Характеристики асоциальной семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 11:19, реферат

Описание работы

Давно известно, что злоупотребление алкоголем и особенно хронический алкоголизм родителей не проходит бесследно для детей. Учёные, наблюдая у детей тяжёлые последствия пьянства родителей, приходят к выводу, что, вырастая, такие дети не смогут выполнять полностью общественные функции, которые на них возложит общество в будущем.

Содержание

Введение
Основная часть:
1. Дефекты воспитания детей со стороны родителей:
1.1 Недостойное обращение с детьми
1.2 Притеснение детей
1.3 Пренебрежение
2. Особенности психо-эмоционального формирования личности ребенка
3. Типовые признаки для определения ребенка из семьи алкоголиков по поведению в школе
4. Особенности формирования личностных качеств
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

План.docx

— 38.02 Кб (Скачать)

     б) крайне нежелательное отношение  к алкоголю, наркотикам, к употреблению наркотиков/алкоголя;

     в) явная озабоченность и постоянные вопросы о том, может ли передаться по наследству алкоголизм и наркомания.

     Это лишь небольшой список возможных  симптомов. 

     4. Особенности формирования  личностных качеств 

     Личностные  особенности детей из алкогольных  семей можно охарактеризовать следующим  образом. Эти дети замкнутые, они  не любят говорить о своих проблемах. Они скрытны, не склонны к эмоционально теплым отношениям. Для них характерны подозрительность, злобность. Такие  дети не доверяют себе, тревожны, неуверенны, нерешительны. Как правило, ссоры  и на вербальном, и на физическом уровне они воспринимают как обычные  отношения между людьми (в силу отсутствия альтернативного образца  таких отношений), следствием чего являются трудности установления адекватных отношений с окружающими во взрослом возрасте. Такие дети привыкают ждать  одобрения. Став взрослыми, они не умеют  наслаждаться жизнью, так как они  привыкли нести ответственность  и за младших братьев и сестер, и за родителей. Для них свойственно  чувство своей никчемности, вины, стыд, ненависть к себе, депрессия, пассивность, роль жертвы во всех жизненных  ситуациях.

     Самооценка  понижена. Дети склонны воспринимать себя некомпетентными во многих областях жизни. Однако, как отмечает Е.М. Мастюкова, для детей 9 – 12 лет характерны завышение  уровня притязаний и самооценки, отсутствие переживания при неудачах.

     Рассмотрим  особенности поведения детей  из семей алкоголиков. Для них  характерны примитивные, неадекватные возрасту и ситуации поведенческие  реакции. Замедленно развитие произвольности поведения, что приводит к увеличению признаков социальной дезадаптации в более старшем возрасте. Для этих детей свойственны чрезмерная импульсивность, аффективная взрывчатость, безответственность. Им присуща грубость, отсутствие сдерживающих механизмов. Будучи свидетелями пьяных и сексуальных эксцессов у себя дома, они сами проявляют ранний повышенный интерес к противоположному полу, склонны к ранним сексуальным контактам в неприглядной обстановке. Одной из отличительных особенностей их поведения является также частое совершение правонарушений: хулиганские действия; нападения в компании на более слабых с целью забрать деньги или предметы, представляющие ценность; случаи воровства вещей и денег из квартир своих же знакомых. Рано появляется интерес к веществам, изменяющим психическое состояние. Большое значение при этом придается достижению «кайфа», выступает стремление уйти от действительности.

     Нарушения поведения детей при семейном алкоголизме наблюдаются чрезвычайно  часто и отличаются большой стойкостью и большим разнообразием. Одной  из форм нарушения поведения у  детей при семейном алкоголизме  является имитационное поведение. Дети чаще подражают поведению родителей  и воспитателей. У детей из семей  алкоголиков в силу их общей невротизации, повышенной внушаемости, эмоционально-волевой  неустойчивости имеется повышенная склонность к возникновению социально  отрицательных форм имитационного  поведения. Они легко подражают  таким формам асоциального поведения  как сквернословие, хулиганские  поступки, мелкое воровство, бродяжничество, а также курение, употребление алкоголя и наркотиков, патологическое сексуальное  поведение.

