Экспериментальное изучение новообразования, проявляющего себя в форме "гордости за достижение"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

Открытым остался вопрос о том, какое новообразование является центральным, определяющим личностную перестройку в критическом возрасте, в чем смысл и каково психологическое содержание этих личностных преобразований, в какой форме новообразование обнаруживает себя в поведении. Неясность в столь существенном вопросе определила проблему исследования, которая состоит в том, чтобы описать центральное новообразование кризиса 3 лет в его внешних поведенческих проявлениях и раскрыть со стороны психологического содержания, а также выявить факторы, определяющие его становление.

Содержание

Стр.
ВВЕДЕНИЕ
3
Глава I.
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ В ПРОЦЕССАХ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
9
1.1.
Проблема возрастных кризисов в постановке Л. С. Выготского
9
1.2.
Проблема критических периодов в работах зарубежных исследователей
14
1.3.
Проблема возрастных кризисов в современной советской психологии
20
1.4.
Кризис 3 лет и его изучение
31
1.5.
Исходная теоретическая ориентация исследования и подход к изучению центрального новообразования возраста
41
Глава II.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СИМПТОМОВ КРИЗИСА 3 ЛЕТ
50
2.1.
Цели, задачи и организация наблюдений
50
2.2.
Процедура выявления симптомов кризиса
52
2.3.
Описание симптомов кризиса 3 лет
55
2.4.
Психологический анализ симптомов кризиса 3 лет
67
Глава III.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ, ПРОЯВЛЯЮЩЕГО СЕБЯ В ФОРМЕ "ГОРДОСТИ ЗА ДОСТИЖЕНИЕ"
87
3.1.
Цели и задачи экспериментального изучения
87
3.2.
Эксперимент "Гордость за достижение"
87
3.3.
Эксперимент "Воображение"
108
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
117
БИБЛИОГРАФИЯ

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 1.11 Мб (Скачать)

75

Первая включает наиболее значимые симптомы, встречающиеся часто и у большинства (не менее 80%) детей. В этой группе обращает на себя внимание то, что большинство симптомов сконцентрированы вокруг самостоятельной деятельности ребенка. Они отражают становление нового отношения малыша к ней — ее замыслу, способам достижения намеченного и результатам (предвидение результата деятельности, настойчивость, самостоятельность), а также переживание ребенком себя в связи с ее достижением (острая аффективная реакция на критику и острое переживание успеха в деятельности). Воображение входит необходимым моментом в ряд симптомов этой группы. С его помощью ребенок формирует замысел, удерживает образ будущего результата, мысленно подбирает возможные пути воплощения задуманного и мысленно же сверяет с ним то, что реально получается.

В противоположность первой группе две другие из выделенных очень разнородны по своему составу и выделить их ось, вокруг которой они группируются, представляется затруднительным. Поэтому мы прибегли к такому приему: соотнесли симптомы 2 и 3 групп с симптомами первой. Это позволило нам выделить в составе данных групп симптомы, которые в смысловом отношении перекликаются с симптомами первой группы. А остальные попытались рассмотреть в их содержательной взаимосвязи. В результате такой работы мы получили следующее.

Вторая группа характеризуется симптомами, которые встречаются не столь часто в детском поведении, но достаточно распространены (у более чем 50%, но менее 80% детей).

С симптомами первой группы перекликаются два симптома. Острая потребность в оценке взрослого (9) может быть рассмотрена как

76

дополнительная к симптомам острой аффективной реакции на критику (1) и острого переживания успеха в деятельности (5); своеволие (8) к симптому негативизма (3), ибо и в том и в другом случае ребенок противостоит взрослому.

Остальные симптомы: корыстное фантазирование (10), упреждение реакции взрослого на свои действия (11), демонстративное выражение чувств (12), избегание наказания с помощью вымысла (13) и сопереживание настроению близких взрослых (14) действуют в сфере контактов ребенка с взрослыми. Причем, два из них (10, 13) указывают на опосредствованность их детским вымыслом и фантазией. Два других (11, 12) обнаруживают определенную двуплановость в детском поведении: быть и казаться, знать одно и делать другое. Если воспользоваться термином Л. С. Выготского (1984), то можно говорить, что в этих симптомах у ребенка обнаруживается "утеря непосредственности", но в отличии от того, что имеет место в кризисе 7 лет, здесь утере подлежит не непосредственность по отношению к себе, а непосредственность в отношении к другим взрослым.

