Особенности научного стиля

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:19, реферат

Описание работы

В русском языке образование научного стиля в его современном понимании и такой его разновидности, как стиль естественнонаучных сочинений, относится ко второй половине XIX в. Это период расцвета естествознания в русской науке, активной деятельности ученых-просветителей и громадной популярности естествознания в передовых слоях общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Общая характеристика научного стиля речи……………………………..4
История возникновения и развития научного стиля…………………….6
Особенности научного стиля……………………………………………...8
Морфологические особенности научного стиля речи…………...............9
Синтаксические особенности научного стиля речи…………………....11
Лексические особенности научного стиля речи………………………..12
Фонетические особенности научного стиля речи…………...……….....13
Подстили научного стиля………………………………………………...14
Жанры, использующиеся в научном стиле……………………………...15
Заключение……………………………………………………………………….16
Список используемой литературы……………………………………

Работа содержит 1 файл

реферат,особенности научного стиля.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

« Поволжский государственный университет сервиса  » 
 
 

Реферат

По дисциплине «Русский язык»

Тема: Особенности  научного стиля 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Трофимова Лиана Олеговна

Группа  СВ-101

Проверил:

старший преподаватель Устинова Е.С. 
 
 
 
 
 

Содержание  

Введение…………………………………………………………………………...3                                          

  1. Общая характеристика научного стиля речи……………………………..4      
  2. История возникновения и развития научного стиля…………………….6      
  3. Особенности научного стиля……………………………………………...8
  4. Морфологические особенности научного стиля речи…………...............9           
  5. Синтаксические особенности научного стиля речи…………………....11  
  6. Лексические особенности научного стиля речи………………………..12    
  7. Фонетические особенности научного стиля речи…………...……….....13
  8. Подстили научного стиля………………………………………………...14
  9. Жанры, использующиеся в научном стиле……………………………...15

Заключение……………………………………………………………………….16   

Список используемой литературы……………………………………………...17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

Каждый  стиль появляется в свое время  — тогда, когда в обществе созрели  условия для его формирования, когда язык достигает высокой степени развития.

В русском языке образование научного стиля в его современном понимании и такой его разновидности, как стиль естественнонаучных сочинений, относится ко второй половине XIX в. Это период расцвета естествознания в русской науке, активной деятельности ученых-просветителей и громадной популярности естествознания в передовых слоях общества. Причем эти процессы не были изолированы от других сторон жизни общества, а проходили в тесной связи с революционно-демократическим освободительным движением. Сфера применения научного стиля очень широка. Это один из стилей, оказывающий сильное и разностороннее влияние на литературный язык. Непрекращающийся научно технический прогресс вводит во всеобщее употребление огромное количество терминов. Основная  задача научного стиля — предельно  ясно и точно донести до читателя сообщаемую информацию. А это наилучшим образом достигается без использования эмоциональных средств. Ведь наука апеллирует, прежде всего, к разуму, а не к чувству. К научному стилю речи относится такой вид литературы, как статьи в научных журналах и сборниках, монографии, диссертации, энциклопедии, словари, справочники, учебная литература и др. Научные доклады и лекции, выступления на научных конференциях и совещаниях также являются образцами научного стиля речи.

Научный стиль – это система речевых средств, обслуживающих сферу науки и обучения.

1.Общая характеристика научного стиля речи.

Научный стиль  речи является средством общения  в области науки и учебно-научной  деятельности, он принадлежит к числу  книжных стилей русского литературного языка, обладающих общими условиями функционирования и схожими языковыми особенностями, среди которых: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер речи, строгий отбор языковых средств, стремление к нормированной речи.

Научный текст - это текст, понятный научному сообществу, текст, стилевые особенности которого не мешают восприятию научной информации, текст, самым точным образом передающий смысл. Научный текст должен выразить мысль ученого или группы ученых так, чтобы она была понята, причем, понята правильно, всеми работниками науки соответствующего направления.

