Экстремальные ситуации как факторы психической травматизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:10, реферат

Описание работы

Говоря об экстремальных ситуациях, как факторах психической травматизации необходимо дать объяснение факторам, формирующим здоровье. Так как это является отправной точкой исследований изменения психики человека в экстремальной ситуации.
Определяющим фактором здоровья является образ жизни (modus Vivendi), вследствие этого здоровье рассматривается как социально-психологическая категория.

Работа содержит 1 файл

ПСИХОЛОГИя ЗДОРОВЬЯ реферат 1.docx

— 83.54 Кб (Скачать)

Этап психической переадаптации  сменяется этапом неустойчивой психической  деятельности. Появляются необычные  психические состояния: эмоциональная  неустойчивость, нарушения ритма  сна и бодрствования. Но в то же время это нормальные защитные реакции  организма в границах психологической  нормы. Эти необычные психические  состояния отличаются от необратимых  тем, что человек понимает кратковременность  такого состояния, свою связь с окружающей средой и мотивированность своих  поступков, сохраняя при этом критичность  по отношению к ним.

Если же давление окружающей враждебной человеку среды на барьер психической адаптации усиливается, то резервы организма катастрофически  уменьшаются. Наступает фаза истощения. Когда резервы организма оказываются  полностью исчерпанными, происходит прорыв барьера психической адаптации, и наступает психическая дезадаптация или кризис.

Необычные психические состояния, возникающие на этапе неустойчивой психической деятельности, разнообразны. Иногда у человека, остро переживающего  одиночество и отсутствие информации о том, что происходит вокруг него, появляются яркие цветные сновидения, часто трудно отличаемые от реальности. Видения и слуховые галлюцинации появляются и во время бодрствования. Усиленно работает воображение.

Слышатся какие-то голоса, появляется ощущение того, что кто-то постоянно находится рядом, вдалеке  мелькают какие-то люди, хищные животные... Галлюцинации возникают непроизвольно, помимо желания человека, и он не может от них избавиться. Эти нарушения  нормального восприятия окружающей действительности происходят, как правило, в промежуточном состоянии между  бодрствованием и сном из-за постоянного  напряжения и катастрофического  недосыпания.

У человека, находящегося в  одиночестве, усиливается потребность  в общении. Иногда он начинает разговаривать  сам с собой. Персонифицируются  и неодушевленные предметы. Часто  отмечаются симптомы так называемого  астенического синдрома (т. е. истощения  нервной системы). Это проявляется  в эмоциональной неустойчивости, снижении настроения, вялости, апатии, заторможенности, сменяемой раздражительностью, нарушении сна, снижении работоспособности.

В какой-то мере удовлетворить  потребность в общении при  полном одиночестве помогает ведение  дневниковых записей. Но не всегда есть, чем и на чем писать. Хотя при  желании можно использовать множество  подручных природных материалов. Создание силой воображения "собеседника" и персонификация объектов являются прекрасной защитной реакцией организма  на экстремальную ситуацию в условиях абсолютного одиночества.

После благополучного завершения вынужденного автономного существования  в агрессивной окружающей среде  человек некоторое время находится  или в состоянии крайнего возбуждения, или, наоборот, в состоянии глубокой депрессии.

Сроки реадаптации после  возвращения в цивилизацию и  обычные для человека условия  различны и зависят от степени  воздействия на человека психотравмирующих  факторов, длительности нахождения в  экстремальной ситуации и индивидуальных особенностей личности. Чаще всего  переход к обычному ритму работы и жизни занимает несколько дней, но иногда этот процесс требует и  более длительного времени: нескольких месяцев и даже лет!

Из всего вышесказанного вытекает, что у человека в экстремальной  ситуации есть определенный лимит времени, который весьма значительно колеблется в зависимости не только от внешних  факторов воздействия, но и от психофизического состояния человека, а также еще  и от определенных навыков жизнеобеспечения в экстремальных условиях.

Типы травматических ситуаций

Тип 1. Краткосрочное, неожиданное травматическое событие.

Примеры: сексуальное  насилие, естественные катастрофы, ДТП, снайперская стрельба.

1. Единичное  воздействие, несущее угрозу и  требующее превосходящих возможности  индивида механизмов совладания.

2. Изолированное,  довольно редкое травматическое  переживание.

3. Неожиданное,  внезапное событие.

4. Событие оставляет  неизгладимый след в психике  индивида (индивид часто видит  сны, в которых присутствуют  те или иные аспекты события), следы в памяти носят более  яркий и конкретный характер, чем воспоминания о событиях, относящихся к типу 2.

5. Такое событие  с большой степенью вероятности  приводит к возникновению типичных  симптомов ПТСР: к навязчивой  мыслительной деятельности, связанной  с событием, к симптомам избегания  и высокой физиологической реактивности.

6. При таком  событии с большой степенью  вероятности проявляется классическое  повторное переживание травматического  опыта.

7. Быстрое восстановление  нормального функционирования редко  и маловероятно.