     Выраженность  и стойкость нарушения поведения  зависят в первую очередь от окружающей ребенка среды, отношения к нему окружающих взрослых. Отклонения в  поведении находятся в прямой зависимости от возраста ребенка, степени  поражения его центральной нервной  системы, общего состояния здоровья, индивидуальных особенностей личности.

     Большую роль в появлении отклонений в  развитии личности у таких детей  играют конфликтные переживания, возникающие  под влиянием неблагоприятной обстановки дома. Внутренний конфликт является результатом  столкновения в сознании ребенка  противоположных, аффективно окрашенных отношений к близким людям. При  семейном алкоголизме подобные переживания  возникают очень часто: это может  быть двойственное отношение к пьющему  отцу или матери, либо сочетание  обиды и любви к родителям  у детей, воспитывающихся в детских  домах и интернатах.

     Конфликтные переживания приводят к различным  формам неправильного поведения  у детей, прежде всего к реакциям протеста. Такие реакции чаще всего  возникают при алкоголизме одного из родителей. Ребенок становится грубым, непослушным, возбудимым, агрессивным  по отношению к сверстникам. Постепенно нарастают и усиливаются конфликты  со сверстниками и взрослыми.

     Наряду  с активными реакциями протеста могут отмечаться пассивные реакции, когда ребенок уходит из дома или  из школы. Ребенок испытывает страх  перед возвращением домой, постепенно начинает избегать общения со сверстниками, становится замкнутым. У ребенка  возникают невротические расстройства.

     Более резкое проявление пассивного протеста – попытки самоубийства. В основе этих попыток лежит гиперболизированное  чувство обиды, желание отомстить  обидчикам, напугать их (что является следствием внутрисемейных конфликтов).

     Была  выявлена зависимость степени искажения  психического развития детей от степени  развития у матери алкоголизма. Г.И. Шурыгин установил, что если дети родились в период появления у  женщины начальных признаков  алкоголизма, то грубых нарушений в  их развитии не обнаруживалось. Однако дети были возбудимы, быстро утомлялись, разговаривали во сне, просыпались  от кошмаров. В подростковом возрасте становились грубыми, проявляли различные реакции протеста, отказывались от учебы. Ни один из них не получил высшего образования. Будучи взрослыми, отличались нерешительностью, тяготились чувством собственной неполноценности.

     Дети, рожденные после развития у матери выраженного алкоголизма, имели  резкие нарушения центральной нервной  системы. Они отличались раздражительностью, злобностью, лживостью, иногда бывали агрессивны. Некоторые обнаруживали повышенную плаксивость. У большинства  детей было выявлено слабоумие.

     Приведенные нами данные убедительно показывают роль окружения и воспитания в  предупреждении нарушений поведения  и патологии развития характера  и личности у детей и подростков родителей, страдающих алкоголизмом.

 

      Заключение 

     Дефект  раннего воспитания, недостаточное  интеллектуальное развитие наблюдаются, как правило, у детей из неблагополучных  семей, особенно из семей, где родители злоупотребляют алкоголем. В тот  период развития центральной нервной  системы, а именно её высшего отдела – коры головного мозга, когда  формируется сознательная и целенаправленная умственная деятельность, дети не получают в семье того запаса знаний, который  им нужен. Недостатки воспитания детей  в семье алкоголиков обуславливаются  характерными для таких родителей  изменениями личности, которые резко  ограничивают круг интересов семьи. Их мало волнует развитие личности подростка, и они не ставят перед  собой правильных воспитательных задач, таких как развитие креативности, любознательности, самостоятельности  и независимости.

