Характеристика современного состояния психологического знания (от середины XX века до наших дней)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 19:13, контрольная работа

Описание работы

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение особенностей современного состояния и тенденций развития отечественной психологии.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть предпосылки современного состояния российской психологии;
2. Охарактеризовать современное состояние российской психологии;
3. Описать вопросы, актуальные для современной российской психологии;
4. Рассмотреть особенности дальнейшего развития российской психологии: тенденции и перспективы.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………… 3
2. Предыстория современной российской психологии…………………. 4
3. Современное состояние российской психологии…………………….. 7
4. Вопросы, актуальные для современной российской психологии…… 12
5. Социокультурное значение психологии………………………………. 13
6. Психология в образовании …………………………………………….. 15
7. Практическая психология ………………………………………………16
8. Перспективы и тенденции развития психологии…………………….. 17
9. Заключение …………………………………………………………….. 21
10.Список литературы ……………………………………………………

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 46.65 Кб (Скачать)

Московский  социально-гуманитарный институт 
 
 
 

Контрольная работа по курсу «Психология»

Характеристика  современного состояния  психологического знания (от середины XX века до наших дней) 
 
 
 
 

                   Выполнил:

                   студент 2 курса 

                   группы 10/РЖ-БМ

                   Добрынин  Дмитрий Алексеевич 
               
               
               

2012 г 

Содержание

 

1. Введение…………………………………………………………………  3

2. Предыстория современной российской психологии…………………. 4

3. Современное состояние российской психологии…………………….. 7

4. Вопросы, актуальные для современной российской психологии…… 12

5. Социокультурное значение психологии………………………………. 13

6. Психология в образовании …………………………………………….. 15

7. Практическая психология ………………………………………………16

8. Перспективы и тенденции развития психологии…………………….. 17

9. Заключение …………………………………………………………….. 21

10.Список литературы …………………………………………………… 23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Психологическая наука и практика — это вещи, отнюдь не противостоящие друг другу, а тесно взаимосвязанные. К тому же теория всегда так или иначе  ориентирована на практический выход. Практическая психология, — довольно частный аспект психологической  практики, более или менее связанный, а порою и нет, с психологической  наукой в ее традиционном понимании. Когда этот аспект становится преобладающим, а то и исключительным в деятельности психологов, потребность в теории снижается, а точнее — низводится к ее подгонке под нужды терапии  и консультирования. Теоретические, да и конкретные экспериментальные  изыскания, которые не могут найти  немедленного эффективного воплощения в работе с клиентами, не представляют интереса для психолога-практика.

     Социальная  психология – одна из наиболее перспективных  отраслей психологической науки, изучающая  закономерности поведения в деятельности людей, обусловленные фактом их принадлежности к социальным группам, а также  психические явления, возникающие  в ходе взаимодействия между людьми в группах и коллективах, шире – в различных организованных и неорганизованных человеческих общностях. Из всех социальных наук, социальная психология представляет собой попытку, систематически используя методы, сходные с методами других наук, исследовать человека как ученика общества. В течение  долгого времени в психологической  науке за основу теоретического анализа  принималась личность, как некий  обособленный феномен. Связи личности с обществом подразумевались, но предметом конкретного исследования не были. Интерес к человеческому  поведению, к взаимовлиянию людей  в обществе пробудился очень рано. Наблюдения за фактами взаимодействия между индивидами, зафиксированные  в трудах мыслителей многих веков, были той основой, на которой в дальнейшем возникла социальная психология. Возникновение  термина «социальная психология»  относят к началу XX века. Закономерности развития социальной психологии сходны с закономерностями развития преобладающего большинства наук.

     Обобщенно говоря, психологическая наука испокон  века искала ответы на принципиальные вопросы «почему?» и «зачем?»; вопрос «как?» при этом оставался  второстепенным, производным, чисто  техническим. Для практической психологии он — главный. Однажды сказано: «Если  у вас есть скрипка, не пытайтесь  понять, как она устроена. Лучше  научитесь на ней играть». Практическая психология функционирует именно в  этом прагматичном ключе, причем так, словно мелодия существует и вовсе независимо от скрипки.

