Особенности публицистического стиля

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 08:26, контрольная работа

Описание работы

Итак, целью работы является изучение особенностей публицистического стиля.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть особенности публицистического стиля;
2. рассмотреть основную характеристику публицистического стиля.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…… .3
История возникновения публицистического стиля……………………… 4
Публицистический стиль речи: общая характеристика и особенности …6
Заключение…………………………………………………………………. .10
Список использованной литературы……………………………………….11

Работа содержит 1 файл

риторика особенности публицистического стиля.doc

— 69.00 Кб (Скачать)


10

 

Введение……………………………………………………………….……   .3

История возникновения публицистического стиля………………………   4

Публицистический стиль речи: общая характеристика и особенности   …6

Заключение…………………………………………………………………. .10

Список использованной литературы……………………………………….11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Публицистический стиль занимает особое место в системе стилей литературного языка. Он широко применятся в различных сферах общественной жизни. Среди таких сфер следует выделить политику, экономику, образование, здравоохранение, криминалистику, военные темы.

Публицистический стиль речи представляет собой функциональную разновидность литературного языка и широко применяется в различных сферах общественной жизни: газетах, журналах, на телевидении, в публичных политических выступлениях, в деятельности партий и общественных объединений.

Итак, целью работы является изучение особенностей публицистического стиля.
         Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: 

1. рассмотреть особенности публицистического стиля; 

2. рассмотреть основную характеристику публицистического стиля.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История возникновения публицистического стиля

 

Потребность в обмене информации между людьми возникла еще в глубокой древности. Но в больших государствах устные форма распространения сведений, актуальных сообщений были малоэффективны и поэтому всегда шел поиск лучших способов письменного информирования.

На Руси первыми письменными документами стали летописи. На рубеже XV-XVI веков творчеством дипломатов Ивана III утверждается светская публицистика. В выступлениях Максима Грека (XVI век) против невежества и корыстолюбия духовенства, в памфлетах Ивана Пересветова, критиковавшего произвол бояр и отстаивавшего идею централизованной власти, в переписке царя Ивана IV с князем Курбским наметились характерные черты публицистического стиля. Дальнейшее развитие он получил в XVIII веке, когда появилась первая печатная газета «Ведомости» (1703 год), был создан ряд журналов, во главе которых стояли баснописец Крылов, писатели Новиков, Сумароков, Фонвизин. Значительные элементы публицистического стиля содержит «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева. Оформился публицистический стиль в XIX веке, вместе с деятельностью Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова.[1]

В России при дворе царя существовал обычай переводить и переписывать новости из заграничных газет. В Посольском приказе известия о сражениях, взятии городов, появлении комет, приемов послов и т.п. в русском переводе заносились в длинные листы бумаги – “столбцы”, которые подклеивались один к другому и таким образом получались свитки в несколько саженей, которые были доступны только ограниченному кругу читателей.

Отсутствие газет, закрытость и недоступность других изданий с какой-либо информацией вели к созданию информационного вакуума, который заполнялся молвой, переносимой странниками, юродивыми, сказителями былин.[2]

Таким образом, публицистический стиль зародился раньше научного, но постепенно, во многом благодаря деятельности Петра I, научный стиль догнал публицистический в своем развитии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Публицистический стиль речи: общая характеристика и особенности

 

В латинском языке есть глагол publicare – "сделать общим достоянием, открыть для всех" или "объяснить всенародно, обнародовать". С ним и связано по происхождению слово публицистика.[3] 

Публицистика являет собой особый тип литературных произведений, в которых освещаются, разъясняются актуальные вопросы общественно-политической жизни, поднимаются нравственные проблемы. Предметом публицистики является жизнь в обществе, экономика, экология то есть все то, что касается каждого. Публицистический стиль используется в общественно-политической сфере деятельности. Это язык газет, общественно-полити­ческих журналов, пропагандистских радио- и телепередач, комментариев к документальным фильмам, язык выступлений на собраниях, митингах, торжествах и т.п.

Публицистический стиль выделяется исследователями как один из основных стилей русского литературного языка. Однако проблемы, связанные с описанием публицистического стиля, с определением его места в системе функциональных стилей русского языка, с установлением границ его использования, с анализом его основных функций и тех факторов, которые определяют специфику публицистического стиля, как в практическом, так и в теоретическом плане еще не решены окончательно, что связано, в первую очередь, с общими трудностями в решении вопросов функциональной стилистики.

Публицистический стиль – это речевая деятельность в области политики во всем многообразии ее значений.[4] Основные средства публицистического стиля рассчитаны не только на сообщение, информацию, логическое доказательство, но и на эмоциональное воздействие на слушателя. Характерными особенностями публицистических произведений являются актуальность проблематики, политическая страстность и образность, острота и яркость изложения. Они обусловлены социальным назначением публицистики, – сообщая факты, формировать общественное мнение, активно воздействовать на разум и чувства человека. Публицистический стиль представлен множеством жанров:

1. газетные – очерк, статья, репортаж;

2. телевизионные – аналитическая программа, информационное сообщение, диалог в прямом эфире;

3. ораторские – выступление на митинге, дебаты;

4. коммуникативные – пресс-конференция, встреча "без галстука", телемосты;

5. рекламные – очерк, объявление, плакат, лозунг.[5]

Чаще жанровое разнообразие публицистического стиля обозначается  емким именем – средства массовой информации. Средства массовой информации по отношению к языку является своеобразным усилителем.

