Экспериментальное изучение новообразования, проявляющего себя в форме "гордости за достижение"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

Открытым остался вопрос о том, какое новообразование является центральным, определяющим личностную перестройку в критическом возрасте, в чем смысл и каково психологическое содержание этих личностных преобразований, в какой форме новообразование обнаруживает себя в поведении. Неясность в столь существенном вопросе определила проблему исследования, которая состоит в том, чтобы описать центральное новообразование кризиса 3 лет в его внешних поведенческих проявлениях и раскрыть со стороны психологического содержания, а также выявить факторы, определяющие его становление.

Содержание

Стр.
ВВЕДЕНИЕ
3
Глава I.
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ В ПРОЦЕССАХ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
9
1.1.
Проблема возрастных кризисов в постановке Л. С. Выготского
9
1.2.
Проблема критических периодов в работах зарубежных исследователей
14
1.3.
Проблема возрастных кризисов в современной советской психологии
20
1.4.
Кризис 3 лет и его изучение
31
1.5.
Исходная теоретическая ориентация исследования и подход к изучению центрального новообразования возраста
41
Глава II.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СИМПТОМОВ КРИЗИСА 3 ЛЕТ
50
2.1.
Цели, задачи и организация наблюдений
50
2.2.
Процедура выявления симптомов кризиса
52
2.3.
Описание симптомов кризиса 3 лет
55
2.4.
Психологический анализ симптомов кризиса 3 лет
67
Глава III.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ, ПРОЯВЛЯЮЩЕГО СЕБЯ В ФОРМЕ "ГОРДОСТИ ЗА ДОСТИЖЕНИЕ"
87
3.1.
Цели и задачи экспериментального изучения
87
3.2.
Эксперимент "Гордость за достижение"
87
3.3.
Эксперимент "Воображение"
108
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
117
БИБЛИОГРАФИЯ

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 1.11 Мб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Стр.

ВВЕДЕНИЕ

3

Глава I.

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ В ПРОЦЕССАХ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

9

1.1.

Проблема возрастных кризисов в постановке Л. С. Выготского

9

1.2.

Проблема критических периодов в работах зарубежных исследователей

14

1.3.

Проблема возрастных кризисов в современной советской психологии

20

1.4.

Кризис 3 лет и его изучение

31

1.5.

Исходная теоретическая ориентация исследования и подход к изучению центрального новообразования возраста

41

Глава II.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СИМПТОМОВ КРИЗИСА 3 ЛЕТ

50

2.1.

Цели, задачи и организация наблюдений

50

2.2.

Процедура выявления симптомов кризиса

52

2.3.

Описание симптомов кризиса 3 лет

55

2.4.

Психологический анализ симптомов кризиса 3 лет

67

Глава III.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ, ПРОЯВЛЯЮЩЕГО СЕБЯ В ФОРМЕ "ГОРДОСТИ ЗА ДОСТИЖЕНИЕ"

87

3.1.

Цели и задачи экспериментального изучения

87

3.2.

Эксперимент "Гордость за достижение"

87

3.3.

Эксперимент "Воображение"

108

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

117

БИБЛИОГРАФИЯ

130

ПРИЛОЖЕНИЯ

142

3

ВВЕДЕНИЕ

В отечественной психологической науке под возрастными кризисами понимаются особые переходные периоды на стыке двух стабильных, некризисных стадий, в ходе которых складываются новые психологические образования. Поведение детей в это время характеризуется чертами нестабильности и трудновоспитуемости (Л. С. Выготский, 1984).

Развитие психики и личности детей в критические периоды еще мало изучено. Вместе с тем, знания об этом крайне необходимы. Они позволяют углубить теорию психического развития и дать материалы для научно обоснованной разработки стратегии воспитания детей вообще и педагогической помощи детям, тяжело переживающим кризис, в частности. Этим определяется актуальность в теоретическом и практическом отношении настоящего исследования.

Существующие представления о критических возрастах во многом противоречивы. Это связано с определенными теоретическими разногласиями во взглядах исследователей, с недостатком конкретных знаний об особенностях развития детей в эти пе риоды и с методическими трудностями при изучении детей в критических возрастах. Поэтому так важны новые исследования в этой области. В последнее время предметом изучения стали подростковый и юношеский кризисы (Д. И. Фельдштейн, 1982; И. В. Дубровина, 1987; И. С. Кон, 1982), кризис 7 лет (А. Л. Венгер, 1986; Г. Г. Кравцов, 1987; Е. Е. Сапогова, 1986). Наименее изученными оказались кризисы, возникающие на ранних этапах онтогенеза, и, в частности, кризис 3 лет. Он был выбран в качестве предмета нашего исследования.

