Экспериментальная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 09:35, контрольная работа

Описание работы

Эксперимент - один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта.
Правильно поставленный эксперимент позволяет проверять гипотезы в причинно-следственных казуальных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи (корреляции) между переменными. Различают традиционные и факторные планы проведения эксперимента.

Работа содержит 1 файл

Экспериментальная психология.doc

— 119.00 Кб (Скачать)

      Смешение  сопутствующее (associative confounding) — источник нарушения внутренней валидности, возникающий с необходимостью оперировать единичными переменными для проверки точных экспериментальных гипотез. Напрямую это оказывается невозможным даже в лабораторном эксперименте, где независимая переменная освобождена от побочных влияний: предъявление активного условия независимой переменной (например, рассечение свода необходимо (дословно—«ассоциативно») связано с воздействием, не входящим в экспериментальную гипотезу (оперирование животного). По характеру этой связи различаются два вида смешения сопутствующего—искусственное и естественное. Смешение сопутствующее неустранимо, его последствия можно только усреднить. Проблема контроля  возникает также в отношении зависимой (точнее, базисной) переменной, когда для проверки теоретической модели требуется точно определить результат действия независимой переменной (а; результат, свидетельствующий, например, о нарушении памяти, может быть приписан нарушению восприятия). Кроме того, вопросы смешения сопутствующего являются важными для теоретических корреляционных исследований, где необходимо различать возможные детерминанты полученных результатов (например, порядок рождения детей, величина семьи, социальное происхождение родителей и т. д.);

      Искусственное (artifactual) смешение  — сопутствующее смешение независимой или базисной переменной в лабораторном эксперименте, вызванное своеобразием условий и процедур его проведения. Для контроля искусственного смешения независимой переменной (например, введение лекарства—факт инъекции) контрольной группе испытуемых предъявляется не просто пассивное условие этой переменной (отсутствие инъекции), но специальное контрольное условие (инъекция без лекарства), и, таким образом, при сравнении результатов экспериментальной и контрольной групп воздействия сопутствующего влияния усредняется. Контроль искусственного смешения базисной переменной (например, нарушения узнавания у животных, требующего для своего исследования привлечения задач на запоминание по ассоциации) возможен только в факторном эксперименте: используется вторая„ контрольная переменная (объекты, не получающие подкрепления либо предъявляются, либо нет), при активном условии которой воздействие испытывает только сопутствующая переменная, а при пассивном — и сопутствующая, и базисная;

      Естественное (natural) смешение — натуральная, не зависящая от методических процедур связь независимой (или базисной) и сопутствующей ей переменных не позволяющая проверить точную гипотезу в лабораторном эксперименте (например, плач ребенка может быть вызван тем, что из комнаты вышла мать, или же тем, что он просто остался один). Способ контроля естественного смешения независимой переменной аналогичен введению контрольного условия, используется расширенная переменная (уход человека): при одном из ее условий (уход матери), сопутствующая переменная смешивается с основной, а при другом (уход ассистента) — нет; при сравнении этих двух условий воздействие сопутствующей переменной можно «вывести за скобки». Естественное смешение базисной переменной (например, связь памяти с восприятием) контролируется так же, как и искусственное—привлекается контрольная, переменная (здесь—интервал отсрочки выполнения тестовой задачи): «чистое» воздействие основной независимой переменной (рассечение овода) на базисную (нарушение памяти) определяется как фазность ее взаимодействий при одном из условий контрольной переменной (длинная отсрочка, затрагивающем и базисную, и сопутствующую переменные (память и восприятие), и при другом (короткая отсрочка), затрагивающем только сопутствующую (восприятие). Соответствие (appropriateness) — степень адекватности отражения изучаемой реальности или теоретического представлении о ней в проводимом эксперименте. Проблемы соответствия связаны с обеспечением внешней валидности (и ее безупречный образец не случайно назвав экспериментом полного соответствия), они возникают в отношении всех составных частей экспериментальной гипотезы: независимой, зависимой и уровней дополнительных переменных. Контроль соответствия обычно представляет собой анализ (предварительный или констатирующий) всех последствий изменения реальности в наличной экспериментальной ситуации. Так, при интерпретации результатов искусственных экспериментов рассматриваются главным образом вопросы о соответствии значений зависимой переменной, а также уровней ключевых и других дополнительных переменных (например, анализ действий испытуемого, выполняемых одновременно с задачей, снятия напряженности и сжатия (compression) проб во времени. Проблемы соответствия, возникающие в основных видах эксперимента.  Состояние, или условие (treatment)—форма предъявления независимой переменной. Независимая переменная имеет обычно два или несколько состояния (например, два метода заучивания фортепьянных пьес — целостный и частичный), причем соответственно всегда различается качественно.

      Артефакт  — феномен или эффект, привнесенный в эксперимент исследователем.

      Артефакт   эксперимента (от лат. arte - искусственно factus - сделанный) - эффект в эксперименте, возникающий вследствие дефектов методики проведения опыта. Так, в психологических экспериментах артефакт являются моменты внушения испытуемому тех или иных показаний, в электрофизиологии - токи от помех и т. п.

