Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:35, дипломная работа
Цели исследования: определение условий формирования психологической готовности ребенка к школьному обучению в зависимости от диагностического подхода и адаптации ребенка в школе.
Задачи исследования:
Изучение и анализ диагностических приемов и программ психологической помощи ребенку на этапе подготовки к школе.
Анализ психолого-педагогической литературы относительно исследований особенностей развития ребенка 6-7 лет и готовности его к обучению в школе.
Определение условий развития ребенка и «школьной зрелости», зависимость обучаемости ребенка в школе, обоснование выбора экспериментальных методик для исследования.
Введение…………………………..………………………………………………..3
Основная часть
Готовность ребенка к школьному обучению……………………..……….6
Анализ литературы по теме ………………………………………………..6
Понятия «готовность к школьному обучению» и «школьная зрелость».12
Диагностика готовности детей к школьному обучению…..………….…19
Практическая часть
Исследование психологической готовности ребенка к школе………………………………………………………………………………28
2.1 Процедура определения психологической готовности к школе……...…28
2.2 Конкретные результаты обследования ………………………...………...36
2.3 Анализ результатов. Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению ………………………………………………....................43
Заключение……………………………………………………………………...…49
Глоссарий………………………………………………………………………….52
Список использованных источников………………………
Продолжение таблицы 5
| № | Фамилия, имя | Речевое развитие | Кратковременная речевая память | Кратковременная зрительная память | Скорость переработки информации | Внимательность | Зрительно-моторная координация | Тревожность |
| 1 | Илья В. | хор | хор | хор | ср | выс | сл | хор |
| 2. | Вика Е. | ср | ср | ср | сл | выс | сл | хор |
| 3. | Ира Ц. | хор | ср | ср | сл | хор | сл | хор |
| 4. | Катя Б. | ср | хор | сл | сл | хор | сл | хор |
| 5. | Катя В. | ср | хор | сл | сл | ср | сл | хор |
| 6. | Лена П. | сл | хор | ср | сл | ср | Сл! | хор |
| 7. | Толя Е. | хор | хор | ср | ср | хор | сл | хор |
| 8. | Саша Ч. | ср | ср | сл | хор | хор | ср | ср |
| 9. | Маша В. | ср | хор | ср | ср | ср | ср | ср |
| 10. | Яна Р. | ср | ср | сл | хор | хор | сл | ср |
| 11. | Анжелика Т. | ср | ср | сл | сл | выс | ср | хор |
| 12. | Кирилл Ш. | хор | ср | ср | ср | выс | хор | хор |
| 13. | Люба Л. | сл | ср | ср | ср | ср | ср | ср |
| 14. | Денис Ю. | ср | хор | ср | ср | хор | ср | ср |
| 15. | Даниил Р. | хор | хор | хор | ср | выс | ср | хор |
| 16. | Олеся Е. | хор | ср | ср | ср | выс | ср | хор |
| 17. | Ксюша Е. | хор | ср | ср | ср | выс | хор | хор |
| 18. | Аня Ш. | ср | хор | ср | ср | хор | сл | хор |
| 19. | Костя Р. | сл | ср | Сл! | сл | хор | Сл! | сл |
| 20. | Саша В. | сл | ср | ср | сл | выс | ср | хор |
Продолжение таблицы 5
| № | Фамилия, имя | Энергия | Эмоциональные установки | |||||
| Самооценка | Общая | Школа | Семья | |||||
| 1 | Илья В. | хор | N | N | + | + | ||
| 2. | Вика Е. | хор | + | + | N | + | ||
| 3. | Ира Ц. | ср | N | N | N | + | ||
| 4. | Катя Б. | хор | + | + | + | + | ||
| 5. | Катя В. | хор | + | + | + | + | ||
| 6. | Лена П. | хор | + | N | + | N | ||
| 7. | Толя Е. | ср | + | N | + | + | ||
| 8. | Саша Ч. | хор | N | + | + | - | ||
| 9. | Маша В. | ср | N | N | + | + | ||
| 10. | Яна Р. | хор | + | + | + | N | ||
| 11. | Анжелика Т. | хор | N | N | N | + | ||
| 12. | Кирилл Ш. | ср | + | N | N | + | ||
| 13. | Люба Л. | ср | - | N | + | + | ||
| 14. | Денис Ю. | хор | N | + | + | + | ||
| 15. | Даниил Р. | ср | + | + | N | + | ||
| 16. | Олеся Е. | хор | + | + | N | + | ||
| 17. | Ксюша Е. | ср | + | N | N | + | ||
| 18. | Аня Ш. | ср | + | N | + | + | ||
| 19. | Костя Р. | хор | N | N | N | + | ||
| 20. | Саша В. | хор | N | N | N | + | ||