     Общие проблемы человека, прежде всего вопросы  его назначения, сущности, нравственности являются центральными, стержневыми  для понимания истории и логики развития той или иной психологической  системы или эпохи. Испытаем теперь эту гипотезу применительно к  отечественной научной психологии.

     Таким образом, целью данной работы является рассмотрение особенностей современного состояния и тенденций развития отечественной психологии.

     Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

     1. Рассмотреть предпосылки современного состояния российской психологии;

     2. Охарактеризовать современное состояние российской психологии;

     3. Описать вопросы, актуальные для современной российской психологии;

     4. Рассмотреть особенности дальнейшего развития российской психологии: тенденции и перспективы. 

Предыстория современной российской психологии

     Сейчас  российская психология вступила в фазу своего расцвета, но этому предшествовали тяжелейшие годы забвения и политического  давления. Психология нынче - наука  модная и, что более важно, полезная. Впрочем, два этих свойства взаимосвязаны. Не потому ли нарастает количество желающих получить психологическое  образование, что психологи сегодня  востребованы и в бизнесе, и в  образовании, и в политике, и даже в правоохранительных органах? Однако есть и более объективные, если хотите, количественные показатели того, что  российская психология вступает в эпоху  своего расцвета.

     В 90-х годах было издано рекордное  количество книг по психологии - 1300 наименований. Первые позиции по популярности в  этом перечне занимают книги по общей  психологии, социальной психологии и  социальной адаптации, психологии личности, стрессоустойчивости и самоконтроля. Сегодня модная наука развивается  по 48 направлениям и исследует 261 психологическую  проблему. В двадцатку наиболее важных входят исследования проблем общения  и наркозависимости.[1]

     Однако  такой всплеск был бы невозможен на пустом месте. Традиции и научные  школы, сформированные за прошедшие  сто лет и уцелевшие в эпоху  диктата, стали тем гумусом, который  сегодня начинает приносить щедрый урожай. Это тем более удивительно, если вспомнить, что на долю российской психологии в ушедшем веке выпала нелегкая участь.

     Профессор А.В. Петровский выделяет три периода  развития этой науки в России. Начало века было вполне плодотворным для  психологии: в 1914 году был создан Институт психологии, издавались журналы, ученые читали лекции, в том числе и  публичные, которые пользовались огромной популярностью. Экспериментальная  и педагогическая психологии становились  на ноги. В первые годы после октябрьского переворота все оставалось по-прежнему. На 1-м съезде психологов в 1923 году прозвучал  доклад Корнилова "Психология и марксизм". С этой минуты в деятельность ученых вторглась политика, а психология "перешла на марксистский путь развития". Надо отдать должное исследователям: они не сдавались, и, мастерски манипулируя  цитатами из работ В.И. Ленина, продолжали заниматься своими делами.

     Вместе  с репрессиями начался второй, самый тяжелый период жизни российской психологии. Вслед за постановлением партии "О методологическом прожектерстве" власти уничтожили большую группу представителей философского направления в психологии, а в 1932 году закрыли журналы "Психология" и "Педология". Под прицельным ударом оказались ученые, занимавшиеся исследованиями в области детской  психологии. Очередное постановление  ЦК ВКП(б) "О педологических извращениях  в системе Наркомпроса" практически  наложило запрет на изучение детской  психологии. Но еще оставалась возможность  изучать познавательные процессы, развитие памяти, характер. Однако вторая волна  репрессий поставила науку в  условия, близкие к уничтожению. Партия предлагала вообще отказаться от психологии и ограничиться физиологией  высшей нервной деятельности.

     В 1956 году начинается третий этап, этап восстановления психологической науки. Наконец-то издают запрещенные прежде труды  Л.С. Выготского, ученым разрешают выезжать в другие страны, проходит международный  конгресс психологов.

