Эго-теория личности Э. Эриксона

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 00:46, курсовая работа

Описание работы

Цель работы — ознакомиться с биографией Э.Эриксона, изучить сущность и содержание эго-теории личности; дать оценку данной теории.
Задачи исследования:
• рассмотреть развитие эго-теории в психоанализе;
• рассмотреть общую характеристику стадий развития человека;
• рассмотреть положение Эриксона, относящееся природы человека;

Содержание

1. Введение.
2. Глава 1. Становление эго-психологии как науки
1.2 Эго-психология, как результат развития психоанализа
1.3 Эпигенетический принцип
2. Развитие личности по Эриксону. Психосоциальные стадии.
2.1 Младенчество: базальное доверие — базальное недоверие
2.2 Раннее детство: автономия против стыда и сомнения
2.3 Возраст игры: инициативность — чувство вины
2.4 Школьный возраст: трудолюбие против чувства неполноценности
2.5 Юность: эго-идентичность — ролевое смешение
2.6 Ранняя зрелость: интимность-изоляция
2.7 Средняя зрелость: продуктивность против инертности
2.8 Поздняя зрелость: целостность эго против отчаяния
3. Оценка эго-теории личности Э. Эриксона
3.1 Основные положения Эриксона относительно природы человека
3.2 Эмпирическая валидизация концепций психосоциальной теории
4. Заключение
5. Библиография
6. Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая по психологии личности.doc

— 228.00 Кб (Скачать)

       Но  между двумя этими великими людьми существовали не только теоретические  расхождения, но и вопросы, по которым  их мнение совпадало. Например, и Фрейд, и Эриксон считали, что стадии развития личности предопределены, и порядок их прохождения является неизменным. Эриксон также признаёт биологическые и сексуальные основы всех более поздних мотивационных и личностных диспозиций и принимает фрейдовскую структурную модель личности (ид, эго, суперэго).  

       1.3 Эпигенетический  принцип

       Свою  модель стадий человеческого развития Эриксон называл эпигенетической (epigenetic model). Эта модель — первая психологическая  теория, детально описывающая цикл человеческой жизни: детство, зрелость и старость. По Эриксону, психологический рост личности похож на развитие эмбриона. Понятие эпигенез подразумевает, что каждый элемент развивается над остальными частями. «Эпи» означает «над», а «генезис» — рождение. Модель Эриксона по структуре напоминает эмбриональное развитие, при котором возникновение каждой последующей стадии определяется развитием предыдущей.

       Все органы живого существа и их системы  развиваются в определённые периоды  времени и в заданной последовательности. Эриксон поясняет эпигенетический  принцип так: «Всё, что растёт, имеет почву, из этой почвы поднимаются отдельные части, каждая из которых имеет свой срок роста, пока все части не поднимутся и не образуют единое функциональное целое».

       Другими словами эту фразу можно трактовать так:

  1. личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешён готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия;
  2. общество устроено таким образом, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а также поддерживать наравне надлежащий темп и правильную последовательность развития.

       В своей книге «Детство и общество»  Эрик Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития эго (или как по-другому говорят на «восемь возрастов человека»). Согласно его утверждению, эти стадии являются результатом эпигенетически развёртывающегося «плана личности», который, в свою очередь, наследуется генетически. Эпигенетическая концепция развития (по гречески означает «после рождения», «происхождение») базируется на представлении о том, что каждая стадия жизненного цикла наступает в определённое для неё время (так называемый «критический период»)? А также о том, что полноценно функционирующая личность формируется только путём прохождения в своём развитии последовательно всех стадий. Кроме того, согласно Эриксону, каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом — поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определённого уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на данной стадии. Иначе говоря, каждая из восьми фаз жизненного цикла человека характеризуется специфичной именно для данной фазы («фазо-специфической») эволюционной задачей — проблемой в социальном развитии, которая в своё время предъявляется индивидууму, но не обязательно находит своё разрешение. Характерные модели поведения для индивидуума обусловлены тем, каким образом в конце концов разрешается каждая из этих задач или как преодолевается сам кризис. Конфликты играют жизненно важную роль в теории Эриксона, т. к. рост и расширение сферы межличностных отношений связаны с растущей уязвимостью функций эго на каждой стадии. В то же время он отмечает, что кризис означает «не угрозу катастрофы, а поворотный пункт, и тем самым онтогенетический источник как силы, так и недостаточной адаптации».1

