Экспериментальное исследование по определению особенностей проявления стилей саморегуляции у наркозависимых

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в изучении особенностей проявления саморегуляции у наркозависимых.
Объект: саморегуляция наркозависимых.
Предмет: особенности проявления саморегуляции у наркозависимых.
Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что у наркозависимых имеются определённые особенности проявления саморегуляции;
Задачи исследования:
1.Проанализировать теоретически материал по проблеме исследования.
2. Изучить особенности саморегуляции наркозависимых.
3. Обобщить полученные результаты исследования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
ГлаваI. Теоретические аспекты изучения проблемы саморегуляции
в современной психологии
1.1. Понятие «саморегуляция» и её сущность……………..……………..7
1.2. Личностные аспекты саморегуляции..……………………………...12
1.3. Стилевые особенности саморегуляции……………………………..17
1.4. Особенности саморегуляции у людей, страдающих наркоманией.19
Выводы по I главе………………………………………………………...23
Глава II. Экспериментальное исследование по определению
особенностей проявления стилей саморегуляции у наркозависимых
2.1. Организация и методы исследования…………………….................25
2.2. Анализ и интерпретация экспериментального исследования… ..30
Заключение………………………………………………………………. 37
Список использованной литературы…………………………………. 40
Приложение……………………………………………………………….45

Работа содержит 1 файл

курсовая 1.docx

— 104.22 Кб (Скачать)

     Примеры саморегуляции на клеточном уровне: самосборка клеточных органелл из биологических макромолекул, самоорганизация разнородных клеток с образованием упорядоченных клеточных ассоциаций: поддержание определённого значения трансмембранного потенциала у возбудимых клеток и закономерная временная и пространственная последовательность ионных потоков при возбуждении клеточной мембраны. Процессы саморегуляции занимают важное место в явлениях клеточного деления и дифференцировки: так, у млекопитающих после удаления части печени оставшаяся часть, регенерируя, автоматически компенсирует потерю (пример: саморегуляция на органном уровне). На организменном уровне хорошо изучены нервные, гуморальные и гормональные механизмы, посредством которых у млекопитающих животных и человека устанавливаются и поддерживаются на определённом уровне показатели внутренней среды — температура, кровяное и осмотическое давление, уровень сахара в крови и т. п. Один из основных механизмов саморегуляции функций — нервная регуляция. Разнообразны проявления и механизмы саморегуляции надорганизменных систем — популяций (видовой уровень) и биоценозов (надвидовой уровень)— регуляция численности популяций, соотношения полов в них, старение и смерть биологических особей и т. д. Явлениям саморегуляции присущи общие закономерности, которые изучает кибернетика биологическая. В биологических системах обнаруживаются как регулирование по возмущению, так и по отклонению (2-й способ отличается от 1-го наличием обратной связи — от выходов системы к её регуляторам)[5].

     Понятие саморегуляция оценивается различными специалистами по-разному. Это связано с неравнозначностью биологических систем, в которых происходит автоматическое регулирование. К ним относят системы, в которых регулируемые параметры константны и результат регуляции стереотипен (например, стереотипное и потому «бессмысленное» при некоторых условиях поведение насекомого), а также адаптивные системы (самонастраивающиеся, самоорганизующиеся, самообучающиеся), которые автоматически приспосабливаются к меняющимся внешним условиям.

     Необходимо  отметить, что отсутствие или недостаточная  сформированность деятельности саморегуляции усиливает власть актуальных потребностей и связанных с неуспехом в их реализации эмоций, способствует фиксации отрицательного эмоционального состояния, упрочивает телесные сдвиги. Т.е. это источник стойких соматических изменений. Невозможность эффективной саморегуляции может актуализировать защитные автоматизмы из прошлого опыта. Создается замкнутый круг: неуспех в реализации актуальной деятельности - отрицательные эмоции - защитные автоматизмы - хронизация эмоций - соматические сдвиги - усиление эмоции - упрочение соматических проявлений. Вероятность возникновения этого круга увеличивается в критических ситуациях, требующих повышения активности в области саморегуляции[10].

     В современной психологии еще не сложилось  удовлетворительное толкование понятий  самоуправления и саморегулирования.

     Таким образом, под психическим саморегулированием понимается сознательное воздействие человека на присущие ему психические явления (процессы, состояния, свойства), выполняемую им деятельность, собственное поведение с целью поддержания (сохранения) или изменения характера их протекания. Субъектом саморегуляции является сам человек, а в качестве объектов могут выступать присущие ему психические явления, выполняемая им деятельность или собственное поведение. 
 