     О советской психологии сегодня можно  говорить лишь в прошедшем времени. Исторические катаклизмы подвели черту  под этим этапом развития отечественной  науки. Ныне это перевернутая страница истории, можно даже сказать, вырванная. Ибо новая пишется заново, а  точнее — переписывается (более  или менее творчески) из совершенно новых источников. Совершенно очевидно, что в рамках советской психологии практической психологии в ее современном  понимании не существовало никогда. Действительно, мастера старой школы  не занимались психотерапией и консультированием. По сути дела, это и было психологией, причем не оторванной от практики, более  того — находившей в ней вполне реальное и осязаемое воплощение, хотя и никакого отношения не имевшей  к психотерапии и консультированию. Таким образом, психология в ее традиционном (для отечественной науки, да и  не только) понимании гораздо шире и глубже так называемой практической психологии.[2]

     И, наконец, 90-е годы - позади тотальный  контроль партии и марксистский подход. Впереди - новые направления исследований: психотехника, психосоматика, психология личности, психология бизнеса.

     В постперестроечные годы появилось  достаточно много интересных и ярких  работ отечественных психологов разных поколений. За каждой из них  можно обнаружить опору на те или  иные представления, образы, модели человека. И хотя они чаще имплицитны, просвечивают неявно, как бы вторым, отдаленным планом, но именно они, на наш взгляд, определяют смысл, сущность и перспективу того или иного подхода. Поэтому, чтобы  разобраться в том или ином нововведении, очередной «новой психологии», будь то «акмеистическая» или «экологическая», надо, прежде всего, разобраться, понять из какого образа человека исходит  это веяние. Не имея возможности  затронуть в этом плане все  многоцветье мнений, сосредоточимся лишь на следующих мировоззренческих  линиях.

     Первая  — это марксистская ориентация. Она перестала быть обязательной, насаждаемой, единственной, однако долгие годы ее доминирования сформировали исследовательское мышление, от которого невозможно отказаться в одночасье. Да это и не требуется вовсе  — каждый волен выбирать ныне основания  своих взглядов; важно, чтобы речь не шла, как прежде, о насильственном их внедрении.

     Следующая ориентация — на современные западные концепции, их ассимиляция и адаптация. Условно назовем эту ориентацию западнической.

     Третье  направление, которое затрагивается  в данной работе, связано со становлением гуманитарного подхода, с переориентацией  на общегуманитарные модели и критерии в противовес прежним естественнонаучным.

     Четвертую линию можно назвать нравственно  ориентированной, связанной с соотнесением, сопряжением психологии и этики.

     Наконец, последнее, пятое направление, на котором  следует остановиться, обозначим  как христиански ориентированное, поскольку христианские представления  о человеке рассматриваются в  нем как опорные, исходные для  психологической работы.

     Направления эти представлены на сегодня в  отечественной психологии весьма неравномерно. Первое (марксистское), лишившись государственной  поддержки, идет явно на убыль. Второе (западническое), напротив, испытывает несомненный подъем, буквально заполняя, затопляя психологическую печать, а  — главное — умы и души нового поколения профессионалов. На фоне этой экспансии весьма скромными  выглядят успехи и распространение  трех последних подходов — гуманитарного, нравственно ориентированного и  христианского. Заметим сразу —  принципы гуманитарной психологии и  христианской психологии находятся  лишь в стадии начального оформления. Что касается нравственной психологии, то сама возможность ее постулирования стала обсуждаться совсем недавно. Однако и ее мы решились включить в  общее рассмотрение, как одну из потенциально значимых линий, которая  в связке с гуманитарной и христианской ориентациями может образовать основу будущей российской психологии. 

Современное состояние российской психологии

     Российскими психологами и педагогами сегодня  обсуждается специфическое положение  в современной отечественной  психологии, связанное с переходом  от советской психологии к психологии российской. Особое внимание уделяется  насущным задачам, стоящим перед  психологами в новых общественных условиях, важности интеграции теоретического и практического знания.

Информация о работе Характеристика современного состояния психологического знания (от середины XX века до наших дней)