Эксперимент как основной научный метод

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 21:34, реферат

Описание работы

Эксперимент как метод сбора данных, т.е. специальным образом организованное исследование, и как чувственно-предметная деятельность исследователя отличаются от нормативов метода наблюдения. Наиболее существенным отличием является способ исследовательского отношения к изучаемой предметной области: в эксперименте исследователь не просто провоцирует или создает условия для наблюдения предполагаемых закономерностей, а организует специальный контроль – управляет переменными, посредством чего активно вмешивается в ход изучаемых процессов.

Содержание

Введение 3

1Эксперимент - метод научного познания 3

2.Переменная и их виды 6

3.Основные этапы проведения эксперимента 13

Заключение 17

Библиографический список 19

Работа содержит 1 файл

Реферат по экспериментальной психологии.doc

— 92.50 Кб (Скачать)

       Выводы и интерпретация  результатов завершают исследовательский цикл. Итогом экспериментального исследования является подтверждение или опровержение гипотезы о причинной зависимости между переменными: «Если А, то В».

     Подтверждение статистических гипотез (о различиях, связи и пр.) — решающий, но не единственный аргумент в пользу принятия экспериментальной гипотезы. Исследователь сопоставляет свои выводы с выводами других авторов, высказывает гипотезы о причинах сходства или различия между данными, полученными им самим, и результатами предшественников. И наконец, он интерпретирует свои выводы в терминах теоретической гипотезы. Он должен ответить на вопрос: можно ли считать подтверждение или опровержение эмпирической гипотезы подтверждением или опровержением той или иной теории. Возможно, что ни одна теория не может объяснить полученные в эксперименте результаты. Тогда экспериментатор, если он склонен к теоретизированию, пытается сам теоретически объяснить полученные в эксперименте результаты. Кроме того, он высказывает предположения о возможности обобщения и переноса полученных им данных на другие ситуации, популяции и т.д.

       Конечным продуктом  исследования являются научный отчет, рукопись статьи, монография, письмо в редакцию научного журнала.

     Исследование  считается завершенным, если экспериментальная  гипотеза опровергнута или не опровергнута с заданной надежностью, а результаты исследования в соответствующей  форме представлены на суд научной  общественности. Ибо исследователь, как гласит старая поговорка, — это человек, испытывающий склочный интерес к работе коллег.

      

                                                  Заключение

     Активность  экспериментатора означает, организацию (функциональный контроль) им разных уровней независимой переменной, планирование эксперимента и его проведение. Планирование и проведение (реализация) эксперимента предполагает также использование методик фиксации (наблюдения или измерения) тех показателей, которые согласно предположениям исследователя отражают происходящие в результате осуществляемых им воздействий изменения в психологической реальности. Такие показатели рассматриваются как выборочные значения зависимой переменной. Методические усилия исследователя по выделению НП и измерению психологических показателей как результатов ее воздействия – ЗП – являются необходимыми компонентами экспериментирования. Методики выступают при этом средствами операционализации переменных. При обосновании того, что внутренняя валидность эксперимента была недостаточной, остается возможность утверждать, что обнаружена иная, чем представленная в экспериментальной гипотезе, зависимость между переменными. В учебно-методической литературе по введению в экспериментальный метод обычно подчеркивается, что проверка каузальных гипотез – это прерогатива экспериментальных исследований. Как минимум две темы в таких пособиях являются обязательными, хотя реально авторы уделяют им неодинаковое внимание: проблема понимания причинности в психологических теориях и гипотезах и проблема конкурирующих гипотез. Установление направленности связи между переменными третья из тем при обсуждении специфики психологической причинности.

     Исследовательская деятельность экспериментатора включает чувственное наблюдение за показателями переменных, в которых описывается изучаемая причинно-следственная закономерность, и организацию экспериментальных воздействий посредством управления условиями, выступающими в качестве НП. Однако решение вопросов о том, что наблюдать или измерять и какие формы контроля экспериментальных воздействий организовывать, определяется системой научных гипотез как регуляторов направленности практической деятельности исследователя. Поэтому нельзя разорвать единую цепочку умозаключений: психологические гипотезы – методические условия выделения переменных – планирование – проведение эксперимента – выводы об экспериментальной гипотезе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                   
 
 
 
 
 

                               Библиографический список 

1. Анастази  А. Психологическое тестирование: Пер. с англ. – М., 1982 Т. 1.

2. Вудвортс  Р. Экспериментальная психология: Пер. с англ. – М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1950

3. Готтсданкер  Р. Основы психологического эксперимента: Пер. с англ. – М.: Изд-во МГУ, 1982

4. В.Н. Дружинин    Экспериментальная психология М.,1997

5. Корнилова Т. В. Введение в психологический эксперимент. – М.: МГУ, 1997

6. Корнилова  Т. В. Экспериментальный метод  в психологии (программа курса) // Вопр. психологии. – 1998 – № 5.

7. Методы исследования в психологии: Квазиэксперимент / Под ред. Т. В. Корниловой. – М.: Форум-Инфра-М, 1998            

8. Общий практикум по психологии. Психологический эксперимент. Ч. 1 / Под ред. М. Б. Михалевской, Т. В. Корниловой. – М.: Изд-во МГУ, 1985

10. Стивенс С. Экспериментальная психология. – M.: Изд-во иностр. лит-ры, 1960                                    

Информация о работе Эксперимент как основной научный метод