4

Кризис 3 лет традиционно связывают с семизвездием симптомов, куда входят негативизм, упрямство, своеволие, стремление к деспотическому управлению взрослыми, строптивость, протест-бунт и обесценивание взрослых. Все они располагаются вокруг оси социальных отношений. Тяжесть течения кризиса зависит от характера общения ребенка с окружающими.

Кризис 3 лет раскрывается не только со стороны тех изменений, которые обуславливают трудновоспитуемость ребенка, но и позитивных преобразований, консолидирующихся в психологических новообразованиях. Новообразованиями кризиса 3 лет называют личное действие и сознание "я сам" (Д. Б. Эльконин, 1960), систему Я (Л. И. Божович, 1978), чувство уверенности в себе (Э. Эриксон, 1968). Кризис 3 лет через их призму предстает как своеобразный и чрезвычайно важный период в развитии личности ребенка.

Открытым остался вопрос о том, какое новообразование является центральным, определяющим личностную перестройку в критическом возрасте, в чем смысл и каково психологическое содержание этих личностных преобразований, в какой форме новообразование обнаруживает себя в поведении. Неясность в столь существенном вопросе определила проблему исследования, которая состоит в том, чтобы описать центральное новообразование кризиса 3 лет в его внешних поведенческих проявлениях и раскрыть со стороны психологического содержания, а также выявить факторы, определяющие его становление.

Теоретической основой работы является концепция возраста, предложенная Л. С. Выготским и развиваемая его последователями (Л. И. Божович, А. В. Запорожец, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин), и концепция генезиса общения, которая раскрывает его как фактор, определяющий

5

психическое развитие ребенка в первые 7 лет его жизни, и, прежде всего, становление его личности и самосознания (М. И. Лисина, 1980 а, б, 1986). Мы исходили также из разработанных рядом советских психологов представлений о личности как системе отношений человека к предметному миру, к другим людям и к себе (В. Н. Мясищев, 1966; А. Н. Леонтьев, 1977; С. Л. Рубинштейн, 1973).

Исходной в работе была гипотеза, согласно которой:

а) центральным для критического возраста является новообразование, в котором качественно преобразуются одновременно три линии отношений, конституирующих личность ребенка;

б) в поведении оно обнаруживает себя в виде относительно устойчивого комплекса проявлений.

Материалы первой части исследования (наблюдений) позволили конкретизировать гипотезу. Предполагалось, что а) центральное новообразование кризиса 3 лет проявляет себя в форме "гордости за достижение", б) существенную роль в его становлении играет общение ребенка со взрослыми и процессы воображения.

В исследовании решались следующие задачи:

1. Разработка критериев определения центрального новообразования критического возраста и показателей отнесенности проявлений в поведении детей к кризисным.

2. Описание и анализ симптоматики кризиса 3 лет.

3. Изучение процесса становления центрального новообразования кризиса 3 лет.

4. Изучение путей влияния общения и воображения на становление центрального новообразования критического периода.

Методика и объем исследований. Методика включала наблюдение, констатирующий эксперимент и беседы.

6

Стандартизированное пролонгированное наблюдение велось за поведением 50 детей в возрасте от 2 до 4 лет в естественных условиях их жизни. Проводились беседы с 35 взрослыми, родителями и педагогами. В экспериментах (около 1000) участвовали 50 детей того же возраста и разных выборок (Дом ребенка, детский сад, семья). Опыты проводились в 1981—83 годах в детских садах-яслях № 132 г. Душанбе, № 1203 г. Москвы и Доме ребенка № 2 г. Душанбе.

Полученные в ходе исследования результаты позволили:

1) описать симптоматику кризиса 3 лет и выделить в ней два пояса: первый, состоящий из симптомов, обнаруживающих направленность ребенка на достижение в предметно-практической сфере; второй — из симптомов, характеризующих взаимоотношения ребенка с окружающими;

2) вычленить своеобразный комплекс поведенческих проявлений, названный "гордостью за достижение" и выступающий в качестве внешнего коррелята центрального новообразования критического возраста;

3) раскрыть психологический смысл этого новообразования как появление у ребенка нового видения себя, других людей и предметного мира, в центре которого стоит "культурно-значимое достижение" и его оценка, как опосредствование системы отношений личности ребенка к миру;

4) раскрыть роль общения в становлении центрального новообразования как задающего "зону ближайшего развития" и презентирующего малышу основное средство ориентации в задачах, возникающих в связи с ней — оценку. Оценка направляет деятельность ребенка на культурно-значимое достижение и обучает его деловой оценке себя.

7

Способность взрослого в общении задавать эту зону определяет течение кризиса 3 лет;

5) определить роль воображения в становлении новообразования кризиса 3 лет как внутреннего условия, обеспечивающего целеполагание.

