Эффект 25 кадра. История развития и специфика действия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2011 в 01:10, реферат

Описание работы

Вопросами изучения возможностей человека занимаются примерно столько же лет, сколько существует на планете homo sapience (человек разумный). Разуму свойственен процесс самопознания.
Еще до нашей эры отдельные выдающиеся умы пришли к выводу о том, что мозг человека имеет как сознание, так и подсознание, ключ к которому древние так и не смогли найти.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Эффект 25 кадра. История развития и специфика действия 4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 11

Работа содержит 1 файл

Эффект 25 кадра.docx

— 34.01 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

Эффект 25 кадра. История  развития и специфика  действия 4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 11 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Вопросами изучения возможностей человека занимаются примерно столько же лет, сколько  существует на планете homo sapience (человек разумный). Разуму свойственен процесс самопознания. 
Еще до нашей эры отдельные выдающиеся умы пришли к выводу о том, что мозг человека имеет как сознание, так и подсознание, ключ к которому древние так и не смогли найти. Платон в свой трактат "О познании воспоминания" ввел такое понятие, как неосознанная или подсознательная память. С тех самых пор все и пошло.

     Более поздняя наука стала определять подсознание как "...универсальный  принцип бытия и причину мирового процесса" (А. Шопенгауэр, Э. Гартман). Еще позднее З. Фрейд, Ж. Жарко, И. Сеченов и И. Павлов доказали, что 97% психической деятельности человека происходит на уровне подсознания, которое оказывает огромное влияние не только на память, но и на поведение людей.

     В 1918 году немецкий ученый Франк впервые  попытался изучать особенности  работы человеческого мозга при  помощи кино, однако недостаточные  возможности кинотехники того времени  не позволили ему добиться нужного  эффекта. Его опыты были сначала  отложены до "лучших времен", а  потом благополучно забыты.

     Опыты по воздействию на подсознание были продолжены не в чистом, а в "прикладном" виде. Отраслью, которая фактически стала спонсором дальнейших экспериментов, стала реклама.

     Всплеск общественного интереса и внимания ученых к "сублимальному" кино, воздействующему на подсознание (так называемый "эффект 25-го кадра"), после 1959 года пошел на убыль. Уникальная возможность воздействия на подсознание большого количества людей требовала определенной регламентации использования метода. Сейчас метод запрещен в областях коммерческой и политической рекламы, однако успешно используется в образовательной сфере.

Эффект 25 кадра. История  развития и специфика  действия

     В 1957 году известный американский психолог, член Американской ассоциации психологов и Американской ассоциации по изучению рынка, Джеймс Вайкери провел ряд опытов в кинотеатрах города Нью-Джерси, которые и положили начало целенаправленному использованию "эффекта 25-го кадра". Как известно, Вайкери установил в кинотеатре дополнительный проектор, с помощью которого во время показа фильма на экран также проецировались фразы "Пейте кока-колу" и "Ешьте поп-корн". Эти ключевые фразы демонстрировались на экране так быстро - всего 1/300 долю секунды - что человеческий глаз просто не мог их заметить. Человек не сознавал, что он видит это изображение. Тем не менее, Вайкери был уверен, что эта информация будет уловлена подсознанием, минуя сознание.

     Результаты  опытов с блеском подтвердили  это предположение. На тех сеансах, где работал дополнительный проектор, продажа кока-колы в буфете кинотеатра увеличилась на 17%, а продажа поп-корна - на 50%.

     Наряду  с вопросом эффективности применения "эффекта 25-го кадра", очень часто  возникает вопрос о его безопасности для психики и здоровья человека. С этой целью обучающие программы  компании "Интеллект" неоднократно проходили многочисленные проверки в специализированных медицинских и научных учреждениях России и зарубежья. Одно из таких исследований проводилось в 1999 году кафедрой психиатрии и медицинской психологии при Российском Государственном Медицинском Университете. В результате этого исследования было установлено, что "методика "Intellect" не оказывает негативного влияния на нервно-психическое состояние здоровых в нервно-психическом отношении обучающихся". В процессе обучения были отмечены значительное увеличение скорости запоминания и стойкое удержание в памяти большого запаса лексического материала.

