Экспериментальное изучение особенностей самооценки на отношение к сверстникам

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение особенностей эмоционального воспитания детей старшего дошкольного возраста.
В соответствие с целью, объектом и предметом исследования определяются его основные задачи:
1. Изучить психологические особенности детей дошкольного возраста
2. Охарактеризовать особенности эмоционального развития в старшем дошкольном возрасте
3. Рассмотреть условия воспитания эмоционально-положительного отношения к себе и к сверстнику
4 изучение роли семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости ребенка;
5 изучение значения игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольника.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
Глава 1 Теоретическое обоснование ……………………………………..
1. Эмоциональное воспитания детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………..
1.2. Психологические особенности детей дошкольного возраста……….
1.3. Особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………….
1.4. Формирование самооценки и воспитание эмоционально-положительного отношения к сверстникам…………………………………….
Вывод по 1 главе…………………………………………………………...
Глава 2 Экспериментальное изучение особенностей самооценки на отношение к сверстникам ……………………………………………..............
2.1. Методы и организация исследования………………………………..
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………..
2.3. Упражнения на эмоциональное воспитание ………………………..
Вывод по 2 главе……………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………
……

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 245.00 Кб (Скачать)
 

     Постепенно  изменяет предмет самооценки. Существенным сдвигом в развитии личности дошкольника  является переход от предметной оценки другого человека к оценке его  личностных свойств и внутренних состояний самого себя .Во всех возрастных группах дети обнаруживают способность объективнее оценивать других, нежели самих себя. Однако здесь наблюдаются определенные возрастные изменения.

     В старших группах можно заметить детей, которые оценивают себя с положительной стороны косвенным путем. Например, на вопрос “Какая ты: хорошая или плохая?” они обычно отвечают так: Я не знаю… Я тоже слушаюсь”. Ребенок же младшего возраста на этот вопрос ответит: “Я самый хороший”.

     В разных видах деятельности самооценка разная:

     - в рисовании ребенок способен  оценить себя правильно;

     - в грамоте он себя переоценивает;

     - в пении ребенок себя недооценивает.

     Изменения в развитии самооценки дошкольника  в значительной степени связаны  с развитием мотивационной сферы  ребенка. В процессе развития личности ребенка меняется иерархия мотивов. Ребенок переживает борьбу мотивов, принимает решение, затем отказывается от него во имя более высокого мотива. То, какие именно мотивы оказываются ведущими в системе, отчетливо характеризуют личность ребенка. Дети в раннем возрасте совершают поступки по непосредственному указанию взрослых. Совершая объективно положительные поступки, дети не дают себе отчета в их объективной пользе, не осознают своего долга по отношению к другим людям. Чувство долга зарождается под влиянием той оценки, которые дают взрослые поступку, совершенному ребенком.

     На  основе этой оценки у детей начинает развиваться дифференцировка того, что хорошо и что плохо. В первую очередь они учатся оценивать  поступки других детей. Позднее дети в состоянии оценить не только поступки сверстников, но и свои собственные поступки.

     Появляется  умение сравнивать себя с другими  детьми. От самооценки внешнего вида и  поведения ребенок к концу  дошкольного периода все чаще переходит к оценке своих личностных качеств, отношений с окружающими, внутреннего состояния и оказывается способным в особой форме осознать свое социальное “Я”, свое место среди людей. Достигая старшего дошкольного возраста, ребенок уже усваивает моральные оценки, начинает учитывать, с этой точки зрения, последовательность своих поступков, предвосхищать результат и оценку со стороны взрослого. Дети шестилетнего возраста начинают осознавать особенности своего поведения, а по мере усвоения общепринятых норм и правил использовать их в качестве мерок для оценки себя и окружающих.

     Это имеет огромное значение для дальнейшего  развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным  образцам. Для шестилеток характерна в основном еще не дифференцированная завышенная самооценка. К семилетнему возрасту, она дифференцируется и несколько снижается. Появляется отсутствующая ранее оценка сравнивания себя с другими сверстниками.

     Недифференцированность  самооценки приводит к тому, что  ребенок шести-семи лет рассматривает оценку взрослым результатов отдельного действия как оценку своей личности в целом, поэтому использование порицаний и замечаний при обучении детей этого возраста должно быть ограничено. В противном случае у них появляется заниженная самооценка, неверие в свои силы, отрицательное отношение к учению.

     Неадекватная  заниженная самооценка также может  сформироваться у ребенка как  результат частого неуспеха в  какой-то значимой деятельности. Существенную роль в ее формировании играет демонстративное  подчеркивание этого неуспеха взрослыми или другими детьми. Специальными исследованиями установлены следующие причины появления у ребенка заниженной самооценки:

     Объективные недостатки: низкий рост, непривлекательная  внешность и т.п.; вымышленные  недостатки: мнимая полнота, кажущееся отсутствие способностей; неуспех в общении: низкий социометрический статус в группе, непопулярность среди сверстников; угроза отчуждения в детстве: нелюбовь родителей, воспитание в “ежовых рукавицах” и т.п.; чрезмерная сензитивность к внешним оценкам, исходящим от значимых других и т.д.

     Дети  с заниженной самооценкой переживают чувство неполноценности, как правило, они не реализуют своих потенций, т.е. неадекватная заниженная самооценка становится фактором, тормозящим развитие личности ребенка .

     Причина неадекватной самооценки состоит в  том, что дошкольнику, особенно младшему, очень трудно отделить свои умения от собственной личности в целом. Для него признать то, что он что-то сделал или делает хуже других детей, значит признать, что он вообще хуже сверстников.

     Поэтому даже старший дошкольник, понимая, что  поступил неправильно, что не в состоянии  это признать. Он понимает, что хвастать некрасиво, но стремление быть хорошим, выделиться в среде других детей  настолько сильно, что ребенок  часто идет на уловки, чтобы косвенно показать свое превосходство.