Сфера научного общения отличается тем, что в  ней преследуется цель наиболее точного, логичного, однозначного выражения  мысли. Главнейшей формой мышления в  области науки оказывается понятие, динамика мышления выражается в суждениях и умозаключениях, которые следуют друг за другом в строгой логической последовательности. Мысль строго аргументирована, подчеркивается логичность рассуждения, в тесной взаимосвязи находятся анализ и синтез. Следовательно, научное мышление принимает обобщенный и абстрагированный характер. Реализуясь в письменной и в устной форме общения, современный научный стиль имеет различные виды текстов: учебник, справочник, научная статья, монография, диссертация, лекция, доклад, аннотация, реферат, конспект, тезисы, резюме, рецензия, отзыв. Учебно-научная речь реализуется в следующих жанрах: сообщение, ответ (устный ответ, ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-группировка), рассуждение, языковой пример, объяснение (объяснение-пояснение, объяснение-толкование).

Многообразие  видов научного стиля речи основано на внутреннем единстве и наличии  общих внеязыковых и лингвистических  свойств этого вида речевой деятельности, которые проявляются даже независимо от характера наук (естественных, точных, гуманитарных).

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.История возникновения и развития научного стиля.

На первых порах  стиль научного изложения был  близок к стилю художественного  повествования. Отделение научного стиля от художественного произошло в александрийский период, когда в греческом языке, распространившем свое влияние, в то время, на весь культурный мир, стала создаваться научная терминология. Впоследствии она была пополнена из ресурсов латыни, ставшей интернациональным научным языком европейского средневековья. В эпоху Возрождения учёные стремились к сжатости и точности научного описания, свободного от эмоционально-художественных элементов изложения как противоречащих абстрактно-логическому отображению природы.

В России научный язык и стиль начал складываться в первые десятилетия XVIII века, когда авторы научных книг и переводчики стали создавать русскую научную терминологию. Во второй половине этого века благодаря работам М. В. Ломоносова и его учеников формирование научного стиля сделало шаг вперед, но окончательно он сложился во второй половине XIX века вместе с научной деятельностью крупнейших учёных этого времени.

Вслед за Ломоносовым  развитию и обогащению русской терминологической  лексики в различных отраслях точных и гуманитарных наук способствовали русские ученые: например, академик И. И. Лепехин - преимущественно в области ботаники и зоологии; академик Н. Я. Озерецковский - в области географии и этнографии. Обогащение научной терминологии производилось этими учеными главным образом за счет соответствующих русских названий видов животных, растений , употребительных в местных народных говорах. Научный стиль русского литературного языка, основание которому было положено в трудах Ломоносова, продолжал совершенствоваться и развиваться.

Возникновение и развитие научного стиля связано  с эволюцией различных областей научных знаний, многообразных сфер деятельности человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Особенности научного стиля.

Научный стиль  есть речевая система, специально приспособленная для оптимального общения людей в научной сфере деятельности. Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера определённых наук (естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказывания (монография, статья, доклад, учебник, курсовая работа и т. д.), что даёт возможность говорить о специфике стиля в целом. Вместе с тем вполне естественно, что, например, тексты по физике, химии, математике заметно отличаются по характеру изложения от текстов по филологии или истории.

Научный стиль  характеризуется логической последовательностью  изложения, упорядоченной системой связи между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости, однозначности при сохранении насыщенности содержания.

  • Логичность - это наличие смысловых связей между последовательными единицами текста.
  • Последовательностью обладает только такой текст, в котором выводы вытекают из содержания, они непротиворечивы, текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному.
  • Ясность, как качество научной речи, предполагает понятность, доступность. По степени доступности научные, научно-учебные и научно-популярные тексты различаются по материалу.
 

4.Морфологические особенности научного стиля речи.

Морфологические особенности

Языку научного общения присущи свои грамматические особенности. Отвлеченность и обобщенность научной речи проявляются в особенностях функционирования разнообразных грамматических, в частности морфологических, единиц, что обнаруживается в выборе категорий и форм, а также степени их частоты в тексте. Реализация закона экономии языковых средств в научном стиле речи приводит к использованию более кратких вариантных форм, в частности форм существительных мужского рода вместо форм женского рода: клавиш (вместо клавиша), манжет (вместо манжета).Формы единственного числа имен существительных используются в значении множественного числа. Вещественные и отвлеченные существительные нередко употребляются в форме множественного числа.

