Экстремальные ситуации как факторы психической травматизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:10, реферат

Описание работы

Говоря об экстремальных ситуациях, как факторах психической травматизации необходимо дать объяснение факторам, формирующим здоровье. Так как это является отправной точкой исследований изменения психики человека в экстремальной ситуации.
Определяющим фактором здоровья является образ жизни (modus Vivendi), вследствие этого здоровье рассматривается как социально-психологическая категория.

Работа содержит 1 файл

ПСИХОЛОГИя ЗДОРОВЬЯ реферат 1.docx

— 83.54 Кб (Скачать)

Быстротечная. В данной ситуации деятельность протекает при жестком дефиците времени с максимальной психической нагрузкой, в готовности к немедленным действиям в исключительно быстром темпе. Этому типу ситуации присущи неожиданность, новизна отдельных ее элементов, скорость возникновения, недостаток и противоречивость информации, интенсивное функционирование мышления, быстротечность психических процессов. Основной фактор данной ситуации - внезапность, поэтому здесь большое значение имеет наличие у персонала соответствующего опыта и привычек.

Продолжительная. Для эффективной деятельности в продолжительной ситуации необходимы стойкие мотивы деятельности, психическая выносливость, высокая мобилизованность, ответственность, самостоятельность и другие качества персонала подразделений особого риска.

Ситуация с  элементом неопределенности. В этой ситуации перед личным составом подразделений особого риска возникает проблема выбора единственно правильного решения из нескольких возможных и одинаково значащих. Ситуации с элементом неопределенности присущи отсутствие или противоречивость информации. В решении разнообразных задач в рамках этой ситуации определяющее значение приобретают адекватная мотивация, эмоциональная устойчивость, высокая профессиональная подготовка и интеллектуальная трудоспособность.

Ситуация, которая  нуждается в готовности к экстренным действиям. Деятельность специалистов рискоопасных профессий в указанной ситуации нуждается в высоком уровне внимательности, скорости переключения психических процессов, эмоциональной устойчивости.

Ситуация, которая  совмещает неожиданность и дефицит  времени.  Характеризуется необходимостью немедленного принятия правильного решения, высокой степенью персональной ответственности за принятые решения и действия, немедленным проявлением результатов.

Ситуация с  поступлением ошибочной информации. Возникает, как правило, при отказах или неисправностях приборов, оборудования или при получении дезинформации. Характеризуется зависимостью количества ошибочных решений и действий от наличия времени и имеющегося опыта.

Ситуация "доминантного состояния". Обусловлена возможностью полного поглощения внимания каким-нибудь одним видом деятельности. Выражается в том, человек, находясь в таком "доминантном состоянии", слабо реагирует на другие воздействия, сигналы и команды, что может привести к отрицательным последствиям. Необходимо использование очень сильных раздражителей или предупреждающих сигналов, которые могут вывести данного человека из этого состояния "поглощения".

Критическая ситуация. Предъявляет альтернативный выбор возможных результатов деятельности: победа или полное поражение. В критической ситуации раскрываются индивидуальные особенности личности, проявляются основные социально-психологические качества, адаптационные возможности. 

В зависимости от особенностей конкретных профессиональных задач  и условий, в которых они решаются, представители подразделений особого  риска подвергается воздействию  разнообразных стресс-факторов, которые  условно можно объединить в две  большие группы:

Группа А - факторы, которые имеют непосредственное эмоциональное влияние:

А1 - опасность: для жизни своей собственной, подчиненных или взаимодействующих людей, специальной техники и вооружения, без которых невозможно выполнение служебной задачи, а также жизнь родных и близких работника подразделения особого риска. Опасность воспринимается как объективно существующее стечение обстоятельств или предметов, которые угрожают жизни и здоровью людей. При этом она может быть реальной или мысленной. Непосредственное восприятие опасности должно быть адекватным. Для этого она не должна застать работника неожиданно или вызвать у него непреодолимое чувство страха. Это возможно при развитой стойкости в оценке реальной опасности и осмотрительности при внешне неуязвимой ситуации.

А2 - неопределенность: это дефицит или противоречивость личностно-значимой информации.

А3 - внезапность (неожиданность): как правило, воздействие на психику работников подразделений особого риска данного фактора достигается на основе трех основных параметров - времени, месту и возможному средству разрешения сложившейся ситуации.

А4 - отрицательные эмоциональные реакции: этот фактор включает нервозность, неуверенность в своих действиях. Он может вызвать обострение уже имеющихся конфликтов и стимулировать развитие новых межличностных конфликтных ситуаций, что снижает эффективность деятельности подразделений особого риска.

Совокупность перечисленных  факторов создает психологическую  нагрузку, влияющую на человека в условиях экстремальной ситуации. Ее размер будет зависеть от суммарного воздействия  факторов, но с обязательным доминированием в общей нагрузке отдельных из них. А вот размер и структура  психологической нагрузки в различных  экстремальных ситуациях будет  определяться особенностями конкретной профессиональной деятельности.

Группа Б - факторы, которые имеют опосредствованное эмоциональное влияние, зависящее от профессиональных возможностей работника подразделения особого риска

Б1 - Дефицит времени на оценку обстановки, подготовка и принятие решений в условиях влияния психогенных факторов сформировавшейся обстановки. В условиях выполнения задачи этот дискомфорт приобретает гнетущее значение. Времени всегда не хватает и особенно - при недостатке профессиональных навыков.

Б2 - Увеличение темпа действий.  Все это нуждается в скорости, как моторных действий, так и принятых решений. При этом эффективность будущего решения может быть обеспечена на основе опережающего отражения, предугадывания назревающих событий.