      Для психологии традиционным является понятие «поведение». Именно поведение является «материалом», с которым работает исследователь-психолог. Различие материала, предмета и объекта является важным отличием психологии от других наук, где понятие «материала» вообще не употребляется. Психолог же может судить о психической реальности другого человека только через анализ материала. Другое дело, что в понятие «материал» следует включать не только поведение, но и его результаты. В терминологии этой книги результат есть изменение состояния среды под влиянием воздействия на нее со стороны системы. Причем воздействие (иначе поведение) – это такое наблюдаемое изменение состояния системы, которое приводит к изменению наблюдаемого состояния среды.

      Тем самым материалом для психолога служат как RS(St1; St2), где RS– отношение двух состояний системы, точнее – векторное отношение, таки RE (Et1; Et2), где RE – векторное отношение состояний среды.

      Направление вектора задано ходом времени  из прошлого и будущего.

      Удобно  считать RS– поведенческим актом, а RE – его результатом (с учетом спонтанных изменений системы и среды).

      Отсюда  можно перейти к традиционной для психологии и привычной для  читателей каузальной необихевиористской схеме: стимул – промежуточная переменная – реакция или же к телеологической схеме: цель – действие – результат (изменение среды).

      На  испытуемого одновременно воздействует и стимул, и фоновые условия, что  порождает типичные для психологии проблемы контролируемости экспериментальных  переменных и экологической валидности исследования (иными словами, проблема переноса данных лабораторного исследования в естественную среду).

      Если  фон воздействует на психику больше, чем стимул, то в результате исследования получается не факт, а артефакт.

      Для телеологической схемы исследования описание несколько иное. В этом случае важнее предположить наличие релевантных задач исследования и иррелевантных психологических переменных (источников «внутренних» артефактов), а именно: в состоянии психики выделяется yzи yiz– иррелевантная и иррелевантные составляющие (рис. ).

        

      Задача  исследователя состоит в том, чтобы выяснить, какая из составляющих послужила причиной наблюдаемого поведения.

      Отсюда  все источники артефактов для  проведения психологического эксперимента можно условно разделить на два  вида (есть еще третий источник – несовершенный инструмент): внутренние состояния испытуемого и состояния среды. Д. Кэмпбелл (1980) выделяет и фоновые артефакты: фоновые эффекты, инструментальную погрешность, реакцию испытуемого на эксперимент и т. д.

      Если  фиксация и анализ поведения являются прерогативой каузального подхода, то исследование продуктов деятельности (RE) есть прерогатива подхода телеологического. Действительно, используя телеологический подход в психологическом исследовании в качестве конечной точки процесса, берем результат активности человека – испытуемого, а затем пытаемся интерпретировать результат с точки зрения тех внутренних психических причин (намерений, планов, мотивов, целей, способностей испытуемого), которые потенциально могут влиять на поведение и, следовательно, на особенности результата.

      В этом случае, помимо недоучета внутренних иррелевантных задач, есть опасность  «просмотреть» испытуемого. То есть всегда есть неучитываемые экспериментатором  изменения в среде, которые произвел испытуемый. Кроме того, есть изменения в среде, которые не осознает и сам испытуемый, но которые также являются следствием его активности

      Очевидно, что даже в случае сотрудничества испытуемого и экспериментатора теоретически возможно появление неосознанных результатов деятельности испытуемого. То же относится к деятельности исследователя по контролю за экспериментальными переменными.

      Таким образом, источником артефактов в психологическом  эксперименте могут быть как среда, так и испытуемый (и экспериментатор  как фоновая часть среды).

      Кроме того, источником артефактов может  быть и неадекватность используемой психологической теории экспериментальной  процедуре: исследователь может  просмотреть, не учесть психические  переменные, влияющие на поведение  системы (человека).

      Ряд побочных эффектов психолог может не заметить (просмотреть факты) из-за неполного учета изменений в  среде, которые произвел испытуемый.

      Кроме того, следует учитывать эффект «естественного»  развития, о котором говорилось выше: за продукт деятельности испытуемого можно принять «естественные» изменения среды. Особенно важно обращать на это внимание при проведении социально-психологических исследований, где среда изменчива.

      Эффект  плацебо - эффект, проявляющийся в  психологическом исследовании и  заключающийся в том, что испытуемые считают экспериментатора или его действия положительным фактором для себя. Эффект плацебо был обнаружен медиками. Испытуемые считают, что препарат или действия врача способствуют их выздоровлению, и от этого у них наблюдается улучшение состояния. Эффект основан на механизмах внушения и самовнушения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  использованных источников: 

      1. Дружинин В.Н. Экспериментальная  психология. - М., 1997. - 254 с.

      2. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. СПб., 2000.

      3. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.И. Щербакова. М., 1987.

      4. Практикум по педагогике и психологии высшей школы / Под ред. А.К. Ерофеева. М., 1991.

      5. Солсо Р., Джонсон Х., Бил К. Экспериментальная психология: Практический курс. СПб., 2001. 
 

Информация о работе Экспериментальная психология