 
 
 

     1.2. Личностные аспекты саморегуляции 

     Актуальность  исследования личностных аспектов саморегуляции  связана с развитием субъектного  или субъектно-деятельностного подхода, когда в психологию вернулось понимание, что деятельность и активность человека не могут быть бессубъектными и безличностными. Основными характеристиками субъектной активности являются: ее творческий характер, способность изменять окружающий мир (активность) и, что особенно важно в контексте данной статьи, способность к самостоятельности, саморегуляции и самоорганизации (С.Л. Рубинштейн[45], Б.Г. Ананьев[3], К.А. Абульханова-Славская[1], А.В. Брушлинский[12] и др.).

     Следует отметить, что вопрос, как соотносятся  понятия «субъект» и «личность», в чем специфика обозначаемой ими реальности, до сих пор остается дискуссионным. В литературе нет единого мнения по поводу того, является ли личность зоной развития субъектности или субъект - это высший этап личностного развития. При анализе взглядов С.Л. Рубинштейна, как правило, подчеркивается, что в его работах трудно найти критерии различения феноменов субъекта и личности: часто он пишет о личности, субъекте и человеке рядоположно[45]. На наш взгляд, это свидетельствует не о синонимичности этих понятий, а о том, что человек - это всегда и субъект, и личность. Если понятие субъекта раскрывает его активное созидательное начало, способность к достижению субъектно принятых целей, специфически человеческие способы существования в форме сознания и деятельности, то, говоря о человеке как личности, мы подчеркиваем его индивидуальные способы существования в смысле индивидуально своеобразного проявления сознания и деятельности, индивидуальной системы саморегуляции. Права, на наш взгляд, К.А. Абульханова[1], интерпретируя раннего С.Л. Рубинштейна[45]: «…личность - это постольку личность, поскольку она как субъект способна выработать способ связи своих потребностей и способностей на основе характера и, более того, поскольку она может удовлетворить собственные потребности своими силами в соответствии со своим характером» [2, с. 16]. Она же утверждает, что сегодня мы можем говорить о принципе единства личности, сознания и деятельности, а А.В. Брушлинский пишет о личности как субъекте деятельности и сознания [12].

     В нашем контексте это означает, что общие закономерности саморегуляции  достижения цели соотносимы с понятием субъекта деятельности и сознания. А когда мы обращаемся к личности как субъекту деятельности и сознания, необходимо развивать представления  об индивидуальных особенностях саморегуляции  в их взаимосвязи с личностно-характерологическими особенностями человека и различными личностными структурами самосознания и бессознательного.

     Развитие  научных представлений о саморегуляции  в отечественной психологии шло  таким образом: первоначально принцип  единства сознания и деятельности толковался в том смысле, что человек как  субъект реализуется в форме  «действия», т.е. различных видов активности (практическая деятельность, общение, познание, поведение и т.д.), которые регулируются «сознанием». Представления о форме такой регуляции складывались в 60-70-е годы, с одной стороны, под влиянием кибернетических и физиологических моделей управления в контексте информационного подхода, популярного в период становления инженерной психологии (у разных авторов - акцептор действия, функциональные системы, контуры регуляции, схема "Т-О-Т-Е" и т.д.). А с другой - в контексте деятельностного подхода с его увлечением структурным анализом деятельности (психологическая структура деятельности, системный анализ деятельности, единицы анализа деятельности и т.д.) [14]. Такое выделение двух сторон единого процесса психической активности человека в форме двух специфических способов его существования послужило методологической предпосылкой и предопределило развитие психологических представлений о возможности относительно независимого выделения процессов - активности и ее регуляции - на каждом из уровней организации психики. В русле структурного подхода к изучению деятельности были созданы структурно-функциональные модели регуляции и деятельности [16.]. На их основе рассматривались общие закономерности регуляции деятельности, сначала применительно к сенсомоторному реагированию, затем на моделях и в условиях операторской, а также некоторых других видов профессиональной деятельности. Наиболее полно исследования такого рода проводились в 80-х годах в научной школе О.А. Конопкина, который создал структурно-функциональную модель осознанного саморегулирования деятельности человека [19]. Им и его учениками по результатам изучения саморегуляции широкого круга профессиональной и учебной деятельности в 90-х годах была развита концепция осознанного саморегулирования произвольной активности человека, в которой обобщены данные исследований саморегуляции осознаваемой активности субъекта в достижении поставленных целей в разных видах деятельности. Ядром этой концепции является представление о целостной системе осознанной саморегуляции произвольной активности, позволяющей реализоваться субъектной целостности; понимание того, что при содержательном анализе субъектных характеристик внимание уделяется той или иной осознаваемой целенаправленной активности, которая имеет определенный личностный смысл и относительно которой человек выступает как ее инициатор и творец.