Названия понятий  в научном стиле преобладают  над названиями действий, это приводит к меньшему употреблению глаголов и  большему употреблению существительных. При использовании глаголов заметна  тенденция к их десемантизации, т.е. утрате лексического значения, что отвечает требованию абстрактности, обобщенности научного стиля изложения. Это проявляется в том, что большая часть глаголов в научном стиле функционирует в роли связочных: быть, являться, называться, считаться, стать, становиться, делаться, казаться, и др. Имеется значительная группа глаголов, выступающих в качестве компонентов глагольно-именных сочетаний, где главная смысловая нагрузка приходится на имя существительное, называющее действие, а глагол выполняет грамматическую роль (обозначая действие в самом широком смысле слова, передает грамматическое значение наклонения, лица и числа. Десемантизация глагола проявляется также в преобладании в научном тексте глаголов широкой, абстрактной семантики: существовать, происходить, иметь, появляться, изменять (ся), продолжать (ся)

Для научной  речи характерно использование глагольных форм с ослабленными лексико-грамматическими  значениями времени, лица, числа. Еще одна морфологическая особенность научного стиля состоит в использовании настоящего вневременного (с качественным, признаковым значением), что необходимо для характеризации свойств и признаков исследуемых предметов и явлений. В контексте научной речи вневременное значение приобретает и прошедшее время глагола. Отвлеченность и обобщенность научной речи проявляется в особенностях употребления категории вида глагола: около 80% составляют формы несовершенного вида, являясь более отвлеченно-обобщенными. Немногие глаголы совершенного вида используются в устойчивых оборотах в форме будущего времени, которое синонимично настоящему вневременному: рассмотрим…, уравнение примет вид. Многие глаголы несовершенного вида лишены парных глаголов совершенного вида: Металлы легко режутся.

Формы лица глагола  и личные местоимения в научном  стиле также употребляются в  соответствии с передачей отвлеченно-обобщающих значений. Практически не используются формы 2-го лица и местоимения ты, вы, так как они являются наиболее конкретными, мал процент форм 1-го лица ед. числа. Наиболее часты в научной речи отвлеченные по значению формы 3-го лица и местоимения он, она, оно. Местоимение мы, кроме употребления в значении так называемого авторского мы, вместе с формой глагола часто выражает значение разной степени отвлеченности и обобщенности в значении "мы совокупности" (я и аудитория): Мы приходим к результату. Мы можем заключить. 
 

5.Синтаксические особенности научного стиля речи.

Синтаксические  особенности.

Для синтаксиса научного стиля речи характерна тенденция к сложным построениям, что способствует передаче сложной системы научных понятий, установлению отношений между родовыми и видовыми понятиями, между причиной и следствием, доказательствами и выводами. Для этой цели используются предложения с однородными членами и обобщающими словами при них. В научных текстах распространены разные типы сложных предложений, в частности с использованием составных подчинительных союзов, что вообще характерно для книжной речи: вследствие того что; ввиду того что, в то время как и пр. Средствами связи частей текста служат вводные слова и сочетания: во-первых, наконец, с другой стороны, указывающие на последовательность изложения. Для объединения частей текста, в частности абзацев, имеющих тесную логическую связь друг с другом, используются указывающие на эту связь слова и словосочетания: таким образом, в заключение и др. Предложения в научном стиле однообразны по цели высказывания - они почти всегда повествовательные. Вопросительные предложения редки и используются для привлечения внимания читателя к какому-либо вопросу.

Обобщенно-абстрактный  характер научной речи, вневременной план изложения материала обусловливают  употребление определенных типов синтаксических конструкций: неопределенно-личных, обобщенно-личных и безличных предложений. Действующее лицо в них отсутствует или мыслится обобщенно, неопределенно, все внимание сосредоточено на действии, на его обстоятельствах. Неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения используются при введении терминов, выведении формул, при объяснении материала в примерах. 

6.Лексические особенности научного стиля речи.

Лексические особенности.

Информация о работе Особенности научного стиля