Характер

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 10:22, курсовая работа

Описание работы

Характер, наряду с темпераментом, является одной из наиболее значительных форм проявления личности. Если темперамент обусловливает динамическую сторону личности, то характер -- её содержание. Характер накладывает свой отпечаток на все поступки, мысли и чувства человека, по которым мы судим об особенностях личности. Не все её особенности входят в состав характера, а только существенные и устойчивые.

Содержание

1.Общее понятие и структура характера.
2.Типологии характера.
3.Черты характера.
4.Акцентуации характера.
5.Формирование характера.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

лекция...характер.....docx

— 31.07 Кб (Скачать)

Отсутствие  второго признака означает, что черты  акцентуированного характера проявляются  не в любой обстановке, а только в особых условиях. При этом следует  отметить, что избирательная уязвимость черт характера в отношении определенного  рода воздействий очень часто  может сочетаться с хорошей или  даже повышенной устойчивостью этой черты к другим воздействиям. 

     Социальная дезадаптация при акцентуации либо не наступает вовсе, либо может носить временный, непродолжительный характер. Затруднения адаптации личности в некоторых специфических ситуациях при определенной акцентуации характера могут сочетаться с хорошими и даже повышенными способностями к социальной адаптации в других ситуациях. 

     Виды  акцентуаций характера: 

     В зависимости от степени выраженности различают явные и скрытые (латентные) акцентуации. Явные акцентуации  проявляются относительно постоянно, при скрытых акцентуациях заостренные  черты характера не обнаруживаются до тех пор, пока личность не попадает в экстремальные условия. В этих условиях скрытые акцентуации переходят  в явные. В крайне неблагоприятных для личности условиях акцентуация характера может привести к патологическим изменениям личности -- психопатии.

     На  основе данной теории акцентуации характера  были созданы разные классификации. Наибольшую известность получили классификации  К. Леонгарда и А. Е. Личко. 

     Классификация акцентуаций характера (по К. Леонгарду): 

     Демонстративный тип. Главной особенностью демонстративной личности является потребность произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре событий. Это проявляется в тщеславном, часто нарочитом, поведении, в частности, в таких чертах, как самовосхваление, восприятие и преподнесение себя как центрального персонажа любой ситуации. Большая доля того, что такой человек говорит о себе, часто оказывается плодом его фантазии или же значительно приукрашенным изложением событий. 

     Педантичный тип. Внешними проявлениями этого типа являются повышенная аккуратность, стремление к порядку, нерешительность и осторожность. Прежде чем что-либо сделать такой человек долго и тщательно все обдумывает. За внешней педантичностью стоят нежелание быстрых перемен и неспособность к ним, отсутствие стремления к принятию ответственности. Эти люди любят привычную работу, добросовестны в быту. 

     Застревающий  тип. Застревающий тип личности отличается высокой устойчивостью аффекта, длительностью эмоционального отклика, переживаний. Оскорбление личных интересов и достоинства, как правило, долго не забывается и никогда не прощается просто так. В связи с этим окружающие часто характеризуют представителей этого типа как обидчивых, злопамятных и мстительных людей. Длительность переживаний часто сочетается с фантазированием, вынашиванием плана мести обидчику. 

     Возбудимый  тип. Особенностью возбудимой личности является выраженная импульсивность поведения. Манера общения и поведения в значительной мере зависит не от рационального осмысления своих поступков, а то порыва, влечения, инстинкта или неконтролируемого побуждения. В области социального взаимодействия для представителей этого типа характерна крайне низкая терпимость. 

     Гипертимический тип. Заметной особенностью гипертимического типа личности является постоянное пребывание в приподнятом настроении даже при отсутствии каких-либо внешних причин для этого. Приподнятое настроение сочетается с высокой активностью и жаждой деятельности. Для гипертимов характерны такие качества, как общительность, повышенная словоохотливость, оптимистический взгляд на жизнь. Трудности часто преодолеваются без особого труда. 

     Дистимический тип. Дистимическая личность -- противоположность гипертимической. Дистимики обычно сконцентрированы на мрачных, печальных сторонах жизни. Это проявляется во всем: и в поведении, и в общении, и в особенностях восприятия жизни, событий и других людей (социально-перцептивные особенности). Обычно эти люди по натуре серьезны, им не свойственна активность. 