     Еще одно теоретическое основание исследования личностных аспектов саморегуляции - это концепция стиля саморегуляции личности, разрабатываемая по мере накопления данных об индивидуальных особенностях саморегуляции [33]. Необходимость ее создания диктовалась результатами изучения саморегуляции в ходе решения научно-практических задач по оказанию психологической помощи спортсменам и политикам, при исследовании учебной деятельности школьников и студентов. Занятия психологической практикой особенно ясно показывают, что на проявление творческости, самостоятельности и других субъектных системных свойств, опосредствующих достижение профессиональных и учебных целей, прежде всего оказывают влияние личностные особенности, характерологический склад человека, его самосознание, направленность, осознаваемые в различной мере побудители деятельности. И в то же время применяемые на практике методы личностной диагностики и составляемые на их основе личностные характеристики малоэффективны: они не дают инструментальной информации о том, как особенности личности реализуются в индивидуальных особенностях саморегуляции, которые определяют ее поведение в профессиональной или учебной ситуации, в какой степени и какими средствами конкретная личность будет добиваться достижения поставленной цели. Именно благодаря психологической практике и эмпирическим исследованиям у нас сформировалась гипотеза, а затем и убеждение, что личностные особенности влияют на деятельность не непосредственно, а через сложившиеся индивидуальные способы саморегуляции активности.

     Осознанную саморегуляцию мы понимаем вслед за О.А. Конопкиным как системно организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижение принимаемых им целей [19].

     Представления об индивидуальных и стилевых особенностях саморегуляции, концепция стиля  саморегуляции произвольной активности человека разработаны нами для изучения типичных для него индивидуальных способов регулирования, устойчиво проявляющихся  в различных деятельностных ситуациях и видах психической активности и системно характеризующих стиль саморегуляции [33]. В индивидуальных особенностях саморегуляции находит отражение то, как человек планирует и программирует достижение цели, учитывает значимые внешние и внутренние условия, оценивает и корректирует свою активность для получения субъективно приемлемых результатов.

     Обобщая данные эмпирических исследований взаимосвязи особенностей личности с индивидуальными особенностями саморегуляции ее произвольной активности [38], можно утверждать, что понятия "субъект" и "личность" обозначают, с нашей точки зрения, различные проявления индивидуальности человека, которые, взаимодействуя, формируют внутренний мир и поведение, причем субъектные переменные - со стороны регуляции достижения целей субъектной активности, а личностные - со стороны содержания целей активности, придания индивидуального своеобразия особенностям их достижения. Итак, личностные структуры различного уровня оказывают существенное влияние на то, какие цели и как ставит перед собой человек, а также модулируют специфическим образом индивидуальный профиль саморегуляции, т.е. особенности достижения этих целей. А степень и своеобразие субъектной активности, проявляющейся в таких субъектных качествах, как творческость, автономность, настойчивость и др., определяют способность преодолевать субъективные и объективные трудности достижения жизненных целей и, в свою очередь, через регуляторный опыт влияют на формирование личностных качеств, например, таких, как самостоятельность и ответственность.

     Таким образом, изучение индивидуальных особенностей и личностных аспектов саморегуляции привело к созданию иных, чем при анализе общих закономерностей саморегуляции деятельности, эмпирических методов исследования. На первый план выступило создание и использование многошкальных опросных методик диагностики саморегуляции, позволяющих определять не только индивидуальную развитость отдельных регуляторных процессов, но и индивидуальные профили саморегуляции, сопоставимые с результатами обследований с помощью личностных вопросников, а также квазиэкспериментальные методы исследования. 
 
 

     1.3. Стилевые особенности саморегуляции 

     Стилевыми особенностями саморегуляции являются типичные для человека и наиболее существенные индивидуальные особенности  самоорганизации и управления внешней  и внутренней целенаправленной активностью, устойчиво проявляющейся в различных  ее видах [38].

     В отечественной психологии стиль  чаще описывают через устойчивые индивидуальные особенности выполнения деятельности, детерминированные свойствами индивидуальности самых различных  уровней и спецификой деятельности, в которой стиль формируется. В.И. Моросанова [32], Е.М. Коноз[37]развивают новое направление в изучении проявлений особенностей стиля человека – исследования индивидуального стиля саморегуляции произвольной активности человека.

Информация о работе Экспериментальное исследование по определению особенностей проявления стилей саморегуляции у наркозависимых