Б3 - Совмещение нескольких видов деятельности:

  • афферентные операции - восприятие информации: получение сообщений с помощью средств связи или установленных сигналов, получение приказов и команд от высших начальников, получение информации от взаимодействующих работников, подразделений и т.п.;
  • логические операции - связанные с переработкой информации, оценкой обстановки и принятием решения в ходе выполнения служебных задач;
  • эфферентные операции - связанные с выполнением принятых решений. Все виды деятельности "спрессовываются", увеличивается ее психогенность, возрастает психическая напряженность.

Таким образом, на психику и поведение работников подразделений особого риска влияют факторы, причины развития которых условно разделены на две группы:

Внешние:

  • решительность и темп осуществления служебных действий;
  • интенсивность и новизна применения специальной техники, спецсредств и оружия;
  • гибель или ранения личного состава подразделения и гражданского населения;
  • характер действий подразделения;
  • укомплектованность и качественный состав подразделения, его слаженность, степень управления и стиль деятельности официальных и неофициальных лидеров;
  • непрерывность, продолжительность и динамика выполнения служебной задачи;
  • разрушение гражданских объектов;
  • естественно-географические и климатические особенности местности;
  • время года и суток.

Внутренние:

1. Субъективные  факторы отражения условий служебной  деятельности:

  • внезапность, неожиданность (непродолжительное по времени изменение обстановки, возникновение которой работники не предполагали);
  • угроза (ожидание возможных отрицательных последствий служебной обстановки);
  • опасность (осознание реальной возможности отрицательного воздействия конкретных элементов профессиональной деятельности на жизнь и здоровье личного состава);
  • новизна, необычность компонентов служебной деятельности;
  • неопределенность (включает полное отсутствие, недостаток или противоречивость информации об обстановке);
  • излишек информации (объем информации превышает возможности анализа и обобщения);
  • дефицит времени (на анализ, оценку обстановки, принятие решения и проведение конкретных действий);
  • ответственность (за выполнение приказа, принятие решения и самостоятельные действия при выполнении служебных задач);
  • осознание личным составом подразделения особого риска характера и результатов профессиональной деятельности;
  • продолжительное перенесение лишений, трудностей и дискомфорта (отсутствие обычных условий для жизни и деятельности на протяжении большого промежутка времени).

2. Особенности  индивидуально-личностной сферы:

  • отсутствие, недостаточная сформированность или наличие противоречивых мотивов деятельности в ходе выполнения служебных задач;
  • наличие отрицательных для профессиональной деятельности эмоциональных особенностей личности (чрезмерная впечатлительность, эмоциональная неустойчивость, повышенная эмоциональная возбудимость, неуравновешенность);
  • тревожность, агрессивность, чрезмерная склонность к риску;
  • слабая способность к адаптации в экстремальной обстановке, которая обусловлена недостатком опыта (знаний, умений и навыков профессиональной и психологической подготовки);
  • несоответствие уровня притязаний и самооценки личности;
  • недостаточное развитие и функционирование психических познавательных процессов;
  • низкие возможности адаптации, которые обусловлены состоянием здоровья, выносливости, уровнем физического развития;
  • неблагоприятное функциональное состояние организма, вызванное психической травмой, заболеванием или продолжительной неудовлетворенностью физиологических нужд.

 

Психические реакции  человека на экстремальные ситуации

При воздействии стресс-факторов экстремальной ситуации большинство  современных исследователей выделяют два вида реакций человека: адекватные и тревожные. Основным содержанием  адекватных форм реакции являются специфические  реакции организма, направленные на устранение или преодоление влияния  экстремальных факторов или поддержание  необходимых видов деятельности. Особенностью поведенческих форм является их осознанный целенаправленный характер. Это подразумевает формирование у человека определенного плана  действий, основанного на анализе  качественных, а иногда и количественных характеристик экстремальных условий.

Тревожная форма реакции  характеризуется относительно малой  связью со специфичностью экстремального условия. Она направлена, прежде всего, на сохранение функционирования организма  и лишь в значительно меньшей  степени на сохранение структуры  трудовой деятельности. Сознательный контроль за поведенческими реакциями здесь ослабевает, и в крайних случаях наблюдаются бессознательные поведенческие реакции типа паники.

Реакции тревоги дифференцируются на малую, среднюю и крайнюю степени. Психологическое содержание реакции  тревоги малой степени заключается  в стремлении проанализировать внешний  раздражитель, оценить его значимость и выработать реакции пассивной  защиты от воздействующего фактора. В отличие от обычной ориентировочной  реакции реакция тревоги при  действии слабого экстремального фактора  более устойчива и в ней  более выражен компонент психических, поведенческих ответов. Наиболее выраженными  являются изменения порогов восприятия, изменения ряда психологических  функций, нарушения нормального  хода выполнения профессиональных действий. Вместе с тем, появление реакций  тревоги малой степени не вызывает значительных эмоциональных изменений, не изменяется и значимость, и соотношение  мотивов деятельности.

При реакции тревоги средней  степени появляются ошибки в трудовой деятельности человека. Ошибки учащаются, нарушается процесс осуществления  сознательного контроля за ними, изменяется структура ассоциативных связей, происходит их упрощение. В частности, нарушается чувство восприятия времени. Эти явления характеризуются как эмоционально-ассоциативные нарушения, ведущим компонентом которых является сужение поля сознания. Одним из наиболее существенных признаков реакции тревоги является изменение мотивов деятельности, где на первый план выходят мотивы страха, ухода из экстремальной ситуации. Доминантным становится какой-либо один из множества мотивов, в обычных условиях определяющих деятельность человека.

Информация о работе Экстремальные ситуации как факторы психической травматизации