Экспериментальная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 09:35, контрольная работа

Описание работы

Эксперимент - один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта.
Правильно поставленный эксперимент позволяет проверять гипотезы в причинно-следственных казуальных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи (корреляции) между переменными. Различают традиционные и факторные планы проведения эксперимента.

Работа содержит 1 файл

Экспериментальная психология.doc

— 119.00 Кб (Скачать)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАЙКАЛЬСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ 
 

 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ПСИХОЛОГИЯ» 
 

ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» 

Билет №___ 
 

Выполнила: студентка заочной формы обучения

ЛАНЦОВА ИРИНА ВАЛЕРЬЕВНА

(_______________)

Логин ____________

Проверил _________________________________

Оценка ___________ Подпись ________________ 
 
 
 
 
 
 
 

Улан  – Удэ

2011

      Вопрос 1. Эксперимент в  системе психологических методов. Сравнительный анализ классификаций методов психологии. 

      Эксперимент - один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта.

        Правильно поставленный эксперимент  позволяет проверять гипотезы в причинно-следственных казуальных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи (корреляции) между переменными. Различают традиционные и факторные планы проведения эксперимента.

        При традиционном планировании  меняется лишь одна независимая переменная, при факторном - несколько. Достоинством последнего является возможность оценки взаимодействия факторов - изменения характера влияния одной из переменных в зависимости от значения другой. Для статистической обработки результатов эксперимента в этом случае применяется дисперсионный анализ (Р. Фишер). Если изучаемая область относительно неизвестна и система гипотез отсутствует, то говорят о пилотажном эксперименте, результаты которого могут помочь уточнить направление дальнейшего анализа. Когда имеются две конкурирующие между собой гипотезы и эксперимент позволяет выбрать одну из них, говорят о решающем эксперименте. Контрольный эксперимент осуществляется с целью проверки каких-либо зависимостей. Применение эксперимента, однако, наталкивается на принципиальные ограничения, связанные с невозможностью в ряде случаев осуществлять произвольное изменение переменных. Так, в дифференциальной психологии и психологии личности эмпирические зависимости большей частью имеют статус корреляций (т.е. вероятностных и статистических зависимостей) и, как правило, не всегда позволяют делать выводы о причинно-следственных связях. Одна из трудностей применения эксперимента в психологии заключается в том, что исследователь зачастую оказывается включенным в ситуацию общения с обследуемым лицом (испытуемым) и может невольно повлиять на его поведение (рис.). Особую категорию методов психологического исследования и воздействия образуют формирующие, или обучающие, эксперименты. Они позволяют направленно формировать особенности таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление.

        

      Процедура эксперимента состоит в направленном создании или подборе таких условий, которые обеспечивают надёжное выделение  изучаемого фактора, и в регистрации  изменений, связанных с его воздействием.

      Чаще  всего в психолого-педагогических экспериментах имеют дело с 2 группами: экспериментальной, в которую включается изучаемый фактор, и контрольной, в которой он отсутствует.

        Экспериментатор по своему усмотрению  может видоизменять условия проведения опыта и наблюдать последствия такого изменения. Это, в частности, даёт возможность находить наиболее рациональные приёмы в учебно-воспитательной работе с учащимися. Например, меняя условия заучивания того или иного учебного материала, можно установить, при каких условиях запоминание будет наиболее быстрым, прочным и точным. Проводя исследования при одинаковых условиях с разными испытуемыми, экспериментатор может установить возрастные и индивидуальные особенности протекания психических процессов у каждого из них.

      Психолого-педагогические эксперименты различаются:

      по  форме проведения;

      количеству  переменных;

      целям;

      характеру организации исследования.

      По  форме проведения выделяют два основных вида эксперимента - лабораторный и  естественный.