Приложение К
Показатели
деятельности и общего
развития (по М.М. Безруких)
Таблица 6 – Показатели деятельности и общего развития обследуемых детей
| Фамилия, имя ребенка | История развития | Деятельность
и общее развитие
Организация деятельности |
Речевое развитие | Развитие мелкой моторики и графических умений | Зрительное восприятие | Интегративные умения |
| 1. Илья В. | 17 | 14 | 11 | 9 | 5 | 5 |
| 2. Вика Е. | 13 | 9 | 7 | 7 | 4 | 4 |
| 3. Ира Ц. | 11 | 7 | 5 | 4 | 2 | 3 |
| 4. Катя Б. | 14 | 12 | 9 | 8 | 4 | 4 |
| 5. Катя В. | 15 | 8 | 8 | 6 | 4 | 5 |
| 6. Лена П. | 13 | 9 | 10 | 8 | 4 | 5 |
| 7. Толя Е. | 18 | 10 | 12 | 11 | 5 | 7 |
| 8. Саша Ч. | 14 | 7 | 8 | 7 | 5 | 5 |
| 9. Маша В. | 17 | 9 | 11 | 12 | 7 | 8 |
| 10. Яна Р. | 16 | 8 | 9 | 9 | 6 | 5 |
| 11. Анжелика Т. | 13 | 9 | 7 | 11 | 4 | 4 |
| 12. Кирилл Ш. | 15 | 7 | 8 | 6 | 4 | 4 |
| 13. Люба Л. | 11 | 6 | 6 | 5 | 3 | 3 |
| 14. Денис Ю. | 12 | 8 | 7 | 8 | 4 | 4 |
| 15. Даниил Р. | 16 | 11 | 13 | 8 | 7 | 7 |
| 16. Олеся Е. | 17 | 12 | 14 | 12 | 6 | 8 |
| 17. Ксюша Е. | 17 | 11 | 14 | 11 | 7 | 6 |
| 18. Аня Ш. | 13 | 9 | 9 | 9 | 5 | 5 |
| 19. Костя Р. | 18 | 7 | 9 | 7 | 6 | 6 |
| 20. Саша В. | 14 | 8 | 6 | 5 | 3 | 4 |
Полученную в результате анализа сумму баллов можно сравнить с нормативными данными. Это позволит понять, сильно ли отличаются показатели конкретного ребенка от средневозрастных.
Таблица 7 – Нормативные показатели деятельности и общего развития
| Показатели | Минимум-максимум | Средние баллы |
| История развития | 11-33 | 14-16 |
| Деятельность
и общее развитие
Организация деятельности |
7-21 | 8-9 |
| Речевое развитие | 6-18 | 8 |
| Развитие мелкой моторики и графических умений | 5-15 | 8 |
| Зрительное восприятие | 3-9 | 4-5 |
| Интегративные умения | 3-9 | 5-6 |
Приложение
Л
Опросник дезадаптации (Л.М. Ковалевой, Н.Н. Тарасенко)
Интересен опросник дезадаптации, предложенный Л.М. Ковалевой и Н.Н. Тарасенко, который помогает систематизировать представление о ребенке, начинающем учиться в школе. Методика состоит из 46 нижеприведенных утверждений, 45 из которых касаются возможных вариантов поведения ребенка в школе, а один – участия родителей в воспитании.
При работе с опросником по данной методике учитель должен на бланке ответов вычеркнуть номера, в которых описаны фрагменты поведения, характерные для конкретного ребенка.
Бланк
разделен вертикальной линией. Если вычеркнутый
номер находится слева от линии,
то при обработке он дает 1 балл, если
справа – то 2 балла. Максимальная сумма
баллов – 70 баллов. Подсчитав, какую сумму
баллов набрал ученик, можно определить
его коэффициент дезадаптации: К=n /70,
где n – количество баллов, набранных
первоклассником.
Приложение М
Уровень дезадаптации первоклассников
Таблица 8 – Определение уровня дезадаптации первоклассников
| № п/п | Факторы, лежащие в основе адаптации | РО | НГШ | Л | НС | И | ГС | ИНС |
| Фамилия, имя ребенка | 1 | 2,3,4 | 5,6 | 7,8,9,10,11 | 12,13,14,15,16 | 17,18,19,20,21 | 22,23,24,25,26 | |
| 1 | Илья В. | 22 | ||||||
| 2. | Вика Е. | 11 | 23,24 | |||||
| 3. | Ира Ц. | 2,3 | 9 | 12,16 | 18,19 | |||
| 4. | Катя Б. | 19,20 | ||||||
| 5. | Катя В. | 20 | 22 | |||||
| 6. | Лена П. | 9 | 18 | |||||
| 7. | Толя Е. | 8 | 22,23 | |||||
| 8. | Саша Ч. | 21 | ||||||
| 9. | Маша В. | 22,23 | ||||||
| 10. | Яна Р. | 24 | ||||||
| 11. | Анжелика Т. | 18,20 | ||||||
| 12. | Кирилл Ш. | 4 | 19 | 22,24 | ||||
| 13. | Люба Л. | 3 | 9 | 19,21 | ||||
| 14. | Денис Ю. | 7,9,11 | 14 | 18,19,20,21 | 26 | |||
| 15. | Даниил Р. | 19 | 22 | |||||
| 16. | Олеся Е. | 13 | 23 | |||||
| 17. | Ксюша Е. | 20 | 25 | |||||
| 18. | Аня Ш. | 9 | 19,21 | 23 | ||||
| 19. | Костя Р. | 12 | 19,20,21 | 26 | ||||
| 20. | Саша В. | 4 | 16 | 19 | 24 |
Информация о работе Исследование психологической готовности ребенка к школе