Экспериментальное исследование по определению особенностей проявления стилей саморегуляции у наркозависимых

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в изучении особенностей проявления саморегуляции у наркозависимых.
Объект: саморегуляция наркозависимых.
Предмет: особенности проявления саморегуляции у наркозависимых.
Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что у наркозависимых имеются определённые особенности проявления саморегуляции;
Задачи исследования:
1.Проанализировать теоретически материал по проблеме исследования.
2. Изучить особенности саморегуляции наркозависимых.
3. Обобщить полученные результаты исследования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
ГлаваI. Теоретические аспекты изучения проблемы саморегуляции
в современной психологии
1.1. Понятие «саморегуляция» и её сущность……………..……………..7
1.2. Личностные аспекты саморегуляции..……………………………...12
1.3. Стилевые особенности саморегуляции……………………………..17
1.4. Особенности саморегуляции у людей, страдающих наркоманией.19
Выводы по I главе………………………………………………………...23
Глава II. Экспериментальное исследование по определению
особенностей проявления стилей саморегуляции у наркозависимых
2.1. Организация и методы исследования…………………….................25
2.2. Анализ и интерпретация экспериментального исследования… ..30
Заключение………………………………………………………………. 37
Список использованной литературы…………………………………. 40
Приложение……………………………………………………………….45

Работа содержит 1 файл

курсовая 1.docx

— 104.22 Кб (Скачать)

     Оглавление

     Введение…………………………………………………………………….3

     ГлаваI. Теоретические аспекты изучения проблемы саморегуляции

       в современной психологии

     1.1. Понятие «саморегуляция» и её сущность……………..……………..7

     1.2. Личностные аспекты саморегуляции..……………………………...12

     1.3. Стилевые особенности саморегуляции……………………………..17

     1.4. Особенности саморегуляции у  людей, страдающих наркоманией.19

     Выводы  по I главе………………………………………………………...23

     Глава II. Экспериментальное исследование по определению

     особенностей  проявления стилей саморегуляции у наркозависимых

     2.1. Организация и методы исследования…………………….................25

     2.2. Анализ и интерпретация экспериментального  исследования…   ..30

     Заключение………………………………………………………………. 37

     Список  использованной литературы………………………………….   40

     Приложение……………………………………………………………….45 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Каждый  день нашей жизни наполнен массой приятных и неприятных событий, которые  вызывают у нас эмоции разной степени  интенсивности: от еле ощутимых до бурных и трудно поддающихся контролю. Все мы знаем, что наше тело использует определенные механизмы, чтобы поддерживать постоянство своей внутренней среды. Так же и психика стремится восстанавливать равновесие.

     Природа человека такова, что он стремится  к комфорту, к устранению неприятных ощущений, не задумываясь об этом. Это - естественные способы регуляции, которые  включаются сами собой, спонтанно, помимо сознания человека, поэтому иногда их еще называют неосознаваемыми.

     А специалисты, занимающиеся проблемами регуляции эмоциональных состояний, нервно-психической напряженности, для управления ими используют специальные  приемы сознательно. Именно их и называют методами саморегуляции, или способами  самовоздействия, подчеркивая в них активное участие человека.

     Саморегуляция - это набор психологических «инструментов», осознанного управления функциями собственного организма. Причем функциями как произвольными, так и исходно непроизвольными, лишь в малой степени подвластными сознательному контролю.

     Сознательное  использование тех инстинктивных  защитных реакций, которые помогают выжить в кризисных ситуациях, саморегуляция помогает не только выживать, но и становится инструментом для творчества и самосовершенствования. Особенно незаменима саморегуляция там, где к организму человека предъявляются повышенные требования. Она необходима больным, желающим излечиться, а также здоровым людям, деятельность которых связана с тяжелым физическим или умственным трудом в условиях современного стресса.