Тип 2. Постоянное и повторяющееся воздействие травматического стрессора – серийная травматизация или пролонгированное травматическое событие.

Примеры: повторяющееся  физическое или сексуальное насилие, боевые действия.

1. Вариативность,  множественность, пролонгированность, повторяемость травматического события или ситуации, предсказуемость.

2. Более вероятно, что ситуация носит умышленный  характер.

3. Сначала переживается  как травма типа 1, но по мере  того как травматическое событие  повторяется, жертва переживает  страх повторения травмы.

4. Чувство беспомощности  в предотвращении травмы.

5. Для воспоминания  о такого рода событии характерна неясность и неоднородность в силу диссоциативного процесса; со временем диссоциация может стать одним из основных способов совладания с травматической ситуацией.

6. Результатом  воздействия травмы типа 2 может  стать изменение Я-концепции и образа мира индивида, что может сопровождаться чувствами вины, стыда и снижением самооценки.

7. Высокая вероятность  возникновения долгосрочных проблем  личностного и интерперсонального  характера, что проявляется в  отстраненности от других, в сужении  и нарушении лабильности и  модуляции аффекта.

8. Диссоциация,  отрицание, «онемение», отстраненность, злоупотребление алкоголем и  другими психоактивными веществами как попытка защититься от непереносимых переживаний.

9. Такая ситуация  приводит к так называемому  комплексному ПТСР, или расстройству, обусловленному воздействием экстремального  стрессора.

Вероятность того, что стрессор вызовет расстройство, зависит от его внезапности, непредсказуемости, длительности повторяемости и умышленности, от физического ущерба, который он наносит жертве или ее близким, от того, насколько он угрожает жизни, способствует изоляции, вступает в конфликт с представлением о своем Я, физически или психологически унижает достоинство или наносит ущерб сообществу, к которому принадлежит жертва, или его системе поддержки. Тем не менее ни один из стрессоров не способен вызывать ПТСР у всех людей поголовно, и наоборот, некоторые, на первый взгляд – умеренно травматичные события иногда могут привести к развитию ПТСР. В настоящее время, например, неизвестно, как определить травмирующую способность небольшого стрессора, если он длится в течение нескольких недель, и оценить, будет ли она иной, если его воздействие продолжается в течение нескольких месяцев или лет. Точно так же восприятие травматичности события очень индивидуально и подчас целиком зависит от какой-то мелкой подробности, к которой данный человек имеет идиосинкразию. В настоящее время единственным бесспорным выводом, к которому приходят все исследователи в этой области, является то, что в некоторых случаях для развития симптомов ПТСР индивидуальное восприятие стрессора как травмирующего фактора не менее важно, чем его «объективная» стрессогенность.

Не менее  существенное значение для развития и течения ПТСР имеют и посттравматические факторы, но в настоящее время  эта область исследована гораздо  меньше. В некоторых случаях то, что происходит с человеком после  травмы, воздействует на него даже сильнее, чем сама травма. Можно выделить факторы, которые способствуют профилактике развития ПТСР и смягчают его течение, к таковым относится: немедленно начатая терапия, дающая возможность активно делиться своими переживаниями; ранняя и долгосрочная социальная поддержка; восстановление чувства принадлежности к обществу (если оно было потеряно) и безопасности; участие в терапевтической работе с подобными жертвами травмы; отсутствие повторной травматизации; избегание деятельности, которая прерывает или нарушает ход терапии (например, длительное участие в правовых действиях, которые подспудно поощряют роль больного/ жертвы и снижают значимость терапии).

 

Список использованных источников

 

  1. Очерки физиологии функциональных систем / Анохин П. К. – М. : Медицина, 1975.
  2. Личность в экстремальных условиях / Лебедев В. И. – М.: Политиздат, 1989.
  3. Теория установки. Избранные психологические труды / Узнадзе Д. Н. – М. : Изд-во «Институт практической психологи», Воронеж : НПО «МОДЭК», 1997.
  4. Ситуативное развитие мотивации и установка / И.В. Имедадзе // Вопросы психологии. – 1989. – №2.
  5. Психология поведения жертвы / Христенко Виталий Евгеневич. – Ростов на Дону: «Феникс», 2004.(Серия «Учебные пособия»).
  6. Психологическая помощь в кризисных ситуациях /Малыкина-Пых И. /http://www.syntone-spb.ru/library/books/content/3330.html?current_book_page=all#content
  7. Библиографическое описание: Кошкаров В. С. Влияние стресс-факторов на психику пожарных /В.С. Кошкаров, А.В. Трошунин // Актуальные вопросы современной психологии: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). —http://www.moluch.ru/conf/psy/archive/30/142/
  8. «Психотравматология» /В.М. Кровяков, 2005/ http://www.psichology.vuzlib.org/book_o273_page_6.html
  9. Психическая травматизация, личностно-характерологический преморбид и неврозогенез / http://www.psychol-ok.ru/lib/mendelevich/nrotn/nrotn_09.html/

Информация о работе Экстремальные ситуации как факторы психической травматизации