Эффективность коммуникации между супругами (как фактор стабильности брака)

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 20:22, реферат

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить зависимость стабильности брака от специфики внутрисемейной коммуникации.
Объектом курсовой работы является: семья, как социальная структура общества.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (10).docx

— 39.99 Кб (Скачать)

Супруги должны прийти к  соглашению, в какой мере родители мужа или жены могут влиять на принимаемые решения; определить, в какие области жизни молодой семьи родители могут вмешиваться, а в какие — нет. Вмешательство родителей или кого-либо из родительской семьи в жизнь молодой пары может вносить в брак раскол, причем часто без осознания того, что же именно вызывает негативные чувства.

Ученые попытались выделить факторы, которые могут осложнить формирование внутрисемейной коммуникации на начальной фазе развития семьи.

1.  Пара встречается или заключает брак вскоре после утраты значимого человека.

2.  Супружеские отношения формируются на фоне стремления дистанцироваться от родительской семьи.

3.  Семейные традиции и происхождение супругов существенно различаются (например, религиозные убеждения, образование, национальная принадлежность, социальный класс, возраст и т. п.).

4.  Супруги выросли в семьях с разным составом (например, многодетная семья и семья с одним ребенком).

5.  Пара проживает слишком близко или слишком далеко хотя бы от одной из родительских семей.

6.  Пара зависит от членов расширенной семьи материально, физически или эмоционально.

7. Брак заключается в  возрасте до 20 или после 30 лет.

8.  Брак после периода ухаживания менее 6 месяцев или более 3 лет.

9. Свадьба в отсутствие  членов семьи или друзей.

10.  Беременность жены до свадьбы или в течение первого года после замужества.

11.  Плохие отношения одного из супругов со своими сиблингами или родителями.

12.  Собственное несчастливое, по мнению хотя бы одного из супругов, детство или отрочество.

13. Нестабильность брачных  паттернов в одной из расширенных семей.

 

После перечисления столь  обширного списка неблагоприятно влияющих на семью факторов остается только удивляться тому, что какие-то семьи способны сохраниться. Но при более внимательном рассмотрении описанных трудностей их можно свести к проблемам, которые уже обсуждались: несформированная идентичность или низкая самооценка и связанное с ними компенсаторное поведение и вытекающая из этого проблема установления внешних границ семьи и внутрисемейных подсистем.[3]

3.НАРУШЕНИЕ КОММУНИКАЦИИ  В СЕМЬЕ.

3.1. Причины возникновения  нарушений межличностной коммуникации  в семье.

Поскольку семейная коммуникация чрезвычайно сложна, то и причины  ее нарушений могут быть столь  же сложны и многообразны. Немалую  роль играет осознанность процесса, наличие  коммуникационного внимания, умения выразить свои чувства в адекватной форме. В то же время при исследовании семей, оказывающих психотравмирующее  воздействие на личность, на первый план выступают некоторые другие источники нарушений в процессе коммуникации:

1.Перегрузка коммуникаций  побочными функциями. Каждое сообщение,  кроме основной функции – передачи  информации, может выполнять еще  и дополнительные. Одна из наиболее важных среди них – это управление представлением лица, к которому адресовано сообщение, о говорящем и о взаимоотношении. Так, слова: «мне хорошо с тобой» - являются и предложением дальше проводить время вместе, и выражением симпатии к тому, с кем ведется разговор, и даже уважения (значит, он обладает качествами, в силу которых с человеком бывает хорошо; известно, что это весьма ценимые качества). С другой стороны, произнося эти слова, говорящий следит за тем, чтобы их результатом не явилось понижение уважения к нему самому. Он постарается избежать, например, унизительной для себя формулировки той же мысли типа «Без тебя мне плохо».