     Нарушения саморегуляции играют особо важную роль в осуществлении познавательной деятельности, эти нарушения выражаются в невозможности целенаправленной организации своих мыслительных действий. Некоторые формы нарушения  мышления невозможно объяснить без  привлечения представлений о  саморегуляции: они должны рассматриваться  как проявления нарушения осознания  и подконтрольности своих мыслительных действий. Подобные формы нарушения познавательных процессов не затрагивают осуществления логических операций: так наркозависимым могут оказаться доступными некоторые задания, требующие развитого абстрактного мышления. Однако в условиях необходимости организации своих действий (в ситуациях неопределенности, выбора, затруднения, конфликта) эти больные наркоманией оказываются неспособными к осуществлению целенаправленной деятельности. Например, такие нарушения динамики мышления, как расплывчатость, не целенаправленность, являются, по сути, выражением дезорганизации мышления.

     В исследовании А.Б. Холмогоровой [46] показано, что у больных наркоманией нарушается один из важнейших механизмов саморегуляции, основа децентрации и самоанализа — способность к смене позиции, отчуждению и объективации своих действий. Так, при определении понятий с инструкцией на понятность другому человеку (так, чтобы другой человек мог однозначно догадаться, о чем именно идет речь) наркозависимые часто оказывались не в состоянии представить себя в позиции отгадывающего, адекватно использовать культурный опыт.

     Проблемами  саморегуляции занимались такие  учёные, как И.П.Павлов [44], П.К. Анохин [6], В.Е.Клочко [23]. Огромная заслуга в постановке и раскрытии важных аспектов проблемы психической саморегуляции принадлежит научной школе В.М. Бехтерева, а также его учеников и последователей, таких как А.Ф.Лазурский [28], М.Я.Басов [7], В.Н.Мясищев [42], Б.Г.Ананьев [3] и др.

     Особенности психического состояния наркозависимых напрямую связаны с нарушением их саморегуляции.

     Поведение и жизнедеятельность наркомана во многом определяются нарушением саморегуляции. Так, при нарушении позиции «децентрации» у наркозависимых часто возникают конфликты с окружающими.

     Цель исследования заключается в изучении особенностей проявления саморегуляции у наркозависимых.

     Объект: саморегуляция наркозависимых.

     Предмет: особенности проявления саморегуляции у наркозависимых.

     Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что у наркозависимых имеются определённые особенности проявления саморегуляции;

     Задачи исследования:

     1.Проанализировать теоретически материал по проблеме исследования.

     2. Изучить особенности саморегуляции наркозависимых.

     3. Обобщить полученные результаты исследования.

     Методы  исследования:

     1) Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы;

     2) Эмпирические: тестирование (методика В.И. Моросанова, Е.М. Коноз «Стилевая саморегуляция поведения человека») [39].

     Экспериментальная база. Исследование проводился на базе «Центра социальной реабилитации нарко-и алкозависимых». В исследовании приняло участие 30 наркозависимых, находящихся на 1 этапе реабилитации.

     Практическая  значимость исследования состоит в возможности использования результатов исследования в деятельности «Центра социальной реабилитации нарко- и алкозависимых» при составлении коррекционных и реабилитационных программ; в консультативной работе психолога Центра.

     Структура  курсовой работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

     Во  введении представлен методологический аппарат, в первой главе изучены  теоретические аспекты проблемы саморегуляции в современной  психологии; во второй главе представлены методы исследования, описаны и проанализированы результаты исследования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы саморегуляции в современной психологии 

     1.1. Понятие «саморегуляции»  и её сущность 

     За  последнее время в известной  степени наметились и определились различные теоретические подходы  в решении одной из координальных и центральных проблем науки – проблемы саморегуляции человека. Понятие «саморегуляция» отражает биологическую (природную) характеристику человека как индивида, а понятие саморегулирования отражает социальную характеристику человека как личности[45].

     Понятие саморегуляции все чаще встречается  в психологии. При этом оно имеет  различное толкование и по-разному  интерпретируется в различных направления  и школах. Необходимо отметить, прежде всего, что это понятие не является собственно психологическим, оно чаще используется в теории систем, в  физиологии. В связи с этим за понятием саморегуляция исходно закрепились представления о равновесии, норме, адаптации, гомеостазе. И.П.Павлов еще в 1903г писал, что суть первейшей задачи и цели физиологического исследования заключается в познании того, каким образом и высшие и низшие организмы при всей сложности их устройства, сохраняют свою целостность в процессе уравновешивания со средой. Позднее И.П.Павлов определил человека как саморегулирующуюся систему, которая сама себя направляет, поддерживает, воспитывает и даже совершенствует [44].