      Лабораторный  эксперимент проводится в специально организованных искусственных, условиях, призванных обеспечить чистоту результатов. Для этого устраняются побочные влияния всех одновременно происходящих процессов. Лабораторный эксперимент  позволяет с помощью регистрирующих приборов точно измерить время протекания психических процессов, например быстроту реакции человека, скорость формирования учебных, трудовых навыков. Его применяют в тех случаях, когда необходимо получить точные и надёжные показатели при строго определённых условиях. Более ограниченное применение имеет лабораторный эксперимент при исследовании проявлений личности, характера. С одной стороны, здесь сложен и многогранен объект исследования, с другой - известная искусственность лабораторной ситуации представляет большие трудности. Исследуя проявления личности в искусственно созданных особых условиях, в частной, ограниченной ситуации, мы далеко не всегда имеем основания заключить, что аналогичные проявления будут характерны для этой же личности в естественных жизненных обстоятельствах. Искусственность экспериментальной обстановки является существенным недостатком данного метода. Она может повлечь нарушение естественного хода исследуемых процессов. Например, запоминая важный и интересный учебный материал, в естественных условиях ученик достигает иных результатов, нежели когда ему предлагается в необычных условиях запомнить экспериментальный материал, непосредственно не представляющий для ребёнка интереса. Поэтому лабораторный эксперимент должен быть тщательно организован и по возможности сочетаться с другими, более естественными методиками. Данные лабораторного эксперимента представляют в основном теоретическую ценность; выводы, сделанные на их основании, могут быть распространены на реальную жизненную практику с известными ограничениями.

      Естественный  эксперимент. Указанные недостатки лабораторного эксперимента в некоторой  мере устраняются при организации  естественного эксперимента. Впервые  этот метод был предложен в 1910 г. А.Ф. Лазурским на 1-м Всероссийском съезде по экспериментальной педагогике. Естественный эксперимент проводится в обычных условиях в рамках привычной для испытуемых деятельности, например, учебных занятий или игры. Зачастую созданная экспериментатором ситуация может остаться вне сознания испытуемых; в этом случае положительным для исследования фактором является полная естественность их поведения. В других случаях (напр., при изменении методики преподавания, школьного оборудования, режима дня и т. п.) экспериментальная ситуация создаётся открыто, таким образом, что сами испытуемые делаются участниками её создания. Такое исследование требует особенно тщательного планирования и подготовки. Его имеет смысл использовать, когда данные надо получить в предельно короткие сроки и без помех для основной деятельности испытуемых. Существенный недостаток естественного эксперимента - неизбежное наличие неконтролируемых помех, т. е. факторов, влияние которых не установлено и не может быть количественно измерено.

      Сам А.Ф. Лазурский выразил суть естественного эксперимента следующим образом: "При естественно-экспериментальном изучении личности мы не пользуемся искусственными приемами, не производим опытов в искусственных лабораторных условиях, не изолируем ребенка из обычной обстановки его жизни, а экспериментируем естественными формами внешней среды. Мы исследуем личность самой жизнью и потому становятся доступными обследованию все влияния как личности на среду, так и среды на личность. Здесь эксперимент входит в жизнь. Мы исследуем не отдельные психические процессы, как это обычно делается (напр., память исследуют посредством заучивания бессмысленных слогов, внимание - вычеркиванием значков на таблицах), а исследуем и психические функции, и личность в целом. При этом пользуемся не искусственным материалом, а предметами школьного обучения" (Лазурский А.Ф., 1997; аннотация).

      По  количеству изучаемых переменных различают  одномерный и многомерный эксперименты.

        Одномерный эксперимент предполагает  выделение в исследовании одной  зависимой и одной независимой  переменной. Он чаще всего реализуется в лабораторном эксперименте.

      Многомерный эксперимент. В естественном эксперименте утверждается идея изучения явлений  не изолированно, а в их взаимосвязи  и взаимозависимости. Поэтому здесь  чаще всего реализуется многомерный эксперимент. Он требует одновременного измерения множества сопутствующих признаков, независимость которых заранее неизвестна. Анализ связей между множеством изучаемых признаков, выявление структуры этих связей, её динамики под влиянием обучения и воспитания являются основной целью многомерного эксперимента.

