Экспериментальное изучение новообразования, проявляющего себя в форме "гордости за достижение"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

Открытым остался вопрос о том, какое новообразование является центральным, определяющим личностную перестройку в критическом возрасте, в чем смысл и каково психологическое содержание этих личностных преобразований, в какой форме новообразование обнаруживает себя в поведении. Неясность в столь существенном вопросе определила проблему исследования, которая состоит в том, чтобы описать центральное новообразование кризиса 3 лет в его внешних поведенческих проявлениях и раскрыть со стороны психологического содержания, а также выявить факторы, определяющие его становление.

Содержание

Стр.
ВВЕДЕНИЕ
3
Глава I.
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ В ПРОЦЕССАХ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
9
1.1.
Проблема возрастных кризисов в постановке Л. С. Выготского
9
1.2.
Проблема критических периодов в работах зарубежных исследователей
14
1.3.
Проблема возрастных кризисов в современной советской психологии
20
1.4.
Кризис 3 лет и его изучение
31
1.5.
Исходная теоретическая ориентация исследования и подход к изучению центрального новообразования возраста
41
Глава II.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СИМПТОМОВ КРИЗИСА 3 ЛЕТ
50
2.1.
Цели, задачи и организация наблюдений
50
2.2.
Процедура выявления симптомов кризиса
52
2.3.
Описание симптомов кризиса 3 лет
55
2.4.
Психологический анализ симптомов кризиса 3 лет
67
Глава III.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ, ПРОЯВЛЯЮЩЕГО СЕБЯ В ФОРМЕ "ГОРДОСТИ ЗА ДОСТИЖЕНИЕ"
87
3.1.
Цели и задачи экспериментального изучения
87
3.2.
Эксперимент "Гордость за достижение"
87
3.3.
Эксперимент "Воображение"
108
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
117
БИБЛИОГРАФИЯ

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 1.11 Мб (Скачать)

Существенным, с нашей точки зрения, представляется установление взаимоперехода отношений одного рода (взрослого к ребенку) в отношения другого (ребенка к самому себе). Можно думать, что

39

это очень характерный момент для процессов личностного развития.

Если в целом обобщить все то, что дано в психологической литературе относительно новообразований периода, разделяющего раннее и дошкольное детство, то можно увидеть, что к той главной личностной перестройке, которая совершается в этот период, был осуществлен подход от ведущей деятельности (Д. Б. Эльконин), от отношения к себе (Л. И. Божович), и от отношения окружающих к ребенку и производному отношению ребенка к себе (Э. Эриксон). Каждый из подходов правомерен и имеет под собой фактические и теоретически основания. Поэтому, мы думаем, каждое из выделенных новообразований схватывает и высвечивает очень существенную сторону того личностного преобразования, которое совершается в критический период.

Вместе с тем, остается неясным, в каких отношениях находятся эти новообразования: являются ли они рядоположными, равноправными или среди них есть центральное, ведущее, а может быть его (центральное образование) следует искать не среди названных, возможно оно еще не выделено.

Исходя из вышесказанного, перед исследователем, приступающим к психологическому изучению кризиса 3 лет, в качестве основной должна встать проблема обнаружения новообразования, возникающего в исследуемый критический период. Разрешение этой проблемы — выявление новообразования — дает ключ к раскрытию существа и содержания кризиса, возникающего на рубеже раннего и дошкольного детства, и позволяет выявить ведущие факторы, его определяющие.

Постановка такой исследовательской проблемы закономерно ставит вопрос о том, как следует осуществлять поиск новообразований.

40

Анализ литературы обнаруживает, что, как правило, он осуществляется исследователями интуитивно, с опорой на свой научный и жизненный опыт. Не разработаны ни критерии, по которым можно судить является ли то или иное проявление психической активности формой существования новообразования, ни критерии позволяющие разделять личностные, центральные новообразования от новообразований, возникающих в процессе развития отдельных сторон психики и личности ребенка.

Неразработанность такого рода критериев является серьезным препятствием к научному — клиническому и экспериментальному — изучению кризиса 3 лет и новообразований, возникающих в этот период. Поэтому на пути реализации основной цели исследования, при поиске решения поставленной проблемы в качестве первой задачи поступает, с нашей точки зрения, задача разработки такого рода критериев.

Решение этой задачи делает возможной постановку следующей: анализ внешней картины (симптоматики) кризиса 3 лет и выделение в ней поведенческого коррелята центрального новообразования исследуемого периода.

Наконец, последней в ряду задач является задача исследования генезиса выделенного центрального новообразования и выявление факторов, определяющих его возникновение и особенности. Постановка этой задачи представляется необходимой, т. к. позволяет перейти от рассмотрения явление в его внешней в поведении данной) формы к анализу его сущности.

Решение первой задачи отражено в последнем разделе I главы, второй и третьей — во II и III главах диссертации.