Одной из важных особенностей публицистического стиля является сочетание в его рамках двух функций языка - информационной и воздействующей. Информационная функция текстов, относящихся к этому стилю, состоит в том, что авторы таких текстов имеют целью информировать как можно более широкий круг читателей, зрителей, слушателей о значимых для общества проблемах и о взглядах авторов на эти проблемы.     Информационная функция присуща всем стилям речи. Специфика информационной функции в публицистическом стиле заключается в характере информации, ее источниках и адресатах.[6]  

 Информация в публицистических текстах не только описывает факты, но и отражает мнения, настроения, содержит комментарии и размышления авторов. Это отличает ее от научной информации. Перед публицистическими произведениями не ставится задача полного всестороннего описания того или иного явления, публицист стремится писать, прежде всего, о том, что вызывает интерес у определенных общественных групп, выделяя те стороны жизни, которые важны для его потенциальной аудитории.     

Информирование граждан о положении дел в общественно значимых сферах сопровождается в публицистических текстах осуществлением второй важнейшей функции этого стиля - функции воздействия. Цель публициста состоит не только в том, чтобы рассказать о положении дел в обществе, но и в том, чтобы убедить аудиторию в необходимости определенного отношения к излагаемым фактам и в необходимости определенного поведения.[7]

В различных публицистических жанрах одна из двух названных функций может выступать в качестве ведущей, при этом важно, чтобы функция воздействия не вытесняла информационную функцию: пропаганда полезных для общества идей должна опираться на полное и достоверное информирование аудитории.

Кроме информационной и воздействующей, тексты публицистического стиля, конечно же, выполняют и все остальные присущие языку функции: коммуникативную, экспрессивную, эстетическую.

Коммуникативность публицистического стиля заключается в том, что его тексты создаются не для внутреннего пользования и не для единственного адресата, а для максимально широкой аудитории.

Экспрессивная функция языка позволяет говорящему выразить свои чувства. Публицистический текст обычно ярко отражает личность автора, отличается явно выраженным и эмоционально окрашенным отношением автора к излагаемым фактам. На телевидении эмоциональность менее характерна для выпусков новостей и обязательна для ток-шоу. Осуществление экспрессивной функции также предполагает соблюдение норм речевой культуры. Выражение эмоций не должно превращаться в единственную задачу публициста или политика или выходить за рамки приличий.

Эстетическая функция публицистического текста представляет собой установку автора на то, чтобы сообщение своей формой в единстве с содержанием удовлетворяло эстетическое чувство адресата.

Профессор Ю.В. Рождественский выделяет две группы стилистических средств в языке средств массовой информации и называет признаваемое и отвергаемое. "В семантическую сферу признаваемого входят все предметы мысли (т.е. лица, документы, организации, события и т.п.), которые считаются позитивными с точки зрения органа информации и риторической позиции текста массовой информации. В семантическую сферу отвергаемого входят все предметы мысли, которые считаются негативными"[8]

Публицистический стиль современного русского языка непрерывно развивается и совершенствуется. Между всеми стилями литературного языка происходит широкое и постоянное взаимодействие. Часто элементы одного стиля употребляются в другом. Взаимовлияние и взаимопроникновение стилей составляет отличительную особенность стилистической системы русского языка в настоящее время. Проникая в тот или другой функциональный стиль, элементы иного стиля постепенно теряют свою первичную стилистическую окраску и становятся нейтральными средствами выражения того стиля, в который они перешли. В некоторых случаях эти элементы прочно закрепляются в новом функциональном стиле и становятся нормой языкового выражения, присущей данному стилю.[9]

Изменения, происходящие в публицистическом стиле, связаны с активизацией стилистических процессов, которые были свойственны этому стилю в прошлом, а также с появлением и закреплением новых особенностей, вносящих иногда существенные перемены в состав языковых средств данного стиля.

 

  

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Публицистический стиль служит для воздействия на людей через средства массовой информации: газеты, журналы, телевидение, афиши, буклеты.

Для публицистического стиля характерно использование оценочной лексики, обладающей сильной эмоциональной окраской.

Этот стиль употребляется в сфере политических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направлено не только на разум, но и на чувства адресата.

Лексика имеет ярко выраженную эмоционально-экспрессивную окраску, включает разговорные, просторечные и жаргонные элементы. Лексика, характерная для публицистического стиля, может употребляться и в других стилях: в официально-деловом, научном. Но в публицистическом стиле она приобретает особую функцию – создать картину событий и передать адресату впечатления журналиста от этих событий.

Особенностью публицистического стиля является широкий охват лексики литературного языка: от научных и технических терминов до слов обыденной разговорной речи. Иногда публицист выходит за рамки литературного языка, используя в своей речи жаргонные слова, этого, однако, следует избегать.

Прогнозируя будущее и осмысляя прошлое, публицистика, прежде всего, ведет разговор о настоящем, о проблемах современности. Объектом публицистики являются социальные, политические, идеологические, философские, литературно-эстетические, нравственные, религиозные, экономические, экологические, педагогические и другие вопросы.

Этот стиль очень важен. С его помощью можно передать то, что нельзя передать другими стилями речи.

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.      Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М.: Флинта: Наука., 2008.

2.      Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. -М.: Оникс 21 век., 2001.

3.      Ворошилов В.В. Журналистика. - Учебник. 2-е издание. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А. , 2000.

Информация о работе Особенности публицистического стиля