В третью группу вошли такие симптомы, которые встречались редко и у малого числа детей (менее 50%).

Симптомы острого переживания неудачи в деятельности (16), хвастовство несуществующими достижениями (18) могут быть рассмотрены как дополнительные к симптомам острой аффективной реакции на критику (1) и острого переживания успеха в деятельности (5), ибо отражают своеобразную грань отношения малышка к своему достижению и его оценке; зависимость от собственных фантазий (17), бескорыстное фантазирование (19) — к симптому игры с воображаемым объектом (2); фантастическая мотивировка отказа взрослому

77

(21) — к симптому негативизма (3), ибо в обоих случаях имеет место то же противостояние взрослому, но разворачивающееся в иной плоскости — воображения.

Кроме этого класса симптомов в выделенную группу вошли такие, в которых ярко представлены особенности взаимоотношения ребенка с взрослыми (злопамятность, намеренная амбивалентность поведения, согласование намерений с интересами других, Внеситуативное отношение к малознакомым взрослым, хитрость). Причем, эти взаимоотношения действенно не опосредствуются детским воображением. Симптом намеренной амбивалентности (20) характеризует "утерю непосредственности" в отношении к окружающим.

Анализ данных, полученных в ходе наблюдений в сочетании с материалами опроса родителей, позволяет наметить еще одну линию в поведенческой картине кризиса 3 лет.

У части детей (около 35%) в поведении доминирует симптомы 1 группы, а их общение со взрослыми практически не несет на себе отпечатка конфликтности и трудновоспитуемости.

У несколько большего количества детей (40%) — симптомы 1 и 2—3 групп отмечаются в поведении в разном соотношении. Здесь конфликты в ходе общения ребенка с окружающими возникают чаще, но не являются обязательными. Они спровоцированы сложностью адаптации взрослых к новым проявлениям детей. При изменении отношения окружающих к нарождающимся тенденциям в действиях и поступка детей они достаточно легко преодолеваются.

У остальной части детей в поведении доминируют симптомы 2 и 3 группы. В их общении со взрослыми конфликты отмечаются как довольно типичная черта взаимодействия. Конфликтность в поведении детей является стойкой, распространена на большую часть действий

78

и поступков детей и преодолевается с трудом, даже, когда взрослый идет на встречу новым устремлениям ребенка.

Проанализировав те обстоятельства, которые вызывают конфликтные формы детского поведения, мы пришли к мнению, что они возникают в тех случаях, когда взрослые в общении не создают ребенку "зону ближайшего развития", невольно тормозя его продвижение вперед, не снабжая его необходимыми на данном этапе развития средствами общения, обедняя содержание деловых контактов. Если взрослые внимательны к малышу и быстро "нащупывают" причину детского недовольства и протеста, то изменить содержание общения, они легко снимают и конфликтность в актах общения с ребенком. В противном случае, конфликты усугубляются, а конфликтные формы поведения закрепляются как основной способ взаимодействия со взрослым. Это, как правило, свойственно детям, в актах общения которых в трехлетнем возрасте выхолощены деловые мотивы, а деловые контакты по инициативе взрослых подменяются эмоциональными, ситуативно-личностными. При насильном или искусственном отторжении ребенка от деятельностной сферы его общение со взрослыми остается единственной областью, где новые потребности и мотивы могут зародиться и проявить себя.

Именно в связи с этим выявление нами группы симптомов можно в большинстве случаев рассматривать взаимосвязанные полярности (1 группа — 2 и 3). Так, например, настойчивость в предметной деятельности способна развиваться только у тех детей, которые владеют предметной реальностью в полной мере. При несформированности предметной сферы деятельности, ребенок свою настойчивость проявляет в области взаимоотношений со взрослым. В этом случае настойчивость приобретает форму капризности, своеволия, противоборства

79

взрослому.