     Узкий круг интересов родителей, очень  кратковременное общение с детьми, невнимание к ним не позволяют  ребёнку приобрести первоначальный, наиважнейший жизненный опыт, элементарные знания, необходимые для правильного  формирования сознания, умственной деятельности. Недаром считают, что первый год  жизни ребёнка – это год  упущенных возможностей, возможностей развития высшего отдела центральной  нервной системы – коры больших  полушарий головного мозга. Отсюда – резкое отличие таких детей  от товарищей. Кроме того, у детей  нередко обнаруживается чувство  собственной ненужности, безысходности, тоски по лучшей жизни в семье. У них длительно истощается нервная  система, а это ведёт к постоянно  ощущаемому утомлению. Поэтому в  школе их отличает заметная пассивность, безразличие к окружающему. Такие  дети никогда не слышат доброго, ласкового  слова и становятся либо замкнутыми и пугливыми, либо, напротив, озлобляются  и у них появляются агрессивность, мстительность, жестокость, постоянная готовность к обороне и даже ответному  наступлению.

     Если  не говорить о случаях выраженного, запущенного алкоголизма, когда  у больного отчётливо определяются признаки алкогольной деградации, препятствующие осмысленному отношению к вопросам воспитания детей, то следует отметить, что недостатки воспитательных воздействий  со стороны родителей-алкоголиков  обусловливаются не их непониманием этой проблемы, а теми характерными для алкоголизма изменениями  личности, которые резко ограничивая  круг интересов, делают их безразличными  к вопросам воспитания и будущего детей.

     В семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, повышен процент детей  как с умственной отсталостью, связанной  с недоразвитием центральной  нервной системы, так и с недостаточным  уровнем интеллектуального развития в результате «педагогической запущенности».

     Последствия подобного хода событий особенно заметно дают о себе знать в  школьные годы. Многие авторы отмечают, что показатели школьной успеваемости у детей, родители которых злоупотребляют алкоголем, значительно ниже средних  показателей. Проведённое нами исследование показывает, что у этих детей плохо  развиты мыслительные процессы, распределение  и переключение внимания. Конечно, в этом определённую роль играет и то, что дети не имеют нормальных условий для выполнения домашних заданий, однако «педагогическая запущенность» продолжает оставаться одним из важнейших факторов, отражающихся как на дальнейшем интеллектуальном развитии, так и на поведении ребёнка.

 

      Библиография 

     1. Алипов В. И., Корхов В. В.  «Алкоголизм и материнство», Л., «Знание», 1988.

     2. Борисов Е. В., Василевская Л. П. «Алкоголь и дети», М., «Медицина», 1981.

     3. Висневская Л. Я., Данилова Е. А. «Пьют родители – страдают дети», М., «Медицина», 1977.

     4. Грибанова Г. В. «Дефектология»/ст. «Психологическая диагностика личностного развития детей и подростков при семейном алкоголизме», 1988.

     5. Захаров А. И. «Дневные и ночные страхи у детей», СПб., «Издательство СОЮЗ», 2000.

     6. Захаров А. И. «Неврозы у детей и психотерапия», СПб., «Издательство СОЮЗ», 2000.

     7. Киселёв А. С., Коптев Б. А. «Враг ли ты сыну своему?», М., «Советская Россия», 1988.

     8. Копыт Н. Я., Скворцова Е. С. «Алкоголь и подростки», М., «Медицина», 1984.

     9. Лебедев Б. А., Дунаевский В. В. «Алкоголь и семья», Л., «Медицина», 1986.

     10. «Рабочая книга школьного психолога» под ред. И. В. Дубровиной, М., «Просвещение», 1991.

     11. Таболин В. А., Жданова С. А. и др. «Алкоголь и потомство», М., «Высшая школа», 1988.

     12. Чаклин А. В., Милиевская И. Л. «Сохранить здоровье смолоду», М., «Педагогика», 1987.

     13. Ягодинский В. Н. «О вреде никотина и алкоголя», М., «Просвещение», 1986.

Информация о работе Характеристики асоциальной семьи