       Каждый  психосоциальный кризис, если рассматривать его с точки зрения оценки, содержит и позитивный, и негативный компоненты. Ведь если конфликт разрешён успешно (т. е. на предыдущей стадии эго обогатилось новыми положительными качествами), то теперь эго вбирает в себя новый позитивный компонент (базальное доверие и автономию), и это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. Но, если конфликт остаётся неразрешённым или получает неудовлетворительное разрешение, развивающемуся эго тем самым наносится вред, и в него встраивается негативный компонент (например, базальное недоверие, стыд, сомнения). Хотя на пути развития личности возникают теоретически предсказуемые и вполне определённые конфликты, из этого не следует, что на предшествующих стадиях успехи и неудачи обязательно одни и те же. Качества, которые эго приобретает на каждой стадии, не снижают его восприимчивости к новым внутренним конфликтам или меняющимся условиям. Задача состоит в том, чтобы человек адекватно разрешал каждый кризис, и тогда у него будет возможность подойти к следующей стадии развития более адаптивной и зрелой личностью.

       Эриксон придавал большое значение воспитанию в раннем детстве. Все восемь стадий развития личности в психологической  теории Эриксона представлены следующим  образом:

  • первая стадия (рождение-1 год) - «вбирающая», в ней удовлетворяется оральная потребность, формируется доверие через мать. На этой стадии формируется проекция личности1. Психосоциальный кризис — базальное доверие/недоверие. Сильной стороной данной стадии является надежда.
  • Вторая стадия (1-3 года) — стадия созревания мышечно-двигательного аппарата, которое приводит к чувству уверенности, самостоятельности. Первая стадия разрушается. Психосоциальный кризис — автономия в положительном ракурсе,а стыд и сомнение в отрицательном.. Сильная сторона - сила воли.
  • Третья стадия (3-6 лет) — локомоторно-генитальная. Психосоциальный кризис проявляется в инициативности и чувстве вины. Сильной стороной является наличие определённой цели.
  • Четвёртая стадия (6-12 лет) — латентная. Психосоциальный кризис выражается в трудолюбии в положительном полюсе и в чувстве неполноценности в отрицательном. Сильная сторона — компетентность.
  • Пятая стадия (12-19 лет) — становление юношества, нахождение целей, умение планировать. На этой стадии происходит выбор друзей. Психосоциальный кризис — эго-идентичность — ролевое смешение. Сильная сторона — верность.
  • Шестая стадия (20-25 лет) — стадия ранней зрелости, в которой идёт процесс установления рефлексии и возникают сомнения относительно своего места в жизни. Психосоциальный кризис в положительном аспекте выражается в интимности, а в отрицательном — в чувстве изолюции. Сильной стороной данной стадии является любовь.
  • Седьмая стадия (26-64 года) — стадия средней зрелости. Это зрелость личности, устойчивость её интересов. На этой стадии личность начинает руководствоваться нормами общества, в котором она живёт. Психосоциальный кризис в положительном аспекте — продуктивность, в отрицательном — застой. Сильная сторона этой стадии — забота.
  • Восьмая стадия (65 лет — смерть) — стадия поздней зрелости. Это либо достижение неповторимости личности, либо обречение на безысходность1. Психосоциальный кризис — эго-интеграция и отчаяние. Сильная сторона состоит в мудрости человека2.

       В соответствии с принципом эпигенезиса, каждая стадия основывается на разрешении и интеграции предшествовавших психосоциальных конфликтов. Эриксон выдвинул предположение, согласно которому все кризисы в той или иной степени имеют место с самого начала постнатального периода жизни человека и для каждого из них есть приоритетное время наступления в генетически обусловленной последовательности развития.

