Экспериментально-психологическое исследование по проблеме готовности детей к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:55, курсовая работа

Описание работы

Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению профилактика школьной дезадаптации. Для успешного решения этой цели в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в обучении по отношению к детям как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать школьной дезадаптации.

Работа содержит 1 файл

Курсовая 3 курс.doc

— 328.00 Кб (Скачать)

     Источником  демонстративности, ярко проявляющейся  уже в дошкольном возрасте, обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования проявляются, как правило, избалованными детьми.

     Дети  с негативистической демонстративностью, нарушая правила поведения, добиваются необходимого им внимания. Это может быть даже недоброжелательное внимание, все равно оно служит подкреплением демонстративности. Ребенок, действуя по принципу: «лучше пусть ругают, чем не замечают», - извращенно реагирует на понимание и продолжает делать то, за что его наказывают.

     Таким детям желательно найти возможность  самореализации. Лучшее место для  проявления демонстративности - сцена. Помимо участия в утренниках, концертах, спектаклях детям подходят другие виды художественной деятельности, в том числе и изобразительная. Но самое главное - снять или хотя бы ослабить подкрепление неприемлемых форм поведения. Задача взрослых - обходиться без нотаций и назиданий, не обращать внимания на легкие проступки, как можно менее эмоционально делать замечания и наказывать.

  1. «Уход от реальности». Уход от реальности - еще один вариант неблагоприятного развития. Это когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее в резкой театрализованной форме не могут из-за своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию тревожности и еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. Эти особенности, усиливающиеся со временем, обычно сочетаются с инфантильностью, отсутствием самоконтроля.

     Не  достигая существенных успехов в  учении, такие дети так же, как  и чисто демонстративные, «выпадают» из процесса обучения на уроке. Но выглядит это иначе: не нарушая дисциплины, не мешая работать учителю и одноклассникам, они «витают в облаках».

     Дети  любят фантазировать. В мечтах, разнообразных  фантазиях ребенок получает возможность  стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания. В некоторых случаях фантазия проявляется в художественном или литературном творчестве. Но всегда в фантазировании, в отстраненности от учебной работы отражается стремление к успеху и вниманию. В этом же заключается и уход от не удовлетворяющей ребенка реальности. При поощрении взрослыми активности детей, проявление внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.

     Психологическая готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ІІІ. Экспериментально-психологическое исследование по проблеме готовности детей к школе

    3.1. Описание и обоснование выбора  метода

         Основной целью психологического обследования ребенка приеме в школу является распознавание его индивидуальных особенностей, а также продолжение их дезодаптации.

      Выделяется  три аспекта школьной зрелости: интеллектуальной, эмоциональной и социальной. Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие, включающее фигуры из фона, концентрацию внимания, аналитическое мышление, возможность запоминания, умение воспроизводить образцы, а также развитие таких движений руки сенсомоторную координацию.

      Эмоциональной зрелостью понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность  длительное время выполнять не очень  привлекательные задания.

      К социальной зрелости относится потребность  в общении со сверстниками и умение подчинить свое поведение законам детских групп, а также способность исполнить роль ученика в ситуации школьного обучения.

      На  основании этих параметров создаются  тесты для определения школьной зрелости.

     Приведённый обзор методик позволяет на их основе провести диагностику детей на предмет их готовности к школьному обучению.  Полученные результаты  должны  помочь выявлению  сторон  психической деятельности детей,  нуждающихся в коррекции.

Методика 1. "Ориентационный тест школьной зрелости" Керна-Ирасека.

     Ориентационный  тест школьной зрелости состоит из трех заданий:

     Первое  задание – рисование мужской  фигуры по памяти, второе срисовывание письменных букв, третье срисовывание группы точек. Для этого каждому  ребенку раздаются листы бумаги с представленными образцами выполнения заданий. Все три задания направлены на определение развития тонкой моторике руки и координации зрения и движений руки, эти умения необходимы в школе для овладения письменности. Также тест позволяет выявить (в общих чертах) интеллект развития ребенка. Задания срисовывание письменных букв и срисовывание группы точек выявляет умение ребят воспроизводить образец. Эти также позволяют определить, может ли ребенок работать не которое время сосредоточенно, не отвлекаясь.

     Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1 - высший бал; 5 - низший бал), а затем вычисляется суммированный итог по трем заданиям. Развитие детей, получивших в сумме по трем заданиям от 3 до 6 балов, рассматривается как выше среднего, от 7 до 11 – как среднее, от 12 до 15 – ниже среднего. Дети которые получили от 12 – 15 балов необходимо дополнительно обследовать. 

Методика 2. Методика "Домик" (Н.И.Гуткиной) 

     Методика  представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающую домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторике руки. Методика рассчитана на детей 5,5 – 10 лет.

     Инструкция  испытуемому : "Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, которую ты видишь на этом рисунке (перед испутуемым кладут листок с "Домиком") Не торопись, будь внимательным, постарайся, как чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что – то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе."