Таким образом, общение ребенка и взрослого в исследуемом нами возрасте выступило со всей очевидностью не только как сфера манифестации кризисных симптомов (каковой оно, безусловно, является), но и как фактор, обусловливающий внешнюю картину течения кризиса.

Связь симптомов первой группы с рядом симптомов из других групп схематически изображена на рисунке 1.

Рисунок 1.

80

Сопоставление симптомов разных групп позволяет увидеть, что одна часть симптомов 1 группы многократно преломляется в симптомах 2 и 3 групп, а другая ее часть — нет. Это дает нам основание выделить в симптоматике 1 группы две части, различающиеся по своей сформированности: устойчивую, т. е. ту, которая отражает наиболее оформившиеся, сложившиеся структуры (самостоятельность, настойчивость, предвидение результата), и развивающуюся, т. е. ту, которая только складывается, "отрабатывается" в своих вариантах (острая аффективная реакция на критику, острое переживание успеха, негативизм, игра с воображаемым объектом). По-видимому, именно по линии симптомов, составляющих развивающуюся часть, могут быть выделены векторы развития, т. е. те силы, по направлению действия которых идет развитие. Судя по нашим материалам, эти векторы связаны с: 1) оценкой достижений ребенка окружающими и им самим и 2) воображением, которое становится реальной детерминантой детского поведения.

Итак, проведенный анализ позволил:

1) выделить три группы симптомов критического периода. Первую группу составили симптомы, концентрирующиеся вокруг самостоятельной деятельности ребенка, ее достижений и ее оценки. Две другие — вокруг взаимоотношений с взрослыми. Различия между последними состоят в том, насколько детское воображение участвует и опосредствует эти взаимоотношения;

2) выделить в симптомах первой группы устойчивую и развивающуюся части и определить два основных вектора в развитии симптоматики в критический период: вектор воображения и вектор оценки.

Динамика развития симптомов за наблюдаемый период отражена

81

на графике 1.

Если следовать представлениям Л. С. Выготского о своеобразии динамики критического возраста, о трех подпериодах — предкритическом, критическом и посткритическом, то необходимо разделить данные, отраженные на графике, на три возрастных диапазона. В качестве критического, по литературным данным (Ш. Бюллер, 1928; Э. Келлер, 1926), следует, по всей видимости, считать период от 2,6 до 3,2. Отметив его как критический, предкритическим тогда можно назвать период до 2,6 лет, а посткритическим — после 3,2.

Анализируя динамику появления описанных выше симптомов в поведении детей, мы обнаруживаем, что в предкритический подпериод складываются восемь симптомов. Среди них три симптома первой группы (самостоятельность, негативизм, игра с воображаемым объектом). Достаточно выраженным здесь оказывается вектор воображения (помимо упомянутого симптома игры с воображаемым объектом в этом подпериоде складываются: фантастическая мотивировка отказа взрослому, бескорыстное фантазирование, зависимость от собственных фантазий).

В критический подпериод появляются 15 симптомов. Это свидетельствует, что подпериод как критический, в литературе выделен правильно. Среди них четыре симптома, входящие в первую группу (острая аффективная реакция на критику, настойчивость в деятельности, предвидение конечного результата в деятельности и острое переживание успеха в деятельности). Активно проявляют себя симптомы, развивающиеся под действием вектора оценки (острое переживание неуспеха в деятельности, острая потребность в оценке взрослого, хвастовство несуществующими достижениями).

Своеобразной оказалась динамика симптомов, раскрывающих

82

График 1

Динамика развития симптомов кризиса 3 лет


83

взаимоотношения ребенка и взрослого. Вначале появляются симптомы активного противостояния взрослому (негативизм, своеволие), затем симптомы утери непосредственности (демонстративное выражение чувств, внеситуативное отношение к малознакомым взрослым) и симптомы участия воображения во взаимоотношениях ребенка с окружающими (корыстное фантазирование, избегание наказания с помощью вымысла). К концу критического подпериода появляется симптом не противопоставления, а притяжения к взрослому (согласование намерений с интересами окружающих). Единственный симптом, возникающий в посткризисный подпериод, эту линию усиливает: появляется симптом — сопереживание настроению близких взрослых.