       Полагая, что перечисленные восемь стадий представляют собой универсальную  особенность человеческого развития, Эриксон указывает при этом на культурные различия в способах разрешения проблем, присущих каждой стадии. Более того, он считает, что в каждой культуре наличиствует «решающая координация» между развитием индивидуума и его социальным окружением. Речь идёт о координации, называемой им «зубчатым колесом жизненных циклов» - законе согласованного развития, согласно которому развивающейся личности общество оказывает помощь и поддерживает её именно тогда, когда она особенно в этом нуждается. Таким образом, с точки зрения Эриксона, потребности и возможности поколений переплетаются. Эта сложная модель обоюдной зависимости между поколениями отражена в его концепции взаимозависимости. 

 

        Глава 2. Развитие личности по Эриксону. Психосоциальные  стадии.

       2.1 Младенчество: базальное  доверие — базальное  недоверие

       Первая  психосоциальная стадия соответствует оральной стадии по Фрейду и охватывает первый год жизни человека. По Эриксону, в этот период краеугольным камнем формирования здоровой личности является общее чувство доверия; другие же учёные называют ту же самую характеристику «уверенностью». Первое проявление малышом социального доверия обнаруживается в лёгкости его кормления, глубине сна и ненапряжённости внутренних органов. Опыт совместного согласования его непрерывно возрастающих рецептивных возможностей с материнскими приёмами обеспечения постепенно помогает ему уравновешивать дискомфорт, вызываемый незрелостью врожденных механизмов гомеостаза. С увеличением времени бодрствования он обнаруживает, что всё больше и больше сенсорных событий вызывают чувство дружественной близости, совпадения с ощущением внутреннего благополучия. Формы успокоения и связанные с ними люди становятся столь же привычными, как и беспокоящий кишечник. Первым социальным достижением младенца в то время оказывается его готовность без особой тревоги или гнева переносить исчезновение матери из поля зрения, поскольку она стала для него и внутренней уверенностью и внешней предсказуемостью. Такая согласованность, непрерывность и тождественность личного опыта обеспечивает зачаточное чувство эго-идентичности, зависящее, как полагает Эриксон, от «понимания» того, что существует внутренняя популяция вспоминаемых ощущений и образов, которые прочно увязаны с внешней популяцией знакомых и предсказуемых вещей и людей1.

       Согласно  Эриксону, степень развития у ребёнка  чувства доверия к другим людям и миру в целом зависит от качества получаемой им материнской заботы. Таким образом, чувство доверия не зависит от количества пищи или от проявлений родительской нежности; скорее оно связано со способностью матери передать своему ребёнку чувство узнаваемости, постоянства и тождества переживаний.

       Но  что же может являться причиной первого  важного психологического кризиса? Эриксон связывает этот кризис с  качеством материнского ухода за ребёнком — причиной кризиса является ненадёжность, несостоятельность матери и отвергание ею ребёнка. Это способствует появлению у него психосоциальной установки страха, подозрительности и опасений за своё благополучие. Такая установка может быть направлена как на весь мир в целом, так и на отдельных людей; она будет проявляться во всей своей полноте на более поздних стадиях личностного развития. Эриксон также считает, что чувство недоверия может усилиться тогда, когда ребёнок перестаёт быть для матери главным центром внимания; когда она возвращается к тем занятиям, которые оставила на время беременности, или рожает следующего ребёнка. Но наравне с этим, чувство недоверия могут создать и родители, придерживающиеся разных принципов и методов воспитания, или чувствующие себя неуверенно в роли родителей, или те, чья система ценностей находится в противоречии с общепринятым в данной культуре стилем жизни1.