        Результаты экспериментального  исследования часто представляют  собой не выявленную закономерность, устойчивую зависимость, а ряд  более или менее полно зафиксированных  эмпирических фактов. Таковы, например, полученные в результате эксперимента описания игровой деятельности детей, экспериментальные данные о влиянии на какую-либо деятельность такого фактора, как присутствие других людей и связанный с этим мотив соревнования. Эти данные, носящие часто описательный характер, не раскрывают ещё психологического механизма явлений и представляют лишь более определённый материал, сужающий дальнейшую сферу поиска. Поэтому результаты эксперимента в педагогике и психологии нередко следует рассматривать как промежуточный материал и исходную основу для дальнейшей исследовательской работы.

      С точки зрения Б.Г.Ананьева, методы психологического исследования являются системами операций с психологическими объектами и  вместе с тем являются гносеологическими  объектами самой психологической науки.

         Метод - это выражение некоторых  свойств соотношений между объектом  и субъектом в процессе познания.

         Классификация (Г. Пирьов):

         1. Собственно методы (наблюдение, эксперимент,  моделирование и т.д.); наблюдение  бывает объективное, непосредственно - опосредованное (анкеты, опросники), субъективный эксперимент: лабораторный, естественный, психолого-педагогический.

         2. Методические приемы - вспомогательные  методы (математические, графические,  биохимические).

         3. Методические подходы (генетический, психофизиологический).

         Классификация С.Л. Рубинштейна: 

         1. Наблюдение: внешнее, внутреннее. Эксперимент: естественный, лабораторный, психолого-педагогический,  физиологический  (или метод условных рефлексов).

         2. Приемы изучения продуктов деятельности.

         3. Беседа.

         4. Анкета.

         Классификация Б.Г. Ананьева:

         1. Организационные: сравнительный,  лонгитюдный, комплексный. 

         2. Эмпирические: обсервационные (наблюдение, самонаблюдение), эксперимент (лабораторный, полевой, естественный), психофизиологические, анализ продуктов и процессов деятельности (праксиметрические методы), моделирование, биографический метод.

         3. Методы обработки данных: методы  математической статистики, качественного  описания.

         4. Интерпретационные методы: генетические (фило- и онто-), структурные (классификация, типологизация). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  использованных источников: 

      1. Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005.

      2. Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004.

      3. Мартин Д. Психологические эксперименты. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. ISBN 5-93878-136-1

      4. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. СПб., 2000.

      5. Солсо Р. Л., Джонсон Х. Х., Бил М. К. Экспериментальная психология: практический курс. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Вопрос 2. Процессуальное и  сопутствующее смешение. Виды сопутствующего смешения. Понятие  артефакта в психологическом  эксперименте. Понятие эффекта и фактора плацебо.    

      Сопутствующее смешение — фактор, угрожающий внутренней валидности, состоящий в том, что  на зависимую переменную обычно влияют различные нерелевантные стимулы, от которых принципиально невозможно избавиться. В задачи исследователя входит определение степени влияния этих стимулов на зависимую переменную, чтобы быть уверенным в том, какое влияние на неё оказывает изменение независимой переменной, интересующей экспериментатора.

      При исследовании влияния на поведение  животных различных участков головного  мозга сам факт перенесения операции по удалению соответствующего участка  может изменить поведение подопытного  животного.

      Смешения, которые в основном проистекали  из того факта, что одному и тому же испытуемому не могут быть предъявлены  два разных условия одновременно. Конечно, такое «процедурное» по своей природе смешение остается проблемой и в этих экспериментах, как и в любых других. Но в лабораторных экспериментах, предполагающих выделение независимой переменной, существует также другая разновидность смешения. Она связана с тем, что экспериментатор не может создать совершенно «чистые» условия независимой переменной, как того требует эксперимент.

Информация о работе Экспериментальная психология