     Когда пресса сообщила о попытках оказания влияния на подсознание, разразился грандиозный скандал. Последовал взрыв  общественного возмущения и панических настроений. Во многих отношениях негодование, связанное с сублиминальным влиянием, отразило извечные страхи человечества; то, чего многие люди боятся в психологии вообще: психологическое влияние, особенно подсознательное, — это некая таинственная и мистическая сила, которой невозможно сопротивляться. В имевшей большой резонанс статье «Запятнанное подсознание», опубликованной в 1957 году Saturday Review,  некто Норман Казинис размышлял над значением подобного изобретения. Он писал: «Если этот механизм годится, чтобы навязать поп-корн, почему это не могут быть политические деятели или что-нибудь еще?». Он задавался вопросом о побудительных мотивах тех, кто придумал такой прибор, чтобы «ворваться в самые глубокие и наиболее личные уголки человеческого сознания и оставить там всяческие каракули». Казинис пришел к выводу, что лучше всего «взять этот механизм и все, с ним связанное, и заложить в сердцевину ядерной бомбы, подготовленной для испытаний»1.

     Казинис был не одинок в своем беспокойстве об использовании подсознательных методов. Позже в  серии из четырех книг-бестселлеров публицист Брайан Ки привлек внимание американской нации к возможности широкого применения сублиминальных методов. Ки аргументированно доказывал, что подобные техники не ограничиваются телевидением и кино. Он утверждал: умело скрытые послания, нацеленные на то, чтобы вызвать сексуальное возбуждение, уже давно внедряются в рисунки и фотографии печатных рекламных объявлений. Его озабоченность использованием сублиминального убеждения ясна: «Каждый человек, читающий эту книгу, был жертвой и подвергался манипулированию при помощи сублиминальных стимулов, которыми бесчестные торгаши и политиканы атакуют бессознательную сферу его психики. Эти методы широко применяются средствами массовой коммуникации, рекламными агентствами и агентствами по связям с общественностью, промышленными и торговыми корпорациями, а нередко и самим федеральным правительством»2.

     Сообщения в прессе немедленно привлекли внимание рекламодателей, правительственных  должностных лиц и ученых, которые  потребовали повторить этот эксперимент. Выполняя эти требования, Вайкери организовал несколько демонстраций, ни одна из которых не принесла декларируемого им эффекта. То возникали технические трудности, мешавшие привести механизм в действие и эксперимент отменялся, то аудитория не ощущала никакого непреодолимого влечения исполнять сублиминальные команды и т.д. В 1958 году Advertising Research Foundation (Фонд исследований рекламы) официально потребовал от Вайкери предоставить свои экспериментальные данные и подробное описание технологии проведения эксперимента. Вайкери отказался, но зато сообщил, что его исследования якобы длились более шести недель и в нем участвовали тысячи испытуемых. 

     Итак, идея 25 кадра заключается в том, что человек якобы способен различать не более чем 24 кадра в секунду (хотя эта граница зависит от чёткости краёв и скорости движения объектов на экране). Поэтому инородный кадр, показываемый менее чем на 1/24 секунды, минуя сознание, воздействует сразу на подсознание.

     В момент смены кадра кинопроектор закрывает объектив шторкой чтобы не было мерцания на экране. Пока шторка 1-го аппарата закрыта 2-й кинопроектор открывает свою шторку и показывает пресловутый 25-й кадр то есть кадр демонстрируется зрителю также как и кино ровно 24 раза в секунду. Длительность и яркость 25-го кадра занижены по сравнению с фильмом.

     Оказалось, что "эффект 25-го кадра" - очень  мощное средство внушения. При многократном повторе информация из двадцать пятого кадра прочно укрепляется в подсознании  и при использовании специальной  методики занятий может быть выведена на сознательный уровень.

     Следует отметить, что с течением времени  и появлением современной видео- и компьютерной техники понятие  об "эффекте 25-го кадра" несколько  изменилось. Благодаря тому, что  новейшее профессиональное видео- и  компьютерное оборудование предоставляет  принципиально новые технологии, стало возможным использование "эффекта 25-го кадра" в учебных целях. Программы, использующие "эффект 25-го кадра", позволяют обучающемуся воспринимать огромные объемы учебной информации за короткий срок. При этом полученная информация надежно сохраняется в памяти на длительный период.