       Основная  предпосылка психосоциальной теории состоит в том, что кризис «доверие – недоверие» не всегда находит разрешение в течение первого или второго года жизни. Адекватное разрешение кризиса доверия имеет важные последствия для развития личности ребёнка в дальнейшем. Укрепление доверия к себе и матери даёт возможность ребёнку переносить состояние фрустрации, которые он неизбежно будет переживать на протяжении следующих стадий своего развития. Понять чему не следует доверять, так же важно, как и понять, чему доверять нужно. Эта способность предвидеть опасность и дискомфорт также важна для совладания с окружающей реальностью и для эффективного принятия решений; поэтому базальное доверие не надо трактовать в контексте шкалы достижений. Путь приобретения базального доверия универсален; человек доверяет социуму подобно тому, как он доверяет собственной матери. Положительное психосоциальное качество, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта «доверие — недоверие», Эриксон обозначает термином надежда. Из этого следует, что доверие переходит в способность младенца надеяться, а у взрослого это может составлять основу веры в соответствии с какой-либо официальной формой религии. Надежда, это первое положительное качество эго, поддерживает убеждённость человека в значимости и надёжности общего культурного пространства. 

       2.2 Раннее детство:  автономия против  стыда и сомнения

       Приобретение  чувства базального доверия подготавливает почву для достижения определённой автономии и самоконтроля, избегания чувств стыда, сомнения и унижения. Согласно Эриксону, ребёнок в процессе взаимодействия с родителями при обучении туалетному делу обнаруживает, что контроль со стороны родителей бывает разным: с одной стороны, он может проявляться в форме заботы, с другой — как деструктивная форма обуздания и мера пресечения. Данная стадия становится решающей для установления соотношения между добровольностью и упрямством. Чувство самоконтроля без потери самооценки является оногенетическим источником уверенности в свободном выборе; чувство чрезмерного постороннего контроля и одновременно потеря самоконтроля может послужить толчком для постоянной склонности к сомнениям и стыду.

       До  наступления этой стадии дети почти полностью зависят от заботящихся о них людей. Однако, поскольку у них быстро развивается нервно-мышечная система, речь и социальная избирательность, они начинают исследовать своё окружение и взаимодействовать с ним более независимо. Следовательно, внешний контроль на этой стадии должен быть твёрдо убеждающим ребёнка в собственных силах и возможностях. С точки зрения Эриксона, твёрдость внешней поддержки должна защищать ребёнка против потенциальной анархии его ещё необученного чувства различения, его неспособности удерживать и отпускать с разбором. Когда окружение поощряет малыша «стоять на своих ногах», оно должно оберегать его от бессмысленного и случайного опыта переживания стыда и преждевременного сомнения1. Другими словами, удовлетворительное разрешение  психосоциального кризиса на этой стадии зависит прежде всего от готовности родителей постепенно предоставить детям свободу самим осуществлять контроль над своими действиями, но в то же время родители должны ненавязчиво и чётко ограничивать свободу своего ребёнка в тех сферах жизни, которые потенциально или актуально представляются опасными для самих детей и окружающих. Автономия не означает, что ребёнок получает неограниченную свободу. Скорее она означает, что родители должны удерживать возрастающую способность ребёнка делать выбор в пределах определённых «степеней свободы».

       Эриксон рассматривает переживание стыда  у ребёнка как нечто родственное  гневу, направленного на самого себя, когда ребёнку не разрешается  развивать свою автономию и самоконтроль. Стыд может появиться, если родители нетерпеливо, раздражённо и настойчиво делают за детей то, что те могут сделать сами; или, наоборот, когда родители ожидают, что дети сделают то, чего хотят они ещё сами сделать не в состоянии2. Зрительный стыд предшествует слуховой вине - чувству собственной никудышности, испытываемому человеком, когда на него никто не смотрит и все вокруг спокойно, - за исключением голоса супер-эго. Такое пристыживание эксплуатирует усиливающееся чувство собственной ничтожности, которое может развиться только когда ребёнок встает на ноги и когда его способность сознавать позволяет ему замечать относительные масштабы величин и сил. Чрезмерное пристыживание приводит не к истинной правильности поведения, а к скрытой решимости попытаться выкрутиться из положения, незаметно ускользнуть, если, конечно, эта чрезмерность не кончается вызывающим бесстыдством. Многие маленькие дети, пристыженные сверх меры, могут оказаться хронически предрасположенными (хотя им и не достает ни должной смелости, ни подобных слов) бросать вызов сходным образом1. Таким образом, в результате формируются такие черты, как неуверенность в себе, приниженность и слабоволие.

Информация о работе Эго-теория личности Э. Эриксона