     Обработка экспериментального материала производится путем подсчета балов, начисляемые  за ошибки.

     Ошибками  считаются:

     а) отсутствие, каких либо детали рисунка.

     б) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза при относительно произвольном сохранении размера всего рисунка.

     в) не правильное изображение элементов рисунка.

     д) отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления.

     е) разрывы между линиями в тех местах где они должны быть соединены

     ж) залезание линий одна на другую.

     Хорошее выполнение рисунка оценивается  в 0 балов. Чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная  оценка.

      Методика  3. «Графический диктант»

Цель: Определение уровня развития мелкой моторики, пространственной ориентации и понимания словесных инструкций

Материал: листочек в клетку, карандаш

Инструкция: «Сейчас мы будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они  получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня. Я буду говорить на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Проводи только те линии, которые я скажу. Когда проведешь, жди, пока я не скажу как нужно проводить следующую линию. Следующую линию надо начинать там, где закончилась предыдущая. Карандаш от бумаги не отрывай. Давай начнем первый рисунок».

      1 рисунок: 1 клетка вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо. Дальше ребенок  должен продолжить рисунок самостоятельно. Здесь можно подсказывать, направлять ребенка. На выполнение самостоятельного рисунка дается 1,5-2 минуты.

      2 рисунок: 3 клетки вправо, 1 вверх, 1 влево, 2 вверх, 3 вправо, 2 вниз, 1 влево, 1 вниз, 3 вправо, 1 вверх, 1 влево, 2 вверх, 3 вправо. Дальше ребенок продолжает работать  самостоятельно также 1,5-2 мин.

      Оценивается только второй рисунок.

  1. Понимание слов инструкции:

      4 балла – все задание выполнено  безупречно;

      3 балла – 1-3 ошибки;

      2 балла – более 3-х ошибок;

      1 балл – более 5 ошибок.

  1. Уровень развития моторики:

      Наличие разрывов – 1 балл;

      Дрожание  руки – 1 балл;

      Выход за площадь клетки – 1 балл.

  1. Поведение в условиях обследования

Контактность.

      3 балла – ребенок охотно идет  на контакт, стремится продолжить  общение, задает много вопросов.

      2 балла – ребенок самостоятельно  не проявляет инициативы, но идет на общение по принуждению

      1 балл – ребенок не идет на  контакт, отвечает односложно

Работоспособность.

      3 балла – ребенок прилагает  все силы на выполнение задания,  стремится доделать до конца,  не отвлекается во время работы, пытается самостоятельно справиться с трудностями.

      2 балла – ребенку требуется  в некоторых случаях стимулирование, помощь и психологическая поддержка  при преодолении трудностей.

      1 балл – ребенок быстро устает, часто отвлекается, при возникновении  трудностей отказывается выполнять задание.

  1. Интерес.

      3 балла – ребенок проявляет  выраженный интерес к предлагаемым  заданиям, просит продолжить ситуацию  обследования, вносит элементы фантазирования, охотно поддерживает игру.

      2 балла – интерес к отдельным  заданиям или сначала проявляется интерес, но потом быстро угасает.

      1 балл – интерес отсутствует.

Методика 4. «Методики Ю. Гильбуха» 

      Данная  программа предназначена для  экспресс-диагностики основных компонентов  готовности к школе: она занимает всего 20-25 минут на одного ребенка и позволяет выявить уровень развития фонематического слуха, словаря, саморегуляции, кратковременной памяти и логического мышления.

      1. Тест фонематического слуха

      Цель: Определение уровня развития фонематического  слуха

      Инструкция: «Давай с тобой задумаем какое-нибудь слово, например, окно. Я буду все-время повторять его. А потом заменю другим словом, например, табуретка. Как только ты услышишь это другое слово, сделай вот так (хлопнуть ладонью по столу). Этим ты укажешь на мою ошибку, а потом назовешь то слово, которое я сказал неправильно. Если я буду все время повторять то слово, которое мы задумали, то в конце ты скажешь, что все правильно».

      Далее называем ребенку по одному любому ряду из каждой контрольной фонемы. Задание с фонемой Р – ознакомительное, оно не оценивается. Остальные три – оцениваются.

Контрольная фонема Р: Контрольная фонема С:
      1 ряд: лама, рама

      2 ряд: рампа, лампа

      3 ряд: коробок, колобок

      4 ряд: оклик, окрик

      1 ряд: сон, тон

      2 ряд: коса, коза

      3 ряд: рассвет, расцвет

      4 ряд: сытый, шитый

Контрольная фонема Ч: Контрольная фонема Г:
      1 ряд: чуб, щуп

      2 ряд: чадить, щадить

      3 ряд: чипать, щипать

      4 ряд: почесть, пошесть

      1 ряд: гора, кора

      2 ряд: голос, колос

      3 ряд: граб,  краб

          4 ряд: пороги, пороки

Информация о работе Экспериментально-психологическое исследование по проблеме готовности детей к школе