     Пример: Максим Д. (5 лет 9 мес.) занимается в танцевальном кружке. На постоянные вопросы взрослого: «Кто сегодня выполнял движения лучше?»  отвечает «Конечно, я». Подобный ответ  взрослого не удовлетворяет, и он терпеливо объясняет мальчику, что повторять «Я лучше всех» некрасиво. Когда в очередной раз взрослый после занятий спрашивает: «Кто сегодня танцевал лучше?», Максим отвечает: «Антон». И тут же торопливо добавляет: «Это я из скромности…»

     Психологические исследования установили:

     - дети, выделяющие свое Я через  деятельность, завышают самооценку;

     - у детей, выделяющих свое Я  через сферу отношений, самооценка  чаще занижена;

     - дети, имеющий разный статус, положение  в группе, по-разному оценивают себя. «Непопулярные» дети чаще всего себя переоценивают;

     - дети с высокой самооценкой  в группе чувствуют себя увереннее,  активнее проявляют свои интересы  и ставят перед собой более  высокие цели.

     Н.Т. Колесник выделяет следующие типы самооценки:

     - заниженная адекватная – неадекватная,

     - средняя адекватная – неадекватная,

     - завышенная адекватная – неадекватная.

     Так как самооценка ребенка формируется  в общении со значимыми другими выделим этапы развития навыков общения ребенка с взрослым и сверстниками.

     На  первом этапе (2-4 года) сверстник является партнёром по эмоционально-практическому взаимодействию, которое основано на подражании и эмоциональном заражении ребёнка. Главной коммуникативной потребностью является потребность в соучастии сверстника, которое выражается в параллельных (одновременных и одинаковых) действиях детей. Ребёнок, «смотрясь в сверстника», как бы объективирует себя и выделяет в самом себе конкретные свойства.

     На  втором этапе (4-6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником. Сотрудничество, в отличие от соучастия, предполагает распределение игровых ролей и функций, а значит, и учёт действий и воздействий партнёра. Содержанием общения становится совместная (главным образом, игровая) деятельность. На этом же этапе возникает потребность в уважении и признании сверстника. В этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, возникают такие явления, как зависть, ревность, обида на сверстника.

     На  третьем этапе (6-7 лет) общение со сверстником приобретает черты внеситуативности – содержание общения отвлекается от наглядной ситуации, начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми. Ровесник становится для ребёнка не только средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, но и самоценной личностью, важной и интересной, независимо от достижений.

     Ребёнок жадно стремиться стать объектом интереса и оценки своих товарищей, стремиться утвердиться в своих  лучших качествах, у него возникает  потребность в признании и  уважении ровесника.

     К 6-7 годам дошкольник начинает переживать себя в качестве социального индивида, появляется «внутренняя позиция». Он стремиться к сотрудничеству через  игры с правилами, что способствует развитию осознания своих обязанностей, поступков и их последствий, развитию произвольного, волевого поведения. не всегда этот опыт складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте закрепляется негативное отношение к другим, формируется устойчивое агрессивное поведение.

     Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматическая картина межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. Все эти отношения остро переживаются участниками и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения с взрослым .

     Опыт  первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Определить появления нарушений эмоциональной сферы можно по следующим признакам:

     - Нарушение, какой либо сферы  личности, психики ребёнка всегда  оказывает негативное воздействие  на другие сферы, в результате чего те деградируют, либо замедляют своё развитие.

     - Нарушение - проявляется в поведении,  его можно опознать при наблюдении: трудновоспитуемость, непослушание, агрессия, капризность, упрямство,  проявляющиеся не в критические  возрастные периоды.

     - Психические нарушения приводят  к социальной дезадаптации: к  сужению круга людей, с которыми  ребёнок может нормально взаимодействовать. 

     - Психические нарушения оказываются  барьером на пути воспитательных  воздействий. Задача устранения  нарушений оказывается первичной,  по отношению к собственно  воспитанию.

     - Нарушения психики и личности  часто приводят к психосоматическим  заболеваниям .

     Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может приводить к различным типам поведения:

     - Неуравновешенное, импульсивное поведение, характерное для быстро возбудимых детей. При возникновении конфликтов со сверстниками эмоции этих детей проявляются во вспышках гнева, громком плаче, отчаянной обиде. Негативные эмоции детей в этом случае могут быть вызваны как серьёзными причинами, так и самыми незначительными. Их эмоциональная несдержанность и импульсивность приводят к разрушению игры, к конфликтам и дракам. Вспыльчивость – скорее выражение беспомощности, отчаяния, чем агрессии. Однако эти проявления ситуативные, представления о других детях остаются положительными и не препятствуют общению.

     - Повышенная агрессивность детей, выступающая как устойчивое качество личности. Исследования и многолетние исследования показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остаётся устойчивой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Гнев перерастает в нарушение при постоянном, агрессивном поведении родителей, которым подражает ребёнок; проявлении нелюбви к малышу, из-за чего формируется враждебность к окружающему миру; длительных и частых негативных эмоций.

     Среди причин, провоцирующих  агрессивность детей, выделяются следующие:

     - привлечение к себе внимания сверстников;

     - ущемление достоинств другого  с целью подчеркнуть своё превосходство; 

     - защита и месть; 

     - стремление быть главным; 

     - необходимость овладения желанным  предметом. 

     Проявления  выраженной склонности к агрессивности:

     - высокая частота агрессивных действий – в течение часа наблюдений такие дети демонстрируют не менее четырёх актов, направленных на причинение вреда сверстникам;

     - преобладание прямой физической  агрессии;

Информация о работе Экспериментальное изучение особенностей самооценки на отношение к сверстникам