     Аффективно-лабильный  тип (циклотимический тип). Важной особенностью циклотимического типа является смена гипертимических и дистимических состояний. Такие перемены нередки и систематичны. В гипертимической фазе у циклотимов радостные события вызывают не только радостные эмоции, но и жажду деятельности, повышенную активность. В дистимической фазе печальные события вызывают у них не только огорчение, но и состояние подавленности. В этом состоянии характерны замедленность реакций, мышления, эмоционального отклика. 

     Аффективно-экзальтированный тип (экзальтированный тип). Главной чертой экзальтированной личности является бурная (экзальтированная) реакция на происходящее. Они легко приходят в восторг от радостных событий и впадают в отчаяние от печальных. Их отличает крайняя впечатлительность по поводу любого события или факта. При этом внутренняя впечатлительность и склонность к переживанию находят в их поведении яркое внешнее выражение. 

     Тревожный тип. Главной особенностью этого типа является повышенная тревожность по поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу и судьбу близких, при этом объективных причин для такого беспокойства, как правило, нет или они незначительны. Отличаются робостью, иногда покорностью. Постоянная настороженность перед обстоятельствами сочетается с неуверенностью в собственных силах. 

     Эмотивный тип. Главной особенностью эмотивной личности является высокая чувствительность. Характерны такие качества, как мягкосердечие, доброта, задушевность, эмоциональная отзывчивость высокоразвитая эмпатия, повышенная слезливость (как принято говорить, ``глаза на мокром месте''). 

     Экстравертированный тип. Такой человек легко поддается влиянию окружения, постоянно ищет новые переживания. Мнение таких людей не отличается стойкостью, поскольку новые мысли, высказанные другими, легко принимаются на веру и внутренне не перерабатываются. Характерная особенность - импульсивность поступков. 

     Интровертированный тип. Для этого типа характерна опора на свой жизненный опыт. Этот тип не подвержен влиянию различных ситуаций. Степень погружения во внутренний мир приводит человека к отрыву от реальной действительности. Характерна подчеркнутая склонность к раздумьям и слабая готовность к поступкам. 

5. Формирование характера. 

     С точки зрения современной психологии характер является развивающейся функционально  целесообразной структурой, участвующей  в процессах адаптации индивида к миру и формирующейся в ходе этой адаптации. В связи с этим в психологии обсуждаются две  проблемы: 1) наследственность и приобретенность черт характера; 2) временные рамки формирования характера. 

     1. Большинство психологов склоняются  к мнению, что детерминанты свойств  характера следует искать как  в наследственных признаках, так  и в особенностях средовых  воздействий. Здесь степень относительного  участия генотипических и средовых  факторов в формировании характера  может быть различной. Генотипические  и средовые влияния на характер  при неблагоприятном сочетании  обоих факторов могут суммироваться  и давать сильную степень отклонения, вплоть до патологической формы  (развитие психопатии). При благоприятном  средовом факторе, даже в случае  генотипической предрасположенности  к психическому заболеванию, патология  характера (психопатия) может и  не развиться. 

     2. Вторая проблема -- это временные рамки формирования характера. Первые признаки возникновения и стабилизации характера необходимо искать в начале жизни человека. Возраст от 2-3-х до 9-10-ти лет является сензитивным периодом для становления характера, то есть в жизни ребенка есть период, когда его психика наиболее восприимчива к внешним воздействиям и формированию определенных качеств личности. Под влиянием взрослых формируются черты характера, связанные с отношением к окружающему миру: положительные - доброта, отзывчивость, общительность, либо отрицательные -эгоистичность, безразличие к людям, черствость. Формирование этих черт во многом связано с первыми месяцами жизни ребенка и стилем общения с ним матери (заменяющего ее лица).

В дошкольном возрасте в играх и в процессе простейшего домашнего труда  у детей формируются деловые  качества: положительные - трудолюбие, аккуратность, ответственность, добросовестность, настойчивость, и отрицательные - лень, неряшливость, безответственность, несамостоятельность, беззаботность. Развитие деловых качеств должны стимулировать взрослые.

Черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми, в общении, которые начали формироваться ещё в младенчестве, оформляются и ярко выражены уже  в начальных классах школы, когда  у ребенка резко расширяется  круг контактов с новыми людьми (школьными  друзьями и учителями).

Волевые черты характера развиваются  и закрепляются в подростковом возрасте.

Нравственные  и моральные качества характера  активно развиваются в ранней юности.

К окончанию  школы (к 18 годам) характер фактически сформирован. 

     Характер  влияет практически на все психические  процессы (познавательные, волевые, эмоциональные) и эмоциональные состояния личности. От других компонентов личности он во многом отличается своим ранним формированием и устойчивостью.

Информация о работе Характер