характером в целом;

     в) найти, что в данной черте и  ее проявлениях индивидуально и  что типично для известной  группы лю-дей;

     г) установить условия, при которых наиболее полно проявляется данная черта, и тем самым наметить пути ее формирования.

     Третья  задача - установить перспективы развития характера.

     Изучая  характер человека, необходимо ответить не только на вопросы, каковы черты  характера у этого человека и  как они возникли и формировались, но и на вопрос, в каком направлении  могут и должны развиваться эти  черты как показатели характера. Изучение черт характера в их перспективном  развитии позволит в структуру характера  внести необходимую динамику, для  чего так важно устанавливать  не только взаимосвязь черт характера, но и конкретные условия их развития. 
 
 
 

4. Акцентуации характера. 

     Понятие ``акцентуация'' впервые ввел немецкий психиатр и психолог Карл Леонгард. Акцентуация - это дисгармоничность развития характера, которая проявляется в чрезмерной выраженности отдельных его черт или соединений, обуславливающая повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняющая её адаптацию в некоторых специфических ситуациях. 

     Акцентуация - это не болезнь, не патология, не психопатия, а крайнее выражение нормы. Это заострение каких-либо индивидуальных черт, которое при определенных неблагоприятных условиях может привести к патологии -- психопатии. 

     Известный советский психиатр П. Б. Ганнушкин  сформулировал три критерия психопатии: 

     1. Стабильность во времени. Характер  можно считать патологическим, то  есть расценивать как психопатию, если он относительно стабилен  во времени (мало меняется в  течение жизни). 

     2. Тотальность проявления характера.  При психопатии одни и те  же черты характера обнаруживаются  во всех сферах жизнедеятельности  человека: в производственной деятельности, дома, в общении с друзьями  и родственниками и т. д. 

     3. Социальная дезадаптация. У человека постоянно возникают жизненные трудности. Причем эти трудности испытывает либо он сам, либо окружающие его люди. 

     В случае акцентуаций характера может  не быть ни одного из перечисленных  признаков психопатии или, по крайней  мере, никогда не присутствуют все  три признака сразу. 

Отсутствие  первого признака выражается в том, что акцентуация характера проявляется  только на отдельных этапах развития личности. Чаще всего она формируется  в подростковом возрасте, а при  взрослении сглаживается.

Информация о работе Характер