Опрос родителей тех детей, за поведением которые велось наблюдение, позволил выделить симптомы, которые имеют тенденцию сохраняться в последующий период детства, и симптомы, которые имеют тенденцию исчезать из детского поведения. Линия сохранения — исчезновения симптомов существует именно как тенденция, ибо конкретные обстоятельства жизни детей столь разнообразны, что не исключают возможность появления какого-либо симптома раз и навсегда.

Оказалось, что из симптомов первой группы сохраняются все, за исключением негативизма (что является еще одним свидетельством в пользу предложенного его понимания). Из симптомов второй группы сохраняются почти все, кроме симптома своеволия. Из симптомов третьей группы сохраняются лишь три (острое переживание неуспеха в деятельности, согласование намерений с интересами окружающих, внеситуативное отношение к малознакомым взрослым), а семь имеют тенденцию к исчезновению.

Итак, анализ динамики развития симптомов в поведении детей

84

в период кризиса трех лет показал, что:

1) в основном симптомы кризиса обнаруживаются в поведении детей в период от 2,0 до 3,2 лет. Возраст 2,6—3,2 — пик кризиса;

2) два вектора развития складываются не одновременно. Первым — вектор воображения, вторым — вектор оценки;

3) в первой группе наиболее значимых симптомов сохраняются все те, которые концентрируются вокруг самостоятельной деятельности ребенка и его переживаний, с ней связанных;

4) содержание симптомов, характеризующих взаимоотношения ребенка и окружающих, по ходу развития в критическом возрасте изменяется. Основная направленность изменений — от противостояния к сотрудничеству, от отталкивания к притяжению.

В целом анализ симптомов кризиса по их содержанию, динамике и значимости (типичности) дал нам основания к следующим выводам:

1. Первая группа симптомов может быть рассмотрена как ядро позитивных преобразований, совершающихся в критическом (3 лет) возрасте. Симптомы этой группы образуют первый пояс кризисной симптоматики. В этот пояс входят симптомы, различающиеся по направленности; включающие все три ее вида (а), по связанности с реальностью (б) и сохраняющиеся в основном в поведении детей как существенные приобретения критического возраста (в). Они концентрируются вокруг самостоятельной деятельности детей, отражая становление нового отношения к ней — к созданию ее замысла, его воплощению и оценке достигнутого.

2. Вторую и третью группы симптомов можно рассматривать как следующий — второй пояс кризисной симптоматики. Его

85

основной центр — взаимоотношения ребенка со взрослым. Новое, что их характеризует, заключается во вторжении воображения в сферу этих контактов и лежит по оси "утери непосредственности" в отношении малыша к окружающим. Общение ребенка со взрослым является не только сферой манифестации кризисных симптомов, но и фактором, обуславливающим доминирование во внешней картине течения кризиса одних симптомов над другими.

3. Воображение обнаруживает себя как важный вектор развития. Он начинает опосредствовать самостоятельную деятельность детей, контакты с окружающими и отношение к себе. Другим вектором является направленность на оценку, в форме, данной взрослыми достижению ребенка, им самим тому, что достигнуто, и себе в связи с этим.

Своеобразный комплекс в поведении детей, в который включены симптомы 1 пояса, был назван "гордостью за достижение" (М. И. Лисина, Т. В. Гуськова (Ермолова), 1983). Его модель можно представить следующим образом:

Ребенок стремится к созданию самостоятельного замысла в деятельности, мысленно предвидит ее будущий результат, настойчиво пытается реализовать намеченное. В случае затруднений не отказывается от задуманного и использует помощь взрослого. Однако не смиряется и протестует против вмешательства, последнего, если чувствует себя способным реализовать намеченное сам. Достигнув желаемого результата, ребенок стремится тут же продемонстрировать свои успехи взрослому, без одобрения которого они в значительной степени теряют свою ценность. Отрицательное или безразличное отношение окружающих к его достижению вызывает у него аффективные переживания и побуждает с удвоенной энергией добиваться внимания и положительной оценки. Будучи положительно оценен, ребенок испытывает

Информация о работе Экспериментальное изучение новообразования, проявляющего себя в форме "гордости за достижение"