Новизна работы определяется тем, что в ней: 1) осуществлен подход к психологическому анализу кризиса 3 лет в широком контексте концепции генезиса коммуникативной деятельности ребенка; 2) дана симптоматическая картина течения кризиса 3 лет, разработаны показатели отнесенности тех или иных проявлений в поведении детей к кризисным; 3) выявлено центральное новообразование критического (3 лет) возраста, раскрыто его психологическое содержание; 4) определены роль общения и процессов воображения в становлении центрального новообразования кризиса 3 лет

Теоретическое значение работы состоит в углублении знаний о кризисе 3 лет — одном из важнейших периодов в детском развитии. Данные, полученные в исследовании, могут послужить основой для дальнейшей теоретической и экспериментальной разработки проблем возрастной периодизации и развитии личности в онтогенезе.

Практическое значение работы определяется возможностью управлять воспитательным процессом на этапе перехода от раннего к дошкольному детству на основе психологически корректных воспитательных стратегий, приводящих к гармоническому развитию детской личности.

Достоверность полученных данных обеспечена объемом проведенного исследования, разнообразием экспериментальных приемов, а также статистической обработкой полученных данных.

8

Апробация исследования. Результаты работы были представлены на конференции, посвященной 80-летию А. В. Запорожца, обсуждались на научной сессии НИИ ОПП АПН СССР, а также на заседаниях лаборатории психического развития и воспитания детей дошкольного возраста и подготовки их к школе этого института. Материалы и выводы диссертационной работы используются при чтении лекций в Московском областном институте усовершенствования учителей Министерства просвещения РСФСР, а также в работе с воспитателями и методистами г. Москвы.

9

Глава I.    РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ В
ПРОЦЕССАХ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

1.1. Проблемы возрастных кризисов в постановке Л. С. Выготского

Достаточно давно известно, что в своем психическом развитии ребенок проходит ряд своеобразных ступеней. Первые наивные попытки описать детство человека как отдельные, не совпадающие по возможностям познания мира этапы, можно обнаружить еще в трудах Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, А. Радищева и других. Многие лучшие умы человечества пытались постичь, по образному выражению К. Бюллера: "... величайшую из всех драм развития — превращение наших детей в людей" (1924, с. 73).

Некоторые ступени возрастного развития, характеризующиеся особой тяжестью течения для самого ребенка, трудностями воспитательного характера, даже получили специальные названия: возраст упрямства (К. Бюллер, 1924), троцзальтер (И. Ионеску, 1973), возраст бури и натиска (C. Hull, 1943), трудное детство (J. Rousek, 1964).

Эти особо сложные периоды возрастного развития воспринимались как своеобразные возрастные аномалии, болезни роста, невротические искажения в развитии личности. Они, как правило, не включались в возрастные периодизации детского развития в качестве естественных и необходимых составляющих. Впервые в 30-х годах это сделал Л. С. Выготский в работе "Проблема возраста" (1984), который не только ввел понятие "кризис" для определения этих эмпирически открытых возрастных периодов, но и попытался раскрыть их роль в процессах психического развития ребенка.

10

Исходным в концепции возраста, разработанной Л. С. Выготским, было представление о развитии как процессе самодвижения. Этот диалектический взгляд на развитие противостоял недиалектическому его пониманию, согласно которому развитие понималось как рост, как накопление количества, как развертывание изначально присущей ребенку способности, некоего свойства, которое может многократно приумножаться, но остается в своей основе, по сути, изначально одним и тем же на протяжении всей своей истории.

По этому пункту — понимаю процессов развития — концепция возраста Л. С. Выготского оценивается Д. Б. Элькониным (1984) как противоположная ряду известных теорий детского развития. А именно, преформистским теориям, объяснявшим смену периодов развития, порядок появления на свет и уровень развития тех или иных психических процессов, свойств и качеств, развертыванием наследственных структур; теориям, которые рассматривают ребенка как своеобразную "tabula rasa", на развитие которой внешняя среда оказывает решающее воздействие; дуалистическим концепциям, признающим в наследственности и среде два фактора, определяющие развитие детской психики.

Л. С. Выготским был сформулирован следующий принцип построения возрастной периодизации: "... только внутренние изменения самого развития, только переломы и повороты в его течении могут дать надежные основания для определения главных эпох построения личности ребенка" (1984, с. 247). Такая позиция позволила ему положить в основу разрабатываемой возрастной периодизации два момента — содержательный и динамический, представив их в единстве и взаимосвязи.

Информация о работе Экспериментальное изучение новообразования, проявляющего себя в форме "гордости за достижение"