41

1.5. Исходная теоретическая ориентация исследования
и подход к изучению центрального
новообразования возраста

Приступая к самостоятельному исследованию, мы считаем необходимым задать исходные представления, которые определяют нашу исследовательскую практику. В их основе — взгляды Л. С. Выготского на проблему возраста, которые представляются наиболее оригинальными из известных вам и наиболее продуктивными. Необходимость задать исходную позицию продиктовал нам предшествующий анализ, показавший прямую зависимость исследователя в изучении кризиса от его теоретических установок.

Прежде всего о понятии возрастного кризиса. Кризис — относительно недолгий этап между двумя длительными ступенями спокойного развития, характеризующийся коренной перестройкой сложившихся ранее и формированием качественно новых, специфических психических образований. Таким определением мы подчеркиваем непродолжительность кризиса во времени, чтобы показать переломный характер этого периода. Мы используем представление о коренной перестройке, чтобы подчеркнуть чрезвычайный характер этого процесса. Главное для нас здесь — указать на то, что старые черты преобразуются, обнаруживаясь в новых образованиях в снятом, подчиненном виде.

Из сказанного ясно, что мы имеем в виду кризис развития и противопоставляем его кризису недоразвития, возникающему в условиях, когда ребенок поставлен в некоторые внешне заданные обстоятельства, к которым он внутренне не готов.

42

Вслед за Л. С. Выготским, мы считаем, что возрастные кризисы — это естественное явление, возникающее в ходе психического развития на основе внутренне присущих этому развитию сил. Это революционный процесс, где происходит не просто количественное накопление, наращивание свойств, но и качественное изменение (перестройка старых образований и формирование новых).

Мы не отождествляем кризис с возникающими в этот период характерными внешними симптомами и различаем объективный кризис — появление качественно нового в психической жизни ребенка, и субъективный кризис — общую картину симптомов, его сопровождающую.

Объективный кризис обязательно проявляет себя в субъективной картине симптомов, в специфическом детском поведении, отражающем происходящие с ребенком психические метаморфозы, но эта субъективная картина, или субъективный кризис, не обязательно связан с появлением негативных симптомов, но также обязательно и позитивных.

В то же время, некоторые симптомы в поведении детей, традиционно связываемые с кризисом (упрямство, капризы, непослушание), могут быть просто следствием педагогической запущенности или стрессовой для ребенка ситуации и лишь случайно совпадать с критическим возрастом, не иметь к нему непосредственного отношения.

Ребенок в состоянии кризиса — явление особое и важно четко представлять себе, в чем эта особенность состоит. Наиболее важными нам кажутся следующие его черты:

1. Уязвимость: ребенок становится ранимым и обидчивым, подверженным бурным эмоциональным вспышкам и необычным аффектам на привычные воздействия взрослых. Это связано с изменением

43

для него смысла, а отсюда и эмоциональной окрашенности событий его жизни, с появлением нового видения, понимания происходящего.

2. Непредсказуемость: ребенок в привычных ситуациях начинает вести себя неожиданно, совершает поступки, обескураживающие в своей непредсказуемости взрослых. Это является другой стороной (действенной) той же смысловой перестройки, происходящей в критическом возрасте с ребенком.

Размышление над исследовательскими путями выявления центрального новообразования периода кризиса 3 лет обнаруживает ту трудность, которая проистекает из того, что "внутренняя сущность вещей и внешние формы их проявления не совпадают" (Л. С. Выготский, 1984, с. 246). Применительно к нашему случаю это означает, что новообразование не может предстать исследователю в чистом — сущностном — виде, а дано в определенной форме — некоего комплекса поведенческих проявлений.

Отсюда, выявление новообразований требует двоякой обращенности исследователя — на форму и сущность явления. Непосредственно имея дело только с внешними формами — детским поведением, он должен разработать критерии, с помощью которых на феноменологическом уровне будет осуществлено вычленение явления, в котором обнаруживает себя искомое новообразование.

Однако эти критерии, хотя и предназначенные для "операционализации" новообразования на уровне поведения, не могут не вести на себе печати представлений о существе центральных новообразований, возникающих в ходе развития ребенка и даже, можно утверждать, обусловлены ими. Поэтому для разработки требуемых критериев необходимо представить то, что будет вложено нами

44

в понятие центрального новообразования критического возраста.

Повторим уже приводимое понимание новообразований Л. С. Выготским: "Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период" (1984, с. 248).

Исходя из системного понимания возраста, Л. С. Выготский писал: "В каждую данную возрастную эпоху развитие совершается не таким путем, что изменяются отдельные стороны личности ребенка, в результате чего происходит перестройка личности в целом — в развитии существует как раз обратная зависимость: личность ребенка изменяется как целое в своем внутреннем строении, и законом изменения этого целого определяется движение каждой его части" (1984, с. 256).