В результате любое сообщение, адресованное другому члену семьи, «фильтруется», «редактируется» по крайней мере, в трех отношениях. Это, во-первых, соответствует ли оно  имеющемуся у индивида представлению  о том, каким он должен казаться окружающим. Так, например, индивид, которому очень  важно, чтобы члены семьи считали  его человеком опытным и сведущим, испытает немалые затруднения, если ему нужно спросить у кого-то совета. Точно так же член семьи, желающий, чтобы его считали смелым, вряд ли решится рассказать другим членам семьи о своих опасениях и  колебаниях, вряд ли он задаст вопросы  о том, опасно ли то, что он собирается сделать, и т.п.  Отвечая на вопрос: «Что бы вы хотели, чтобы о вас думали в семье?» - члены семьи называют обычно немалый перечень качеств: умный, честный, хороший муж, справедливый, бескорыстный. Это показывает, сколь сложен образ «Я для других» и, следовательно, сколь многообразные ограничения он может накладывать на процесс коммуникации. Во-вторых, в ходе сообщения проверяется, соответствует ли оно образу другого, т.е. тому, каким он хочет, чтобы мы его представляли.  Действительно, если наше сообщение будет противоречить в каком-либо аспекте тому, как он хотел бы выглядеть  в глазах других (например, «не тот тон» и т.п.), то сообщение может вызвать его протест и коммуникация не состоится. В-третьих, сообщение проверяется и в том смысле, соответствует ли оно характеру наших взаимоотношений. Одно и то же сообщение о том, что индивиду нужна «вон та книга», будет формулироваться по-разному, в зависимости от того, это друг или просто знакомый, и оно вообще не будет иметь место, если это враг.

Перегрузка побочными  функциями возникает, если значение перечисленных трех моментов настолько  возрастает, что коммуникация вообще становится невозможной. В этом случае определенная информация легко приходит в противоречие с одним из трех образов: «Я для другого», «Другой для меня» или «Наше взаимоотношение», и коммуникация либо прекращается, либо превращается в конфликт.

2.Нарушение «представления  об адресате коммуникации» как  коммуникационный барьер. Межличностная  коммуникация требует от общающихся хорошего представления о личности друг друга. Искаженное представление о другом члене семьи может выступить в качестве серьезного барьера взаимопонимания при информационном общении.

Знание личности члена  семьи, к которому индивид обращается с каким-то сообщением, бывает необходимо по крайней мере в двух отношениях. Во-первых, необходимо знать и учитывать интеллектуальный уровень того, с кем общаешься. Это не всегда просто, особенно при общении с детьми. Есть люди, которые как раз в силу этого обстоятельства не умеют разговаривать с детьми: говорят слишком упрощенно или сложно. Во-вторых, необходимо правильно предусмотреть реакцию индивида на сообщение. Например, соответствует ли высказывание самолюбию адресата коммуникации, правильно ли будет понято намерение говорящего. Неспособность правильно учесть все эти моменты лежит в основе многих эпизодов семейных конфликтов, обид, недоразумений.

Таким образом, недостаточно полное знание особенностей личности другого супруга представляет собой  важный барьер коммуникации, создавая препятствия для адекватного информационного общения.[4]

3.2. Наличие коммуникационной проблемы как вид

семейного нарушения.  

 

Коммуникационная  проблема -  такая ситуация в жизни семьи, когда:

1.существует определенная  потребность у одного из членов  семьи;

2.удовлетворение этой  потребности зависит от действий  другого члена семьи;

3.эти действия имели  бы место, если бы член семьи,  имеющий потребность, передал  бы определенную информацию (просьбы,  намек и т.п.);

4.однако такая передача невозможна в силу каких-либо психологических особенностей данного лица;

5.потребность сохраняется,  несмотря на невозможность ее  удовлетворения (т.е. не происходит  значимого снижения уровня притязаний).

Речь может идти о самых  разнообразных потребностях, удовлетворение которых зависит от другого супруга: в любви, симпатии, признании самостоятельности, помощи в каком-либо отношении, уважении и т.п. в семье постоянно возникают  ситуации, когда удовлетворение каких-то потребностей зависит от других членов семьи.

Коммуникационным  барьером мы будем называть определенные особенности члена семьи, имеющего данную потребность, других членов (от действия которых зависит ее удовлетворение) или, наконец, их взаимоотношения, в силу которых передача информации оказывается затрудненной.

Дефицитная информация – информация, прохождение которой по коммуникационному каналу предупредило бы возникновение психотравмирующего семейного нарушения.

Развитие коммуникационной проблемы – это совокупность процессов, которые возникают под ее воздействием и приводят к психотравмирующим особенностям семьи. На основании клинического анализа возникновения психотравмирующих особенностей семьи в результате развития коммуникационной проблемы можно выделить следующие этапы развития:

1. Информационно-дефицитный. На этом начальном этапе возникает  и становится выраженной коммуникационная  проблема. Имеет место неудовлетворенная потребность, зависимость ее состояния от другого и невозможность коммуникации. Данный этап нередко протекает в форме воображаемой коммуникации индивида, имеющего проблему, с тем, от кого зависит ее решение. Суть этой коммуникации в том, что индивид мысленно обращается к другому, а точнее – к своему представлению о другом, с так или иначе выраженной просьбой, требованием, намеком, выслушивает его ответ. Результат этой коммуникации, точнее – мысленного экспериментирования, в немалой степени зависит от представления о другом, его личности, психологических особенностях его отношения к индивиду и, следовательно, его реакции на обращение. Нередко именно представление оказывается первым и окончательным барьером коммуникации («Что же ты мне тогда все не рассказал?; «А я думал, ты будешь смеяться»). Этот диалог, возникший значительно позже, поясняет суть воображаемой коммуникации и ее возможную барьерную роль. На этом же этапе может иметь место частичное коммуницирование, например робкие попытки все же передать какую-то информацию. Так или иначе, в итоге первого этапа член семьи оказывается перед фактом, что важная для него потребность (в любви, симпатии, жалости, уважении и т.д.) не может быть удовлетворена, так как информация о ней не может быть передана или понята.

2. Этап замещенно-искажающего коммуницирования.  Коммуникационная проблема может остановиться в своем развитии на первом этапе и оставаться в виде источника «тлеющей неудовлетворенности». Однако возможно и дальнейшее развитие. Суть его в том, что член семьи все же пытается коммуницировать о своей потребности, но в силу того, что нет возможности выразить это прямо, он ищет способы легализировать просьбу, требование. Женщина, испытывающая потребность во внимании и заботе, будет настаивать на соответствующем поведении мужа, но исказит причину, по которой она на этом настаивает. В силу особенностей своего характера или семейных представлений она не может признаться, что просто нуждается в его внимании и заботе (ей, скажем, представляется, что такое признание может вызвать у мужа чувство превосходства над ней, что было бы ей неприятно). Поэтому она начинает настаивать на нужном ей поведении по другим, на самом деле не существующим, причинам, например потому, что так положено в хорошей семье. Такая тактика дает нередко возможность «легализировать» свою потребность, передать информацию и добиться нужного изменения поведения.

В то же время она порождает  новые проблемы. Во-первых, это искажение  представлений членов семьи друг о друге. Так, супруг в приведенном  примере начинает считать свою жену человеком, для которого весьма большое  значение имеет престиж семьи  для окружающих. Во-вторых, легализирующее прикрытие действительной информации может оказаться плохо согласуемым  с действительностью. На самом деле в приведенном примере мужу не может не показаться странным, что  его жене никогда ранее не было так уж важно, чтобы все было, «как положено».

В результате ухудшается представление  супругов о личности друг друга и, соответственно, ухудшается взаимопонимание.

Этот этап развития коммуникационной проблемы может быть характерен не только для решения одной определенной проблемы, но и для значительного  числа проблем, возникающих в  данной семье, определяющих стиль взаимоотношений. Характерно в этом отношении высказывание одного из пациентов в ходе семейной психотерапии о своей супруге: «Чего  бы она ни хотела, она никогда  не назовет истинную причину своего желания, а обязательно придумает  какое-то другое более солидное и  убедительное обоснование. Она хочет  купить себе сверхмодную шубу, но ни за что не признается, что просто ей очень захотелось иметь ее. Начнутся длинные разговоры о том, что  зима в этом году особенно суровая, как опасны простуды…». Дальнейшее обсуждение показало, что к такому искреннему высказыванию о том, что  «очень захотелось», наш пациент  отнесся бы весьма критично, как  и к другим желаниям, продиктованным стремлением быть привлекательной, модной. Как видим, коммуникационный канал для прямого выражения  желания закрыт, так как вызывает интенсивные негативные эмоциональные  реакции у мужа (как оказалось  в ходе дальнейшей терапии, весьма сложной  этиологии). Информационные отношения  перешли на этап мешающе-искаженного коммуницирования.

3.Поведенчески-коммуникационный  этап. Замещающе-искаженное коммуницирование может оказаться недостаточным для решения проблемы. В этом случае член семьи с неудовлетворенной потребностью переходит к манипулированию отношениями в семье с целью создания ситуации, дающей возможность удовлетворить свою потребность. Это, например, оказание психологического давления на другого члена семьи с целью принудить его поступать, так или иначе; это создание ситуаций, когда другой вынужден поступить так, как нужно. На этом этапе коммуникационный момент отходит на второй план. Ведущую роль играют методы взаимного влияния. В то же время сохраняется определенный коммуникационный аспект поступков, совершаемых каждым из супругов.

Коммуникационная проблема на описываемом этапе превращается в конфликт (межличностный или  внутренний), уже непосредственно  оказывающий психотравмирующее  воздействие.

Информация о работе Эффективность коммуникации между супругами (как фактор стабильности брака)