     В общем случае изображение, наблюдаемое  на экране, должно обеспечивать восприятие образа таким, каким его воспринимает зритель при непосредственном наблюдении. Параметры изображения выбираются так, чтобы подробно воспроизвести  в сознании зрителя все характеристики образа. Тут самое время вспомнить, что сознание – это человеческая способность идеального воспроизведения  действительности в мышлении.

     В кино и телевидении используется принцип последовательной передачи изображения. На этом сходство кино и  телевидения заканчивается. В отличие  от кино, где изображение кадра  проецируется на экран полностью, в  телевидении синтез изображения  осуществляется посредством чересстрочной  развертки.

     Нормативно-технический  документ, устанавливающий нормы  параметров телевизионных изображений, называется стандартом. В мире действуют 10 стандартов: В, D, G, H, I, К, K1, L, М, N; и три  системы цветного телевидения – SECAM, PAL, NTSC.

     Параметры развертки изначально были установлены  для черно-белого телевидения. Выбором  их значений обеспечен компромисс в  четкости изображения между требованиями зрительного восприятия и техническими возможностями. Чересстрочная развертка, принятая повсеместно в телевизионном  вещании, осуществляется передачей  одного кадра двумя полями (полукадрами).

     Стандарт M предусматривает развертку на 525 строк и 60 полей, а все остальные  используют развертку на 625 строк  и 50 полей (полукадров). Это сделано  из соображений равенства ее частоте  промышленного тока с целью устранения динамических искажений геометрии  и яркости изображения. Изображение  воспринимается сознанием телезрителя  как немелькающее, так как частота смены кадров превышает критическую частоту зрения – 40...46 Гц3.

     В дополнение можно отметить, что текст  воспроизводится посредством знаков. Знак – это единство означающего (слова – произнесенного или написанного) и означаемого (слова – мысленного представления о предмете или  явлении – содержащегося в  сознании)4.

     Любое дополнительное изображение воспринимается зрителем как искажения передачи яркости и цветности деталей  изображения, которые сказываются  на иллюзии пространства. Так, повышение  или понижение яркости переднего  плана (фона) приводит к эффекту удаления или приближения фона (переднего  плана). Явление одновременного яркостного или цветового контраста также  может вызвать искаженную иллюзию  глубины. Психологически за фон наблюдатель  принимает большее по площади  поле и при этом объект всегда приподнят  над фоном. Если воздействовать на зрителя  посредством малозаметного изображения, то оно сольется с фоном или  может восприниматься сознанием, в  лучшем случае, как искажение зрительного  образа.

     Исследуя  особенности 25 кадра можно сделать вывод о невозможности психологического воздействия посредством 25-го кадра на здорового человека по следующим причинам:

  1. Процессы адаптации происходят намного медленней, чем передача 25-го кадра.
  2. Экспериментально установленные пороги чувствительности и пропускной способности зрительного канала препятствуют:
    • обнаружению объекта как целого;
    • различению отдельных признаков в объекте;
    • выделению в нем информативного содержания, адекватного цели действия;
    • формированию чувственного образа.
  3. Превалирующую роль в процессе распознавания образов играет психологическая деятельность и накопленный опыт.
  4. Любое дополнительное изображение воспринимается зрителем как искажения.

     Подготовлен эксперимент, цель которого опровергнуть возможность психологического воздействия  посредством 25-го кадра на здорового  человека.

     Подсознание – это область неясных, не вполне осознанных мыслей, чувств, представлений. Подсознательный – находящийся в подсознании, инстинктивный. (Где-то в подсознании шевелится надежда)5.

     Получается, что 25-й кадр не работает? Работает, но только с того момента, когда СМИ  разносят очередную весть о «массовом  воздействии на подсознание». Начиная с этого момента содержание 25-го кадра показывают открыто, без нарушения закона, однако такую «рекламу» могут позволить себе далеко не все. 

Информация о работе Эффект 25 кадра. История развития и специфика действия