Другими словами, из приведенной цитаты и изложения взглядов Л. С. Выготского ясно, что центральное новообразование являет собою целостную перестройку личности. Следовательно, раскрывая наше понимание центрального новообразования критического возраста как момента детского развития, необходимо задать главным образом эту целостность.

Известно, что единство частей образует целостность. Взаимосвязь элементов или частей целого такова, что функционируя, они развивают не только сами себя, но и другие части и элементы: "... каждый элемент связи является условием другого и обусловлен им" (И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин, 1973, с. 127). Целостная структура является и устойчивой, и развивающейся, "... структура "противостоит"

45

постоянным изменениям компонентов, удерживает эти изменения в пределах определенного качества. Наличие структуры — условие накопления количественных изменений внутри системы, являющейся необходимой предпосылкой для ее последующего развития, преобразования" (В. Г. Афанасьев, 1976, с. 93).

Ориентируясь на то понимание целостной системы (а личность человека, несомненно, может быть отнесена к таким системам), согласно которому ее части вступают во взаимообусловленные связи, мы остановились на гипотезе, высказанной М. И. Лисиной (1980).

Взяв за основу представление о личности как системе отношений человека к предметной действительности, к другим людям и к себе, развиваемое в контексте учения об общественном бытии человека в советской психологии (В. Н. Мясищев, 1966; С. Л. Рубинштейн, 1973, 1946; и др.), М. И. Лисина предположила, что центральные личностные новообразования в онтогенезе возникают в пунктах взаимного пересечения и преобразования всех трех линий отношений в пунктах завязывания их, по образному выражению А. Н. Леонтьева, в "узелки" (1977).

"Три указанных вида отношений, — пишет М. И. Лисина, — не изолированы друг от друга, а составляют именно "ансамбль" (выражение К. Маркса); мы познаем себя через других, а в других глядимся как в зеркало; через вещи относимся к человеку, а отношение к предметному миру опосредствуем отношением к себе и к другим людям. Выделенные выше взаимоотношения взаимосвязаны и генетически. Первым у ребенка возникает отношение к близкому человеку, авансом практикующему человеческие отношения" (Э. В. Ильенков, 1979) к младенцу. Под его влиянием логически вторично (хотя онтогенетически почти сразу же) у младенца начинает складываться

46

отношение к самому себе. И еще позднее складывается отношение к прочему миру — предметам, явлениям природы, и объектам окружающей среды. При этом отношение к близкому взрослому составляет то кардинальное условие, без которого остальные виды отношений возникнуть не могут" (1980, с. 38—39).

Апробация этой гипотезы начата в работах ее учеников (Н. Н. Авдеева, М. Г. Елагина, С. Ю. Мещерякова, 1986; Т. В. Гуськова (Ермолова), М. Г. Елагина, 1987; и др.).

Определенную поддержку в нашем стремлении использовать при разработке критериев центральных новообразований, возникающих в онтогенезе, категорию "отношение", мы находим в некоторых размышлениях Л. С. Выготского, анализирующего социальную ситуацию развития и развитие детского сознания, применительно к проблеме возраста, также с помощью этой категории. Так, социальная ситуация развития, представляющая собой исходный момент для всех динамический изменений, происходящих в определенный возрастной период, есть "совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Возникающие к концу данного возраста новообразования приводят к перестройке всей структуры сознания ребенка и тем самым изменяют всю систему его отношений к внешней действительности и к самому себе" (1984, с. 258, 260) (выделено нами — Т. Г.).

Разрабатывая с коллегами в течении двух десятилетий проблему развития общения в онтогенезе и обобщая полученные данные (М. И. Лисина, А. И. Силвестру, 1983; М. И. Лисина, Т. И. Димитров, 1979), М. И. Лисина писала: "Общение один из важнейших факторов

47

общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества и реализация ими прирожденной возможности стать представителями человеческого рода" (1978, с. 237). Изучение названным коллективом младенчества, раннего возраста и дошкольного детства в их возрастной преемственности, привело к постановке проблемы периодизации. В связи с этим М. И. Лисина высказала мысль, что в процессе перехода от одного возраста к другому общению принадлежит ведущая роль: в его недрах задается ребенку "зона ближайшего развития", под которую подтягивается и его деятельность (М. И. Лисина, 1978).

Развивая высказанные М. И. Лисиной идеи применительно к проблеме изучения кризиса 3 лет, мы предположили, что центральным новообразованием критического возраста будет такое, в котором качественно преобразуются одновременно все три линии отношений, конституирующие личность ребенка (а), общение в этом процессе будет играть важнейшую роль (б).

Отсюда же следует, что тот поведенческий комплекс, который отвечает нижеследующим критериям, может считаться формой, в которой обнаруживает себя центральное новообразование критического периода:

Информация о работе Экспериментальное изучение новообразования, проявляющего себя в форме "гордости за достижение"