     Эти идеи получили дальнейшее развитие в  теории функциональной системы, разработанной  П.К.Анохиным. С точки зрения этой теории функциональные системы представляют собой динамические, саморегулирующиеся организации, элементы которых взаимодействуют  достижению полезных результатов, носящих  приспособительных характер для  организма [6].

     Л.В. Выготский отмечал, что психика человека участвует в регуляции поведения, которое отличается высшими формами активного приспособления природы к своим потребностям, в противоположность пассивному приспособлению животных к среде [14].

     «Саморегуляцию» понимают иногда как непроизвольный психический процесс [36]. Такое понимание существенно обедняет смысл саморегуляции, приводя, в конечном счете, к представлению о параллельном развитии мыслительной деятельности и некоего психического процесса, направленного на совершенствование. Спорно уже представление о саморегуляции как психическом процессе. Саморегуляция – это принцип, который должен объяснить целостность и устойчивость деятельности и личности, организацию психических процессов, посредством которых совершается деятельность, их внутреннюю связь и единство, направленность деятельности и ее детерминацию [19].

     Чаще  всего выявляется попытка сводить  саморегуляцию к проблеме сознательного управления человеком собственными действиями и поведением. В этом случае саморегуляция определяется как включающая в себя планирование действий, поступков, волевое усилие, при их задержке или активизации, самоконтроль. Однако многочисленные исследования показывают, что любая более или менее сложная деятельность человека регулируется единством осознаваемых и неосознаваемых психических феноменов. Саморегуляция, с точки зрения В.Е.Клочко, должна пониматься через проблему соотнесения осознаваемого и неосознаваемого, произвольного и непроизвольного, через их взаимопереходы и взаимообусловленность в единой системе целостного психического саморегулирования [24].

     Осознанное  регулирование является высшим уровнем в системе регуляции, но сведение всей проблемы саморегуляции только к одному уровню, даже высшему, не только существенно обедняет объяснительные возможности принципа, но и противоречит самой его основе. Саморегуляция есть проявление целостной работы психики как системы многоуровневой.

     Огромная  заслуга в постановке и раскрытии  важных аспектов проблемы психической  саморегуляции принадлежит научной  школе В.М. Бехтерева, а также его  учеников и последователей, таких как А.Ф.Лазурский [28], М.Я.Басов [7], В.Н.Мясищев [42], Б.Г.Ананьев [3] и др.

     Задаваясь вопросом о самом понятии саморегуляции  поведения, М.Я.Басов предлагает рассматривать  его в двух смыслах [7]. Первый наиболее широкий, связан с общей установкой личности и общим направлением ее активности. Другой, затрагивающий регуляцию в собственном смысле слова, касается структуры процесса и способов ее организации. Развитие активности и как общих предпосылок развития способностей, формирования личности раскрывается в работах В.Н. Дружининой В.Н. [2].

     Саморегуляция основана на развитии индивидуальных свойств личности, на ее заданных природой возможностях. В современных условиях возникает настоятельная необходимость совершенствовать фундаментальные возможности человека, повышать его защитно-адаптивные качества.

     «Управляемая саморегуляция» – это методы сознательно-волевого управления внутренними процессами собственной психики и организма в целом, переходящие на уровень рефлексов, минуя сознание, когда это необходимо.

     Саморегуляция, свойство биологических систем автоматически устанавливать и поддерживать на определённом, относительно постоянном уровне те или иные физиологические или другие биологические показатели. При саморегуляции управляющие факторы не воздействуют на регулируемую систему извне, а возникают в ней самой. Процесс саморегуляции может носить циклический характер. Отклонение какого-либо жизненного фактора от константного уровня служит толчком к мобилизации аппаратов, восстанавливающих его. На разных уровнях организации живой материи — от молекулярного до надорганизменного — конкретные механизмы саморегуляции весьма разнообразны.

Информация о работе Экспериментальное исследование по определению особенностей проявления стилей саморегуляции у наркозависимых